«Права человека» в США. Эволюция. Этапы. Современность
«Права человека» в США. Эволюция. Этапы. Современность
Аннотация
Код статьи
S013038640018287-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Согрин Владимир Викторович 
Аффилиация: Руководитель Центра североамериканских исследований ИВИ РАН, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У), гл. ред. журнала «Общественные науки и современность»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
206-226
Аннотация

Автор стремится с профессиональной точки зрения осветить историю «прав человека» в США, приобретшую актуальное значение на современном этапе, но освещаемую соперничающими сторонами с идеологических позиций. Идеологизированные подходы обеих партий к американскому прошлому, по мнению автора, противоречат объективной картине и историзму. Автор показывает, что, несмотря на важные изменения (прежде всего Гражданскую войну 1861–1865 гг. и Реконструкцию Юга), до середины ХХ в. «права человека» в США в полном объеме распространялись только на мужчин – представителей белой расы. Затем под воздействием как внутренних проблем, так и холодной войны с СССР США провозглашали свое стремление распространить «права человека» на небелые расы и этносы. Зародились мультикультурализм и острый конфликт между ним и традиционными представлениями о «плавильном котле», закреплявшими господство в американской цивилизации за белой расой, в первую очередь англосаксами. На современном этапе достиг пика конфликт между Республиканской партией, приверженной приоритету белой расы, и Демократической партией, победившей на президентских выборах 2020 г. под лозунгами мультикультурализма и равных «прав человека» для всех рас, этносов, гендерных и иных групп американцев. В то же время в статье показывается и активное сопротивление многих американцев подобному подходу. Неудивительно, что многие мероприятия президента Д. Трампа в духе неоконсерватизма под давлением республиканцев во многом были продолжены его преемником Дж. Байденом.

Ключевые слова
права человека, мультикультурализм, политические движения, США
Классификатор
Получено
10.08.2021
Дата публикации
25.01.2022
Всего подписок
15
Всего просмотров
1336
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Во взгляде на «права человека» в США в «публичной истории»1 господствует презентизм. Известный российский публицист В.В. Познер, критикуя Д. Трампа за ограничение иммиграции, доказывал, что Америка изначально была привержена идее равенства прав, а потому Трамп пренебрегает первоосновами. Действительно, в Декларации США 1776 г. провозглашались равные естественные права «всех людей» (all people). Но дело в том, что авторы декларации, включая Т. Джефферсона, понимали под «всеми людьми» только белых мужчин, что соответствовало духу и букве того времени. Трамп первоосновами не пренебрегал, хотя по современным (но не изначальным) меркам он посягал на равные права меньшинств – латиноамериканцев, чернокожих, мусульман и др.
1. «Публичная история» – это исторические интерпретации, т.е. мифы, создаваемые в интересах различных социальных слоев и групп, как и властью в интересах государства. К публичной истории относятся публицистика, художественная литература, всевозможные произведения искусства и т.д. Ведущую позицию в создании «публичной истории» занимают электронные порталы и сайты, руководимые отнюдь не профессиональными историками. В массовом сознании доминируют представления, создаваемые именно «публичной историей», а не научной историографией, которая зиждется на иных принципах. Тема соотношения профессиональной и «публичной истории» рассматривалась автором. См., например: Согрин В.В. «Публичная история» и профессиональная историография // Российская история. 2020. № 2. С. 139–148.
2 Презентизм укоренился в «публичной истории» США. В последние десятилетия в США история подверглась мощному натиску со стороны адептов политкорректности, которая восторжествовала в «публичной истории» и перед напором которой не устояла профессиональная историография. На современном этапе адепты «публичной истории» США объявили о «Проекте 1619», участники которого считают началом истории США ввоз первых черных рабов, а не прибытие первых белых поселенцев-англосаксов в 1606–1607 гг. Осенью 2020 г. президент Дональд Трамп создал «Комиссию 1776» по подготовке празднования 250-летия независимости Соединенных Штатов. Комиссия поставила целью пропаганду традиционного патриотического взгляда на историю США в ответ на «Проект 1619». Новый президент США от Демократической партии Джо Байден в первый же день правления отменил решение Трампа о «Комиссии 1776». Но политкорректность, как и трамповский «патриотизм», противоречат объективному подходу и историзму.
3 В настоящей статье автор стремится с профессиональной точки зрения, принципиально отличающейся от того, что проповедуют адепты «публичной истории», осветить историю «прав человека» в США, приобретшую актуальное значение на современном этапе, но освещаемую соперничающими сторонами с чисто политических позиций.
4 Основополагающими документами США считаются Декларация независимости 1776 г. и Конституция 1787 г. В обоих документах отстаиваются две главные ценности – демократия, предполагающая равные права людей в управлении государством, и либерализм, подчеркивающий право на частную собственность, индивидуализм.
5 На колониальном этапе, с 1607 по 1775 г. переселенцы рассматривали себя как англичан, перебравшихся на новую территорию и обладавших теми же правами, что и жители метрополии. Английский монарх выдавал им хартии, в которых условием было поддержание всех прав, закрепленных за подданными в самой Англии, также и их ограничений. Например, главным ограничителем избирательного права в колониальной Америке, как и в Англии, стал имущественный ценз. По английскому закону в выборах в парламент могли участвовать лица, имевшие определенный ежегодный доход от земельного владения. Принцип имущественного ценза действовал и в североамериканских колониях. Но в колониях, в сравнении с Англией, избирательное право было более широко распространено – им пользовались от 50% до 75% взрослых свободных белых мужчин. Причина заключалась в доступе колонистов к незанятым землям и массовом обращении белых американцев во фригольдеров – самостоятельных собственников земельных участков.
6 Английский радикал Томас Пейн, который прибыл в Северную Америку в 1774 г., в начале января 1776 г. в памфлете «Здравый смысл» развил две революционные доктрины, зародившиеся в колониях: образование независимого американского государства и создание республиканского строя2. В Декларации независимости 1776 г. ее автор Томас Джефферсон изложил три идеи, перекликавшиеся с памфлетом Пейна. Это идея об естественных, равных и неотъемлемых правах «всех людей» (all people). Это признание права народа быть единственным источником государственной власти. Это утверждение о праве народа на восстание против тирании и ликвидацию деспотического правительства.
2. Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959. С. 85–87.
7 В колониальный период белое население делилось на свободное и полусвободное («сервенты» – законтрактованные слуги). В целом в колониальную эру законтрактованные слуги составляли примерно половину от общего числа переселенцев из Европы. В Англии такие работники набирались в подавляющем большинстве из бедных и деклассированных слоев, а также из заключенных (в этом случае контракт заключался тюремным начальством). Обычно подневольные переселенцы продавались на срок от четырех до семи лет, а в среднем на пять лет. По истечению срока контракта большинство сервентов попадали в нижние слои свободных американцев3. Под воздействием Американской революции подневольный труд белых был отменен.
3. Morris R.B. Government and Labor in Early America. New York, 1946. P. 398–399, 448–449, 450,466–468, 500–501; Smith A.E. Colonists in Bondage: White Servitude and Colonial Labor in America. 1607–1776. New York, 1947.
8 Кроме белых, в колониальный период Америку населяли также индейцы и чернокожие. Подобно жителям Англии, белые колонисты усвоили чувство превосходства над иными этносами и расами. В XVII–XVIII вв. англичане, а вслед за ними и американцы рассматривали индейцев и африканцев как «дикарей» и «варваров», которых англосаксы имели право подчинять и порабощать. Согласно суждениям англосаксонских белых поселенцев, «варвары» – индейцы, не знавшие понятия о собственности, могли занимать только те земли, которые непосредственно населяли и обрабатывали, но все иные территории, в том числе те, на которых местные племена охотились, были «ничьи». К концу колониального периода в североамериканских колониях из изначального количества «краснокожих» примерно в 2 млн человек осталось около 100 тыс. индейцев. Поработить индейцев не удалось, но вытесняли их с исконных земель вполне успешно.
9 Первых чернокожих рабов в Виргинию доставил голландский корабль в 1619 г. Чернокожие, как утверждали белые священники, были за «грехи» обращены в рабов самим Создателем. К концу колониального периода чернокожие составляли 0,5 млн человек, или 20% от общей численности американцев4.
4. Nash G.B. Red, White and Black: the Peoples of Early America. Englewood Cliffs (N.J.), 1982. P. 79–80.
10 Следующий этап – от Войны США за независимость до Гражданской войны 1861–1865 гг. – ознаменовался дальнейшим распространением «прав человека» на свободное мужское население. Имущественный ценз был снижен более чем в половине штатов, при этом в Пенсильвании и Вермонте право голоса распространилось на всех налогоплательщиков. Подходы, созвучные демократическим доктринам, оказали влияние на формирование центральной североамериканской власти эпохи Войны за независимость. Суверенные штаты отвергали как унитарную, так и федеративную форму государственного объединения, согласившись на создание конфедерации. Одобренные в 1781 г. Статьи Конфедерации закрепляли статус штатов как суверенных государств5.
5. Согрин В.В. Новое в изучении Американских революций // Американский ежегодник. 2020. М., 2020. C. 237–238.
11 После завершения революционной войны политическая элита инициировала создание сильного федерального правительства. По убеждению участников Филадельфийского конституционного конвента, заседавшего с мая по сентябрь 1787 г., политическая система конфедеративных Соединенных Штатов привела к «демократическому деспотизму», который следовало преодолеть. Но участникам конвента был присущ и политический реализм. Конституционный конвент 1787 г. допустил к национальным выборам всех американцев, наделенных избирательным правом в годы Войны за независимость. При обсуждении организации исполнительной власти восторжествовала концепция «единой и неделимой» исполнительной власти, которая провозглашала наделение таковой во всем объеме одного лица – президента США, переизбираемого каждые четыре года. Первый президент Дж. Вашингтон после второго срока отказался от нового переизбрания, создав важный прецедент демократического ограничения срока пребывания высшего лица в должности6. Избрание президента доверялось выборщикам, назначаемым штатами.
6. Новый прецедент создал Ф.Д. Рузвельт в 1940 и 1944 гг., который в чрезвычайных условиях Второй мировой войны был избран президентом на третий, а потом и на четвертый срок. После окончания войны в 1951 г. была одобрена 21-я поправка к Конституции США, запретившая избираться на президентскую должность более двух раз.
12 В 1789 г. Конгресс США включил в федеральную Конституцию Билль о правах в качестве первых 10 поправок. Поправки гарантировали либерально-демократические «права человека», не употребляя самого этого понятия. Идея противоправности рабства чернокожих и необходимости его ликвидации в годы Войны за независимость нашла поддержку только в северо-восточных штатах, в которых были приняты законы о постепенном освобождении на их территориях черных рабов. Рабовладение не подвергалось сомнению в южных штатах.
13 Подавляющее большинство индейцев, проживавших на территории новообразовавшихся Соединенных Штатов, выступили на стороне англичан. В предреволюционное десятилетие, запретив американцам переселяться за Аппалачи, Англия выступила своего рода гарантом неприкосновенности еще не захваченных индейских территорий. В августе 1783 г. индейские племена приняли совместное решение любыми средствами предотвращать захват американцами их территорий. Но в 1783 г. Соединенные Штаты и Англия заключили договор, признававший независимость США. В нем об индейцах не упоминалось ни словом, а территории, признававшиеся Англией ранее индейскими, передавались американскому государству, обратившему «свободные земли» в государственный фонд. Индейцы остались один на один с гораздо более сильным врагом и были обречены на поражение.
14 В США зародилась двухпартийность7. В эпоху второй двухпартийной системы, известной как «джексоновская демократия» 1820–1830-х годов, произошло расширение электората за счет нижних слоев белых мужчин, облегчение им доступа к западным землям, антимонопольное экономическое законодательство. Между двумя участниками этой двухпартийной системы, Демократической и Вигской партиями, сохранялся консенсус в отношении первооснов американской цивилизации. Наименьшими были расхождения в негритянском вопросе. На протяжении практически всего джексоновского периода партиям удавалось сохранять компромисс во взрывоопасном вопросе (Конгресс одобрил отказ от обсуждения темы рабства). Джексон проводил жесткую антииндейскую политику, а в сгоне индейских племен с их исконных территорий видел верное средство заселения западных земель белыми поселенцами и, следовательно, расширения демократии и прав белых. Белое мужское население оказалось в выигрыше. Европейцы, посещавшие США, самым известным из которых стал француз А. де Токвиль, восприняли политический строй Соединенных Штатов как торжество демократии8. В массовом сознании белых культивировался приоритет «человека, сделавшего самого себя».
7. Согрин В.В. Двухпартийная система в американской истории // Новая и новейшая история. 2021. № 1. С. 71.

8. Tocqueville A.de. Democracy in America. Vol. 1–2. New York, 1835, 1840. (Новейшие российские переводы: Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992, 2001).
15 Резкое обострение конфликта Севера и Юга на рубеже 1840–1850-х годов имело в своей основе первоначально земельный спор: два региона вступили в дискуссию по поводу распределения между ними отнятых у Мексики в ходе войны 1846–1848 гг. огромных территорий. Южане настаивали на том, что рабовладельческие штаты имеют право на доступ к новым территориям, а северяне проявили решимость поставить предел распространению рабства на новые земли. Южане отвергали уступки свободным штатам, а в последних стали набирать силу те, кто выступал против уступок рабовладельцам.
16 Зародилась новая, третья двухпартийная система «демократы – республиканцы»9. Республиканцы хотели с помощью раздачи простым белым гражданам свободных (но населенных индейцами) государственных земель помочь им реализовать «американскую мечту» – стать собственниками. Доказывая невозможность бесконечного сосуществования свободы и рабства, они одновременно доказывали невозможность совместной жизни белой и черной рас. Популярность среди белых в свободных северо-восточных штатах приобрела идея о необходимости полного разделения белой и черной рас посредством возвращения всех негров в Африку или же их вывоза в Латинскую Америку. Так рассуждал и лидер Республиканской партии А. Линкольн10.
9. Новую Республиканскую партию, действующую и поныне, следует отличать от более ранней Республиканско-демократической партии Т. Джефферсона.

10. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vols. 1–9 / ed. R.F. Basler. New Brunswick (N.J.), 1953–1955. Vol. 3. P. 462, 477, 479; Vol. 5. P. 52.
17 Но у рабовладельцев не было сомнений в том, что Север стремился разрушить рабовладельческую цивилизацию, хотя такая цель Линкольном, победившим на выборах осенью 1860 г. и собравшим 30% голосов избирателей11, не провозглашалась. В феврале 1861 г., за месяц до вступления Линкольна в должность президента, 11 южных штатов обнародовали рабовладельческую конституцию и во главе с Демократической партией начали войну.
11. Согрин В.В. Энциклопедия истории США. М., 2018. С. 396.
18 Поражения в битвах с южанами подвигли Линкольна и республиканцев к радикальным мерам. Первая из них – закон о гомстедах в интересах свободных белых американцев, одобренный Конгрессом США 20 мая 1862 г. Согласно этому закону все граждане США старше 21 года получали право на приобретение в полную собственность 160 акров (64 га) земли из государственного фонда после занятия и пользования соответствующим участком в течение пяти лет и уплаты умеренного регистрационного взноса. Доступ на свободные земли рабовладельцев исключался. Практическая реализация закона в последней трети XIX в. сопровождалась нарушениями и коррупционными злоупотреблениями со стороны властей. Но земельными участками и фермами обзавелись миллионы простых белых американцев.
19 Восприятие Линкольном отмены рабства темнокожих определялось политической целесообразностью. После поражений северян летом–осенью 1862 г., когда их политическая судьба повисла на волоске, Линкольн 22 сентября 1862 г. обнародовал предварительную Прокламацию об освобождении рабов. Прокламация вступила в силу 1 января 1863 г. Рабовладение в 11 мятежных штатах отменялось без процедуры одобрения обеими палатами Конгресса США. В конце Гражданской войны была принята 13-я поправка к Конституции США, которая означала радикальную с точки зрения либерализма и американской буржуазной ментальности экспроприацию частной («говорящей») собственности на сумму в 3 млрд долл. На завершающем этапе войны Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза чернокожих в Африку или Латинскую Америку.
20 Во время Реконструкции, последовавшей за Гражданской войной, режим чрезвычайного управления, введенный Республиканской партией и Конгрессом в 10 южных штатах, сопровождался распространением «прав человека» на чернокожих мужчин. В 1867–1868 гг. в 10 подвластных Конгрессу США южных штатах были проведены конституционные конвенты. Во время избрания конвентов сотни тысяч нелояльных белых южан поражались в избирательных правах, зато их получили взрослые чернокожие мужчины. В результате число черных избирателей в этих штатах превысило число белых – 735 тыс. против 635 тыс.12 Новые конституции южных штатов наделили чернокожих мужчин равными с белыми гражданскими и политическими правами. Позднее федеральная Конституция была дополнена 14-й и 15-й поправками о равных гражданских и политических правах чернокожих.
12. McPherson J.M. Ordeal by Fire. The Civil War and Reconstruction. New York, 1992. P. 530.
21 К 1870 г. в федеральный Союз вернулись все южные штаты. Вскоре на Юге обозначились реставрационные тенденции. Во всех южных штатах стали одобряться избирательные нормы, согласно которым для получения права голоса необходимо было заплатить специальный налог и сдать экзамен на грамотность. При помощи подобных норм, которые федеральной Конституцией не запрещались (она не позволяла лишать права голоса по расовому признаку, а остальные нормы оставались в компетенции штатов) от участия в выборах оказались отстранены 90% чернокожих избирателей. Чернокожим на Юге было запрещено пользоваться совместно с белыми больницами, транспортом, школами и т.д. Режим расовой сегрегации утвердился на Юге на последующие сто лет.
22 Республиканская партия не проявила желания препятствовать этому. Северо-восточные нувориши в течение нескольких лет Реконструкции завоевали на Юге прочные экономические и социальные позиции, стали владельцами железных дорог, нефтяных скважин, многих промышленных и торговых предприятий. Их экономическим богатствам, созданным в значительной мере благодаря поддержке переродившейся Республиканской партии, ничто не угрожало. Также все социальные классы белого населения были против уравнения в правах белых и чернокожих.
23 Последняя треть XIX в. отмечена утверждением на господствующей позиции в экономике крупных корпораций. Часть представителей крупного бизнеса вышла из нижних слоев, и в социал-дарвинистской идеологии, ставшей новым вариантом либерализма и воспринятой значительной частью нации, а не только верхним классом, их называли продуктом «естественного отбора» и «наиболее приспособленными» индивидами. Олигархи-нувориши отнеслись к политической власти как к своей собственности13. Произошло перерождение республиканцев из коалиции различных социальных сил, среди них средних и нижних слоев белых, каковой она была в эпоху Гражданской войны и Реконструкции, в выразительницу интересов верхов. Демократическая партия, вернувшая господство в южных штатах, в национальном масштабе также во все большей степени превращалась в выразительницу воли верхнего класса.
13. Burch P.H. jr. Elites in American History. Vol. 2. The Civil War to the New Deal. New York, 1980. P. 320–321.
24 Судебные интерпретации наполняли реальным содержанием американские законы. 14-я поправка к федеральной Конституции США, одобренная в 1868 г., провозглашала, что «ни один штат не может лишить кого-либо жизни, свободы или имущества без надлежащей правовой процедуры»14. Инициаторы поправки предназначали ее для пресечения попыток властей южных штатов ограничить права чернокожих. После 1870-х годов судебная ветвь использовала эту поправку для того, чтобы пресечь попытки властей штатов как на Юге, так и на Севере, ущемить интересы бизнеса. В 1896 г. Верховный суд США признал расовую сегрегацию на Юге не противоречащей федеральной Конституции, поскольку, как утверждали судьи, 14-я поправка осуждает неравенство прав, но не возможность раздельного пользования ими.
14. Конституции зарубежных государств. М., 2002. С. 362.
25 В конце XIX в. свободные государственные земли в США были исчерпаны. В Америке среди белого населения стали укореняться экономические контрасты. Нижние слои вовлекались в протестные движения. Просвещенная элита с начала ХХ в., нейтрализуя «левые» партии, сосредоточились на ограничении злоупотреблений корпораций и демократических политических требованиях. К важнейшим федеральным реформам относится 16-я поправка к Конституции США, вступившая в силу в 1913 г. и вводившая федеральный подоходный налог. 17-я поправка к Конституции, вводившая прямые выборы сенаторов, была одобрена также в 1913 г.
26 Впервые в американской истории успехов в обретении равных политических прав добились женщины15. На рубеже 80–90-х годов сторонницы избирательного права для женщин объединились в Национальной Американской женской суфражистской ассоциации. Суфражистки (сторонницы избирательных прав для женщин) создали мощную лоббистскую организацию в Вашингтоне, которая активно воздействовала как на конгрессменов, так и на руководство двух главных партий. Тогда же возникла на время Национальная женская партия. В 1918 г. Конгресс США высказался за внесение в Конституцию США поправки о наделении женщин избирательным правом (вступила в силу в 1920 г.). Это было движение белых женщин, и подавляющее их большинство не испытывали интереса к нуждам расово-этнических меньшинств. Большинство белых женщин той эпохи, подобно большинству белых мужчин, сохраняли расистское сознание.
15. Evans S.M. Born in Liberty: A History of Women in America. New York, 1989. P. 130, 134, 135.
27 Чернокожие, сталкиваясь с расизмом белых, не решались бороться за права, дарованные им в годы Реконструкции 1860-х годов Популярность приобрела стратегия, предложенная чернокожим Букером Вашингтоном. Б. Вашингтон, родившийся в семье рабов, самостоятельно проделал путь «наверх» и, став ректором одного из первых колледжей для чернокожих, в 1895 г. предложил модель собственного успеха как основополагающую для чернокожих. Им, согласно Вашингтону, следовало воздерживаться от коллективного или индивидуального протеста, альтернатива которому – тяжкий ежедневный труд, направленный на достижение конкретного результата. Добившись успеха на основе подобной «протестантской этики», чернокожие могли рассчитывать на признание в равенства с белыми. Концепция Вашингтона получила одобрение со стороны белого истеблишмента. В начале ХХ в. чернокожий уроженец северо-восточных штатов, Уильям Дюбуа, выступил с возражениями Б. Вашингтону, призывая к борьбе за восстановление гражданских и политических прав чернокожих. В 1909 г. его сторонники создали Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения, к которой примкнула и часть белой интеллигенции.
28 Политика власти в отношении индейцев свелась к дальнейшему вытеснению с мест проживания племен аборигенов. В период с 1866 по 1891 г. на Западе произошло 1065 столкновений между федеральными войсками и коренными американцами. Американские власти руководствовались в отношении индейских племен планом «концентрации», означавшем их перемещение со всех западных пространств на одну территорию между Канзасом и Небраской.
29 От плана «концентрации» отказались по причине упорного нежелания индейцев покидать обжитые места. Правительство США взяло на вооружение идею «ассимиляции» индейцев, означавшую «прививку» краснокожим буржуазных норм белой расы. Эта идея воплотилась в законе 1887 г. Закон Дауэса, под именем которого он вошел в историю, предполагал разрушение общинной земельной собственности индейцев и раздел ее в частное пользование. Согласно закону, при разделе земельной собственности племени главе каждой семьи нарезался надел в 160 акров, а остальным взрослым членам по 80 акров. При таких нормах меньшая часть земель племени переходила в частную собственность индейцев, бόльшая часть становилась достоянием федерального правительства. К началу ХХ в. был произведен раздел 118 индейских резерваций. В результате индейцы потеряли 62% земли, принадлежавшей им до 1887 г. Права американских граждан они получили в 1924 г.
30 На этапе «десятилетия просперити» (1920-е годы) правящая Республиканская партия, окончательно переродившаяся в консервативную партию «верхов», предприняла усилия для увековечения прав англосаксов и превращения их в расово этническую основу американской цивилизации. Федеральный закон 1921 г. ввел иммиграционную квоту, согласно которой ежегодное число иммигрантов любой национальности не должно было превышать 3% численности соответствующей этнической группы в США на 1910-й год. Вследствие этого закона приток иммигрантов в США сократился в 2,5 раза. В 1924 г. была полностью запрещена иммиграция из Восточной Азии. Для европейцев иммиграционная квота была снижена с 3% до 2%. К концу 1920-х годов общее число иммигрантов, ежегодно въезжающих в США, было законодательно ограничено 150 тыс., а на практике иммиграционные власти понижали ее еще более.
31 На протяжении всего периода просперити сохранялась высокая напряженность в отношениях белой и черной рас. Реакцией со стороны униженной расы явилось усиление «черного национализма». В 1920-х годах его наиболее ярким идеологом выступил выходец из Ямайки (иммигрировал в США в 1917 г.) Маркус Гарви. Он решительно отверг идею интеграции черных в белое североамериканское общество, призывал чернокожих воспитывать в себе чувство собственной расовой гордости, развивать собственный социум и культуру, которую он ставил выше белой культуры. Расово угнетенные американцы должны создавать «черный» капитализм, собственные профсоюзы, доказывая разнообразными способами жизнеспособность и достоинство черной Америки. Гарви, добившись немалого влияния, изменил акценты «черного» национализма и сделал упор на возвращение черной расы в Африку. В реализации этой идеи чернокожего Моисея поджидали непредвиденные трудности и в конечном счете крах. Негритянские государства не обнаружили желания поддерживать Гарви. Организованная им для переправки чернокожих в Африку акционерная пароходная компания быстро обанкротилась. Гарви был обвинен в мошенничестве, привлечен к суду и приговорен к пяти годам тюремного заключения. В 1927 г. его помиловали, но тут же депортировали из США как «нежелательного иностранца»16. После этого пресеклась и деятельность его сторонников.
16. LaFeber W., Polenberg R., Woloch N. The American Century. A History of the United States since 1890s. New York, 1986. P. 167.
32 Лидер Демократической партии Ф.Д. Рузвельт, в 1930-е годы предпринявший усилия для превращения демократов в партию «забытых американцев», не проводил реформ в интересах темнокожих17, азиатов, женщин, мусульман. Актуальные сегодня понятия «права человека», «мультикультурализм» были взяты на вооружение Демократической партией США после Второй мировой войны и в значительной мере определялись идеологической войной с СССР, ставшим, как и США, по итогам этой войны сверхдержавой.
17. Тем не менее объективно реформы Рузвельта способствовали улучшению положения темнокожих (см.: Согрин В.В. Три ключевые проблемы в исследовании истории Нового курса Ф.Д. Рузвельта // Новая и новейшая история. 2007. № 5. С. 17).
33 Начало же нового этапа в истории «прав человека» положило движение чернокожих за восстановление и расширение своих прав, закрепленных в 14-й и 15-й поправках к федеральной Конституции, но попиравшихся белыми с последней трети XIX в. В значительной мере на изменение поведения чернокожих повлияло их активное участие в боевых действиях армии США, а также их вклад в военную экономику. Огромную роль в начале демонтажа системы сегрегации сыграл Верховный суд США после того, как в 1953 г. его председателем стал Э. Уоррен. Известный как человек консервативных взглядов, Уоррен совершенно неожиданно для выдвинувшего его на эту должность президента США республиканца Д. Эйзенхауэра начал отстаивать демократический подход в отношении чернокожих, склонив на свою сторону большинство Верховного суда. С формальной точки зрения в позиции этого органа США ничего революционного не было, ведь он только стремился вернуть чернокожим те права, данные им уже 90 лет в соответствии с поправками к федеральной Конституции, на страже которой и должен стоять Верховный суд. Но до Уоррена он действовал вопреки 14-й и 15-й поправкам.
34 В 1954 г. после рассмотрения жалобы чернокожего О. Брауна на запрет его дочери посещать школу для белых Верховный суд объявил сегрегацию в сфере образования антиконституционной. Поддержку Верховным судом права чернокожих на совместное обучение с белыми негритянская общественность восприняла как вторую Декларацию об освобождении (первая, напомним, была принята в 1862 г.) и вдохновила ее на более решительные действия против режима сегрегации. Целый ряд негритянских организаций стал все настойчивее критиковать режим сегрегации, но конкретные выступления против него происходили спонтанно. Так, в 1955 г. чернокожая жительница Монтгомери (штат Алабама) Р. Паркс, войдя в автобус, заняла место, предназначенное для белых, и категорически отказалась уступать его. После вмешательства полиции Паркс была заключена в тюрьму. Узнав об этом, чернокожие жители Монтгомери объявили бойкот городского транспорта, продолжавшийся более года. Бойкот увенчался успехом. В ноябре 1956 г. Верховный суд США объявил сегрегацию на общественном транспорте противоречащей Конституции США.
35 События в Монтгомери и их последствия стали поворотным моментом в движении темнокожих за гражданские и политические права. Движение приобрело массовый характер, а во главе его встали новые организации, добившиеся широкого признания их авторитета. Первой среди таких организаций явилась Южная конференция христианских лидеров, созданная группой темнокожих священников во главе с Мартином Лютером Кингом-младшим. М.Л. Кинг (1929–1968), священник одной из баптистских церквей в Монтгомери, не только предложил идеологию массового движения чернокожих, но и стал его главным политическим лидером вплоть до своей гибели (его убил белый расист в 1968 г.). В отличие от Национальной ассоциации содействия цветному населению, добивавшейся восстановления прав темнокожих посредством апелляций к властным институтам и общественности, Кинг и его организация прибегли к тактике прямого действия, включившей массовые митинги, марши, забастовки протеста и др. Кинг верил, что белая и черная расы смогут стать единой американской нацией.
36 Обострившийся расовый конфликт потребовал реакции со стороны государственного руководства. Подавляющее большинство представителей южных штатов в Конгрессе США осудили как действия чернокожих, так и позицию Верховного суда США. В 1956 г. был обнародован Южный Манифест, в котором решения судебной ветви объявлялись «явным злоупотреблением» (clear abuse)18. Но благодаря позиции конгрессменов-северян законодательная власть все же одобрила решения Верховного суда.
18. Среди сенаторов-южан манифест отказались подписать только Л. Джонсон (президент США в 1963–1969 гг.), А. Гор (отец А. Гора, вице-президента США в 1993–2001 гг.) и Э. Кефовер.
37 Неопределенной оказалась позиция федеральной исполнительной власти. Решения Верховного суда 1954 и 1956 гг. застали президента Эйзенхауэра врасплох. Но в 1957 г. в связи с событиями в Литтл-Роке (штат Арканзас) ему пришлось определяться. Осенью того года, когда девять чернокожих школьников попытались войти в центральную городскую школу, в которой до того обучались только белые, путь им преградил сам губернатор штата, призвавший на помощь членов местной национальной гвардии. Эйзенхауэру как гаранту федеральной Конституции пришлось вмешаться в конфликт и отправить федеральные войска на защиту прав чернокожих в Арканзасе. Губернатор штата вынужден был уступить, но в следующем году прибег к новому средству. На сей раз оно заключалось в прекращении финансирования тех школ, которые допустили совместное обучение белых и чернокожих. Этим методом воспользовались власти других южных штатов.
38 Ответом со стороны чернокожих жителей Юга стали новые акции массового протеста. В начале 1960 г. в южных штатах прокатилась волна «сидячих демонстраций» (sit-inns) чернокожих в сохранявшихся сегрегированных местах общественного пользования, в первую очередь в пунктах общественного питания. На волне этого массового протеста возникла еще одна влиятельная организация движения чернокожих – Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (СККНД). Его тактика во многом совпадала с тактикой организации М.Л. Кинга, но состав участников был более молодым, в нее вошли по преимуществу студенты, причем не только чернокожие, но и белые.
39 В 1961 г. участники движения чернокожих заручились поддержкой федерального правительства и Демократической партии, оказавшейся у власти после осенних национальных выборов 1960 г. В сентябре 1962 г., когда чернокожий студент Дж. Мередит попытался войти в здание университета Миссисипи (г. Оксфорд), а путь ему преградили расисты, президент США уже от Демократической партии Дж. Кеннеди отдал приказ федеральным войскам защитить конституционные права Мередита. Право Мередита на посещение университета было восстановлено. Вступивший в 1963 г. вместо убитого Дж. Кеннеди в президентскую должность Л. Джонсон объявил демократизацию законов о гражданских и политических правах одним из главных приоритетов.
40 Реформаторский размах Кеннеди – Джонсона, двух президентов от Демократической партии 1960-х годов, можно объяснить как давлением «снизу», так и общемировыми тенденциями, требовавшими от лидеров демократов укрепления устоев американской цивилизации. 1960 г. вошел в историю не только как дата избрания Кеннеди президентом США, но и как «год Африки». В СССР антиколониальные революции в африканских странах восприняли как реальный шанс менять соотношение сил в холодной войне свою пользу. Многие освободившиеся африканские страны проявили интерес к социалистической модели. В Москве их стали называть «странами социалистической ориентации», начав предоставлять им разнообразную помощь, включая военную. Неприемлемые для США тенденции обозначились в Латинской Америке. Куба стала под руководством Ф. Кастро укреплять леворадикальный режим вблизи границ с Соединенными Штатами. Схожие тенденции проявились в Азии: Вьетнам, освободившись от французского владычества, обнаружил стремление заменить капитализм социализмом. Советский руководитель Н.С. Хрущёв провел серию социальных и политических реформ, улучшивших имидж Советского Союза.
41 Новый лидер Демократической партии Дж. Ф. Кеннеди в инагурационной президентской речи 1961 г. заявил: «На всем земном шаре по-прежнему актуальна та революционная вера, за которую сражались наши отцы… пусть каждая страна, желает она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену… утверждая жизнь и достижение свободы»19. Демократическая партия принимала новые законы не только в сфере расово-этнических отношений, ослабляя господство белой расы, но и в более широком плане социальной политики.
19. Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789–2001 гг. / под ред. Э.А. Иваняна. М., 2001. С. 429–430.
42 Л. Джонсон даже настаивал на недостаточности равенства возможностей и провозгласил достижение «равенства по факту и по результатам»20. С 1960-х годов оформлялась концепция «социального гражданства». Она требовала от государства уменьшать фактическое неравенство, перераспределяя налоги, предоставляя нижним слоям льготы и помощь, гарантирующие качество жизни, соответствующее возможностям американской цивилизации. Для социальной политики Кеннеди – Джонсона характерно укрепление двух главных компонентов социального государства (social state) – во-первых, уже существовавшего со времен Рузвельта социального страхования, охватывающего всех американцев, и, во-вторых, введенного впервые социального вспомоществования, предназначенного для обездоленных слоев. Важной программой социального вспомоществования стала «Медикейд», предусматривавшая бесплатную медицинскую по мощь миллионам малоимущих граждан. Важным нововведением 60-х годов стала программа продовольственной помощи, в первую очередь в виде продовольственных талонов нуждающимся американцам. Уровень бедности в США снизился за 1960-е годы в два раза21.
20. Цит. по: Foner E. Give Me Liberty. An American History. New York, 2008. P. 982.

21. The Cambridge Economic History of the United States. Vol. III. The Twentieth Century / eds S.L. Engerman, R.E. Gallman. New York, 2000. P. 263; Statistical Abstract of the United States. Washington, 1996. P. 472.
43 Законы 1964–1965 гг., принятые в интересах чернокожих, оказались, по заключению многих, Второй (после конституционных и законодательных актов 1860-х годов) американской Реконструкцией. В январе 1964 г. вступила в силу 24-я поправка к федеральной Конституции, отменявшая избирательный налог, служивший препятствием для участия чернокожих на Юге в выборах. Федеральный закон о гражданских правах, одобренный Конгрессом США 2 июля 1964 г., запретил расовую дискриминацию во всех местах общественного пользования, включая школы, больницы, транспорт, а также при приеме на работу. В августе 1965 г. Конгресс США одобрил закон об избирательном праве, отменивший ценз грамотности, второе главное препятствие для участия чернокожих на выборах в южных штатах. В интересах чернокожих стали широко применяться программы «позитивных действий» (affirmative actions). Согласно им, при поступлении на работу, в учебные заведения, конкурсном замещении различных вакансий афроамериканцам выделялись квоты, соответствовавшие их удельному весу в американском населении. Почти все чернокожие стали теперь голосовать за Демократическую партию.
44 1960-е годы стали важной вехой в продвижении равноправия женщин. Было снято табу с добрачных сексуальных отношений, освящена не только свобода женщины в выборе и смене партнера-мужчины, но и свобода лесбийских, как и в целом однополых отношений. В 1970-е годы федеральное правительство одобрило программу «позитивных действий» для женщин при заполнении вакансий в учреждениях и предприятиях, имеющих федеральные контракты. В 1973 г. женское движение добилось от Верховного суда США отмены запрета на аборты. Женщины боролись за осуждение укорененных в веках разнообразных форм «сексуальных домогательств» со стороны мужчин. В 1977 г. Верховный суд США дал правовое обоснование пресечения «сексуальных домогательств».
45 В 1960-е годы были приняты важные меры в интересах индейцев. В 1961 г. представители 67 индейских племен одобрили на съезде в Чикаго декларацию, обосновывавшую «право выбрать собственный образ жизни». В 1968 г. Конгресс США одобрил Закон о гражданских правах для индейцев (Indian Civil Rights Act), гарантировавший коренным американцам сохранение собственного жизненного уклада. К началу XXI в. численность индейцев достигла в США более 2 млн22.
22. Согрин В.В. Энциклопедия истории США. С. 357.
46 С 1960-х годов стал оформляться мультикультурализм. До того иммигранты оказывались в «плавильном котле», который формировал американскую цивилизацию на основе англосаксонских ценностей23. С 1960-х годов с концепцией «плавильного котла» стала соперничать концепция мультикультура лизма, означавшая, что иммигранты и граждане разных этнических и расовых групп существуют в США суверенно и равноправно. Мультикультурализму особенно поспособствовал иммиграционный закон 1965 г., который можно рас сматривать помимо прочего как ответ на стремление СССР при влечь на свою сторону народы Азии и Африки. Прежние запреты на иммиграцию для небелых этносов были отменены. Доминировать среди иммигрантов стали мексиканцы, до того прибывавшие в США по специальным разрешениям на временные работы. Теперь, прибыв на временную работу, они назад не возвращались.
23. См.: Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000.
47 Новым явлением в движении темнокожих стало распространение расового протеста на северные штаты24. Первым радикальную доктрину выдвинул Малкольм Литтл, священник из Гарлема, получивший широкую известность под именем Малкольм Икс (Malcolm X). В 1964 г. он провозгласил, что этап «ненасильственного сопротивления себя исчерпал» и что «революции побеждают на крови»25. В течение года его движение быстро набирало силу, но в 1965 г. прервалось после убийства Малкольма Икса. Немалое влияние приобрел последователь Малкольма Икса, лидер Студенческого координационного комитета ненасильственных действий С. Кармайкл. В 1966 г. по его инициативе из организации были исключены белые участники, и она выдвинула лозунг «Власть черным». Дальнейшее развитие радикализм афроамериканцев (так вслед за Малкольмом Иксом его сторонники стали называть чернокожих американцев, а слово «негры» было предано остракизму) получил в движении «Черных пантер». Организация «Черные пантеры», созданная в октябре 1966 г., объявила капитализм главным источником унижения и эксплуатации черной расы.
24. Trotter J.W., jr. African American experience. Boston; New York, 2001. P. 52–53, 558.

25. Hine D.C., Hine W.C., Harrold S. African Americans. A Concise History. Upper Saddle River (N.J.), 2004. P. 434.
48 Следующий этап истории «прав человека» в США был связан с президентством республиканца Р. Никсона. Во время президентских выборов 1968 г. кандидат Республиканской партии Р. Никсон на первое место среди недостатков в наследии администрации Кеннеди и Джонсона поставил не состояние экономики, а драматические военные поражения во Вьетнаме и нарастание антивоенного движения. Главные нововведения Никсона были связаны с изменением внешней политики, приверженностью политике «разрядки», способствовавшей ослаблению военно-политического «перенапряжения» (формулировка Г. Киссинджера, внешнеполитического советника Никсона). Высказываясь за начало переговоров с СССР по стратегическим вооружениям, Никсон вместе с тем заявил о важности «привязки» к ним достижения взаимопонимания по другим важным проблемам26. В начале в «привязку» (“linkage”) включали правила поведения на мировой арене. Но американские «ястребы» стали включать в «привязку» внутриполитические проблемы СССР, что противоречило провозглашенному Никсоном – Киссинджером принципу невмешательства во внутренние дела СССР и Китая. Лидер консерваторов в сенате США Г. Джексон вместе с членом палаты представителей Ч. Вэником внес на рассмотрение Конгресса проект, увязывавший предоставление СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле с США с принятием Москвой правил свободного выезда евреев из Советского Союза. «Поправку Джексона – Вэника» в 1974 г. одобрили обе палаты конгресса.
26. Two Centuries of U.S. Foreign Policy. The Documentary Record / ed. S.J. Valone. Westport (Ct.); London, 1995. P. 156–157.
49 «Права человека» были превращены в орудие в борьбе с СССР и его союзниками. В декабре 1969 г. страны Западной Европы согласились с предложением стран Варшавского договора, выдвинутым в марте того же года, провести Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе при условия участия в нем США и Канады. Страны Варшавского договора дали согласие, и в результате был запущен Хельсинский процесс, имевший, как выяснилось позднее, опасные подводные камни для СССР. Г. Киссинджер суммировал: «Наиболее важным положением Хельсинских соглашений явилась так называемая “третья корзина” по вопросам прав человека… “Третья корзина” обязывала все подписавшие соглашение страны претворять в жизнь и обеспечивать определенные, конкретно перечисленные основные права человека»27.
27. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 690–692.
50 При Дж. Картере, президенте США уже от Демократической партии (1977–1981 гг.), концепция «прав человека» стала основополагающей в борьбе с СССР. В американский «набор» «прав человека», воспринятый и в странах Западной Европы, были включены, кроме свободы выезда, перемещения по стране и миру, равноправие рас и этносов, а также свобода нетрадиционных семейных и сексуальных отношений, однополые браки, легализация сообщества ЛГБТ, молодежная контркультура 1960-х годов. Контркультура западной молодежи 1960-х была успешно интегрирована в массовую рыночную культуру.
51 Р. Рейган и республиканцы в 1980-х годах не посягали на новые социокультурные явления, глава США в конце президентства издал указ о легализации положения 11 млн незаконных мигрантов из Мексики. Вместе с тем, следуя постулатам неоконсерватизма, Рейган и республиканцы сократили многие программы помощи бедным и резко расширили возможности для капиталистического рынка и обогащения верхнего класса.
52 После завершения холодной войны между демократами и республиканцами произошло сближение по экономическим вопросам. Наибольшим было согласие по вопросам внешней политики. Но углубились расхождения в социокультурных вопросах, особенно по «правам человека» внутри страны. Б. Обама, первый темнокожий американец, мулат (отец – уроженец Кении, мать – белая американка), избранный в 2008 г. президентом США от Демократической партии, а в 2012 г. переизбранный на эту должность, был и остается приверженцем мультикультурализма. В США уже шли «культурные войны» вокруг таких явлений, как женское равноправие, сексуальная свобода, нетрадиционный брак, мультикультурализм, иммиграция. Национальный социокультурный раскол привел к оформлению «двух Америк». Женщины, среди которых наблюдалось снижение приверженности традиционным семейным ценностям, стали в большей мере оказывать поддержку демократам. Теперь, в отличие от начала ХХ в., женское движение включало не только белых, но и темнокожих, составив большинство избирателей.
53 Обама и демократы последовательно расширяли поддержку постмодернистских ценностей на законодательном уровне. Все большее число штатов одобряло однополые браки. Если до 2008 г. однополые браки были признаны только в Калифорнии, то в период президентства Обамы их признали более чем в 30 штатах, в том числе в Нью-Йорке. Успехом для сторонников нетрадиционных ценностей явилось решение Верховного суда США в июне 2013 г., уравнивавшее однополые браки с традиционными. Резко возросла толерантность в отношении геев со стороны масс американцев. Если в 1982 г. только 31% опрошенных признавали геев равными во всех отношениях остальным гражданам, то в 2008 г. таковых было 57%28.
28. Simon R.J., Abdel-Moneim M.A. Public Opinion in the United states. Studies of the Race, Religion, Gender and Issuis that Matter. New Brunswick (N.J.), 2010. P. 45.
54 Как показывали социологические опросы, латентный расизм в ряде отношений возрос среди как черных, так и белых. По данным опросов, число белых, считавших черных по умственным способностям равными себе в период с 1942 по 1963 г. выросло с 41% до 73%. Но к 2008 г. этот показатель понизился до 48%29. Выросло число тех, кто считал, что Америка «зашла слишком далеко» в утверждении равноправия темнокожих. Разнонаправленными были тенденции отношения американского большинства к ряду других этносов. Латиноамериканская иммиграция стала главенствующей в США, при этом многомиллионная нелегальная иммиграция по массовости превзошла легальную. Характер иммиграции в США вследствие целой серии либеральных иммиграционных законов последней трети XIX в. радикально изменился. Если прежде численность и этнический состав иммигрантов регламентировались квотами, то с конца ХХ в. квоты для Латинской Америки практически исчезли, а либеральный экономический режим в отношениях с Мексикой способствовал массовому свободному проникновению латиноамериканских иммигрантов в США. Усилилась критика нелегальной иммиграции. В Республиканской партии большинство считает, что иммиграция полезна для экономики, но нелегальную иммиграцию необходимо ограничивать.
29. Ibid. P. 2–3, 81.
55 Обама в период президентства еще более смягчил иммиграционную политику с учетом того, что выходцы из Латинской Америки в большинстве поддерживали на выборах Демократическую партию. Иммиграционный законопроект Обамы 2013 г. предполагал предоставление гражданства в течение 13 лет 11 млн нелегальных иммигрантов. Накануне выборов в Конгресс США осенью 2012 г. Обама издал беспрецедентный президентский указ, предоставивший гражданство 800 тыс. молодых нелегальных иммигрантов (до 30 лет), проживавших на территории Соединенных Штатов не менее пяти лет, окончивших американскую школу и не нарушавших законы страны. Значимы были и ноябрьские 2014 г. президентские указы Б. Обамы, вследствие которых, по расчетам американских специалистов, под амнистию попадали 5 млн нелегальных иммигрантов и их детей30.
30. Согрин В.В. США в ХХ–XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015. С. 475.
56 В 2016 г. соотношение незаконных и законных иммигрантов в США составило пять к одному. 8 ноября 2016 г. в ходе американских президентских выборов за кандидата от Демократической партии Х. Клинтон проголосовало 65,8 млн избирателей, за республиканца Д. Трампа – 62,9 млн. Благодаря мажоритарной системе выборов по штатам Трамп заручился поддержкой 306 выборщиков, а Клинтон – 232 при необходимом минимуме 270 голосов, необходимых для избрания президентом США. 19 декабря при голосовании выборщиков Трамп получил 304 голоса, а Клинтон – 227.
57 Трамп заручился поддержкой менее половины граждан, принявших участие в выборах, а если учесть всех американцев, наделенных правом голоса, т.е. и тех, кто не пришел на избирательные участки, тогда выходит, что число поддержавших его составило лишь четверть от числа избирателей. Тем не менее его избрание соответствовало нормам американской избирательной системы. Победа Трампа стала сенсацией, она опровергла выводы социологических опросов и мнение подавляющего большинства аналитиков, предрекавших победу Х. Клинтон31.
31. Согрин В.В. Внутри- и внешнеполитические факторы победы Дональда Трампа // Американский ежегодник 2017. М., 2018. С. 35–48.
58 Программа Трампа была наиболее близка палеоконсерватизму. Наиболее ярким представителем палеоконсерватизма («возвращение к корням») являлся Пат Бьюкенен. Всю сознательную политическую жизнь Бьюкенен исповедовал консерватизм и поддерживал Республиканскую партию. В 1964 г. он выступал на стороне реакционера Б. Голдуотера, в последующем был ближайшим советником Р. Рейгана. В 1992 и 1996 гг. пытался сам выдвинуться кандидатом в президенты от Республиканской партии, но потерпел неудачу. В 2000 г. дистанцировался от республиканцев, организовал Реформаторскую партию, но на президентских выборах потерпел сокрушительное поражение.
59 Важнейшей причиной возможного краха США, по Бьюкенену, являлись мультикультурализм и иммиграционная политика властей. Сам Бьюкенен озабочен сохранением господства в США христианства и англосоксонского этноса. Именно их он объявил основами североамериканской цивилизации, а в их ослаблении видит верный путь к ее краху. Бьюкенен приводит данные о радикальной перемене этнической и религиозной основ США32. Важное место во взглядах Бьюкенена занял анализ взаимоотношений белой расы и афроамериканцев. Он доказывает, что «черный расизм» постоянно нарастает. «Культурные войны», начавшиеся в 1960-е годы, разделили, согласно Бьюкенену, американцев на два главных лагеря. Первый – традиционалисты, не желающие отказываться от десяти христианских заповедей, как и от идеологических заветов отцов-основателей. Второй лагерь – «постмодернисты», т.е. люди, воспринявшие свободу и равенство в максималистских трактовках, одобривших полное уравнение женщин в правах и социальных ролях с мужчинами, также как полное уравнение в правах всех рас и этносов, вероисповеданий. «Горячими точками» в «культурных войнах» стали темы нетрадиционных сексуальных отношений и ориентаций, однополых браков, неограниченного права женщин на аборт. Бьюкенен видит в них смертельную опасность для американской цивилизации.
32. Работы Бьюкенена переводились на русский язык. См.: Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003; Его же. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. М., 2006; Его же. На краю гибели. М., 2008.
60 Палеоконсерватизм не завоевал большинства ни в Республиканской партии, ни тем более в стране, но его влияние оказалось достаточным среди граждан для победы Д. Трампа в 2016 г. на президентских выборах. Трамп, по сути, был независимым кандидатом, близким независимому Р. Перо, успешно участвовавшему в президентских выборах 1992 г., но все же потерпевшему поражение. Трамп, никогда прежде не участвовавший в политике, решился выдвинуться от Республиканской партии. Другие ее выдвиженцы Трампа осмеивали, но тот победил и их, и Х. Клинтон.
61 Трамп обещал отменить закон Обамы о государственном обязательном медицинском страховании и вернуть традиционное страхование. Он провозгласил радикальное сокращение налогов на бизнес. Одной из целей было возвращение транснациональных корпораций в США, а вместе с этим воссоздание миллионов рабочих мест. В области иммиграции Трамп рассчитывал расследовать и выкорчевать злоупотребления визовыми программами, а самое главное – построить пограничную стену между США и Мексикой (более 3 тыс. миль) и обуздать нелегальную иммиграцию. На съезде Республиканской партии Трамп пошел на определенные уступки неоконсервативному большинству. Программа подтвердила присутствовавший в платформах республиканцев 1992–2012 гг. неоконсервативный вариант американского мирового лидерства. Внутриполитические пункты Трампа практически не претерпели изменений.
62 Показательно процентное соотношение республиканских и демократических голосов избирателей, согласно авторитетному экзитполу. Мужчины – 52 : 41, женщины – 41 : 51, белые – 57 : 37, небелые – 21 : 74. Образованная часть избирателей голосовала за Х. Клинтон – 52 : 42, а менее образованная за Д. Трампа – 51 : 4433. Большое количество избирателей поддержали иммиграционную программу Трампа, как и его программу по борьбе с терроризмом.
33. Согрин В.В. Внутри- и внешнеполитические факторы… С. 48.
63 Придя власти, Трамп сразу же натолкнулся на серьезное сопротивление при попытках практической реализации своей программы. Был отклонен его проект отмены государственного медицинского страхования. Не встретила поддержки и идея сотрудничества с Россией в борьбе с международным терроризмом. Перейдя к обороне, Трамп начал доказывать, что он гораздо более жесткий противник России, нежели Б. Обама и Х. Клинтон.
64 Трамп повел борьбу против иммиграции. Преодолевая сопротивление демократов и части консерваторов в Конгрессе США, он начал строительство стены на границе с Мексикой (впрочем, так и не законченное), стал ограничивать выдачу виз выходцам из мусульманских стран, планировал резкое ограничение числа грин-крат, а впоследствии и их отмену, наметил иные меры по резкому сокращению гражданства в США для «цветных».
65 В 2017 г. был принят закон о сокращении налогов на бизнес. Выиграли от него верхние слои. Два года спустя по данным опроса авторитетного Центра Пью, 46% считали действующую налоговую систему справедливой, 52% несправедливой. Трампу не удалось отменить закон Б. Обамы о государственном медицинском страховании, но он гордился тем, что сумел отменить штраф за просрочку обязательного медицинского страхования. Важнейшей своей целью Трамп объявил устранение социализма в Латинской Америке и в самих США. Под социализмом он понимал любые социальные программы, зачисляя в социалисты Демократическую партию.
66 Некоторые российские эксперты (особенно журналисты) обрушились на Демократическую партию США как на «либерастов», а часть из них даже начали прогнозировать социалистическую революцию в результате ее победы. Это не так. Главным спонсором партии являются ТНК, и партия, выполняя их волю, следует требованию Клинтона и неолибералов – руководить мировой глобализацией. Но победить с помощью «товара», приемлемого для одного верхнего класса, на национальных выборах невозможно. Демократы сделали ставку на мультикультурализм, который, по их расчетам, должен обеспечить поддержку большинства нации, с учетом того, что его одобряли не только небелые этносы, но и многие белые американцы, особенно молодежь и женщины. Поддержкой Демократической партии пользовались женское движение «ми ту» («me too»), движение чернокожих и сочувствующим им слоям белых «Жизни черных [тоже] имеют значение» («Black lives matter»). Демократы, фигурально выражаясь, встали на колени перед темнокожими. В прошлом в конкурентной политической борьбе они не раз поглощали внесистемную оппозицию разных мастей.
67 Президентские выборы состоялись 3 ноября 2020 г. В них участвовало 66,7% избирателей – рекорд для ХХ–XXI вв. Байден превзошел результат Барака Обамы 2008 г., получив более 81 млн голосов. Из-за коронавирусной пандемии рекордное количество бюллетеней было подано досрочно по почте. Сенатор Камала Харрис из Калифорнии, американка азиатского происхождения, стала вице-президентом. Трамп и его сторонники-республиканцы распространяли версию о масштабных фальсификациях голосований и обратились с судебными исками в штаты, но генеральный прокурор и официальные лица в каждом из 50 штатов не обнаружили доказательств нарушений во время выборов.
68 6 января 2021 г. состоялось массовое выступление в пользу Трампа в столице США. Толпа на короткое время оккупировала Капитолий, большинство в котором принадлежало демократам. Погибли четыре человека. На следующий день Трамп признал свое поражение. Инаугурация его преемника состоялась 20 января 2021 г. В программе 2020 г., одобренной на съезде Демократической партии, «многообразие» провозглашалось высшей ценностью, а протест – одной из «высших форм патриотизма»34. Партия обещала повысить минимальный уровень зарплаты до 15 долл. в час к 2026 г., удешевить жилищный кредит, добиться полного уравнения прав для женщин, расово-этнических и гендерных меньшинств. Во внутренней политике приоритетом объявлялись интересы среднего и нижнего классов, обещая преодолеть застой в их материальном положении, распространить плоды экономического роста на все группы и слои населения.
34. 2020 Democratic Party Platform. Washington, 2020. P. 5–6.
69 Партия осудила иммиграционную политику Трампа и признала, что еще до Трумэна в США принимались иммиграционные законы, не соответствовавшие современным стандартам демократов. Иммиграционная программа партии отстаивала мультикультурализм в противовес идеям «плавильного котла». Программа предложила «дорожную карту» для нелегальных иммигрантов, направленную на обеспечение им гражданства в США. В случае практической реализации программы Демократической партии – распространение полного равенства на небелые расы и этносы, а также геев и в целом ЛГБТ – мог кардинально измениться облик американской цивилизации, возникшей как англосаксонская цивилизация с равноправием для белых мужчин.
70 В первый же день президентства Байден отменил многие решения Трампа. Он подписал указ о возвращении США к Парижскому соглашению по климату, из которого страна вышла после прихода к власти Дональда Трампа, отменил решения Трампа о выходе из Всемирной организации здравоохранения, о запрете на въезд в США из некоторых стран с преимущественно мусульманским населением. Было заявлено, что демократы остановят строительство стены вдоль границы между США и Мексикой, ужесточат меры по борьбе с «системным расизмом» и проявлениями дискриминации по признаку гендерной идентичности или сексуальной ориентации. Президент отменит запрет министерства обороны на службу транссексуалов в вооруженных силах. В целом демократы обещали распространить «права человека» на все расы и этносы, все сексуальные меньшинства.
71 Для понимания современной позиции Демократической партии США важен общий контекст мышления либералов. В нем зафиксировано нарастание кризиса современного либерализма. По заключению многих либералов, переход к демократии в Восточной Европе, Турции и Юго-Восточной Азии застопорился. Государства, где имела место «арабская весна», не смогли демократизироваться. В самих США с середины 1980-х годов открытые рынки и глобализация привели к снижению доходов для большинства. Рост реального среднего дохода домохозяйства в Соединенных Штатах не наблюдался с середины 1970-х годов. Социальная мобильность подверглась стагнации даже среди американцев с высшим образованием. К 1984 г. только половина всех детей в семьях зарабатывала больше, чем их родители, а тот же показатель в 1940-х годах составлял 92%. Особенного внимания заслужила иммиграция. За время пребывания на посту президента США Дональд Трамп сократил легальную иммиграцию на 49%, политизировал пограничный контроль и применил жесткую иммиграционную практику, включая разлучение детей с родителями. Это необходимо устранить на основе «нового общественного договора»35.
35. Foreign Affairs. 4.IV.2021.
72 Но уже в течение первых «ста дней» президентства, имеющих принципиальное значение для определения курса правящей партии, главе государства пришлось учитывать, что политика – «искусство возможного». Главным препятствием для Байдена явилось то, что демократы, имея большинство в палате представителей, делили поровну – 50 на 50 – места с республиканцами в сенате. Имело значение и то, что республиканцы жестко критиковали демократов в подвластным им СМИ, в первую очередь на телеканале «Фокс». Губернаторы ряда штатов издали указы по борьбе с нелегальной иммиграцией.
73 Байден пошел на уступки республиканцам36. 17 апреля 2021 г. он подписал указ о приеме в 2021 финансовом году (период с 1 октября 2020 г. по 30 сентября 2021 г.) 15 тыс. беженцев. На беженцев из государств Африки выделено 7 тыс. виз, Восточной Азии – 1 тыс., Европы и Центральной Азии – 1,5 тыс., Латинской Америки и государств бассейна Карибского моря – 3 тыс., Ближнего Востока и Южной Азии – 1,5 тыс. Еще 1 тыс. виз остается в резерве. Но раньше Байден обещал увеличить число принимаемых беженцев до 62,5 тыс.37 Указ Байдена о более чем четырехкратном сокращении приема беженцев стал ударом для либеральных организаций, которые хотели, чтобы президент-демократ сразу на практике изменил политику в отношении беженцев, проводившуюся Трампом.
36. Материалы о деятельности Дж. Байдена основаны на данных, почерпнутых из информации службы «Голоса Америки». Оценки и интерпретации – авторские.

37. Прием беженцев отличается от предоставления убежища мигрантам. Беженцы должны пройти проверку, находясь за границей, и там же получить разрешение на въезд в США, в отличие от мигрантов, которые прибывают на границу США, и только потом просят убежища.
74 Компромиссный подход характерен для мер Байдена и в отношении мигрантов. В феврале 2021 г. он подписал три указа, касающиеся иммиграционной политики США. 19 марта 228 законодателей, в основном демократы, поддержали законопроект, предоставлявший правовой статус примерно 2 млн «мечтателей» – детей нелегальных мигрантов, которых родители ввезли в страну до наступления совершеннолетия, и сотням тысяч мигрантов, допущенных по гуманитарным соображениям из десятка проблемных стран. 197 республиканцев проголосовали против принятия законопроекта. 247 членов Палаты представителей также поддержали законопроект, обеспечивающий правовую защиту для 1 млн сельскохозяйственных рабочих, нелегально работающих в США: по оценкам правительства они составляли половину сельскохозяйственных рабочих в стране.
75 Дискуссии об иммиграционной политике в Вашингтоне усилились. По словам республиканцев, глава государства открыл границы для беспрепятственной нелегальной иммиграции. Число несовершеннолетних, прибывших без сопровождения взрослых, по сравнению с мартом прошлого года выросло более чем в четыре раза. Власти в марте задержали более 170 тыс. мигрантов на юго-западной границе США. «New York Times», самая влиятельная либеральная газета, отметила, что это самый высокий показатель за любой месяц по крайней мере за последние 15 лет. В конце марта Байден обратился к потенциальным мигрантам, надеющимся пересечь границу США: «Не приходите!» 25 марта на первой официальной пресс-конференции президенте в Белом доме он заявил, что наилучший способ разрешить проблему миграции – это обратиться к нерешенным проблемам в странах, являющихся ее источниками.
76 Президент проявил твердость в поддержке мер в пользу темнокожих американцев. 21 апреля президент и вице-президент выказались в пользу решения присяжных в Миннеаполисе, признавших белого полицейского виновным в убийстве чернокожего Джорджа Флойда. Байден назвал приговор по спорному делу «уникальным, но гигантским шагом вперед на пути к достижению справедливости в Америке» и преодоления «системного расизма». Вице-президент Камала Харрис заявила: «Мы все еще должны реформировать систему». Она призвала Конгрессе принять «закон имени Джорджа Флойда». Байден поддержал ее.
77 Байден подписал указ, призванный облегчить процедуру участия американцев в выборах. Указ Байдена. предусматривал устранение барьеров, мешающих голосованию инвалидов. Должна быть создана межведомственная координационная группа по улучшению избирательных прав коренных американцев. Демократы в Палате представителей одобрили законопроект о реформе избирательных процедур, требующий от штатов передать вопросы нарезки округов по выборам в Конгресс независимым комиссиям. Ни один сенатор-республиканец не проголосовал «за». Президент подверг критике процедуру «филибастера»38, указав, что этой мерой серьезно злоупотребляют.
38. Принцип филибастера, не ограничивает право любого сенатора занимать ораторскую трибуну. Сенатор, который хочет остановить филибастер, должен собрать 16 подписей, подождать еще два дня, и только после этого возможно голосование. При этом необходимо получить одобрение минимум 60 из 100 сенаторов.
78 Палата представителей США передала в Сенат избирательный законопроект, наиболее серьезный со времен принятия закона «Об избирательных правах» 1960-х годов. Закон призван создать национальные стандарты, которые упростят регистрацию и голосование для избирателей, включая досрочное голосование и голосование по почте, применять федеральные законы против дискриминации избирателей. Сенаторы-республиканцы, обнаружили намерение блокировать закон с помощью «филибастера». Демократы и президент в ответ заявили о намерении утвердить правило одобрения закона не 60% голосов, которых нет у демократов в верхней палате, а простым большинством в 51 голос, которым демократы в совокупности с голосом вице-президента – председателя сената, обладают.
79 Также в «первые сто дней» Палата представителей приняла «Закон о равенстве» – о правах ЛГБТ, который запрещает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности во многих сферах, включая занятость, жилье, образование, общественные помещения, кредитование и участие в жюри присяжных. Голоса в нижней палате разделились преимущественно по партийной линии, и только трое республиканцев поддержали законопроект.
80 На главу государства оказывалось давление «снизу», отвергающее компромиссы с республиканцами. Отстаивалась концепция «Третьей американской Реконструкции». «Первая Реконструкция» 1860–1870-х годов покончила с рабством, утвердила правовое и политической равенство чернокожих, но затем она была похоронена белыми расистами. «Вторая Реконструкция» 1950–1960-х годов запретила апартеид, восстановила гражданские и избирательные права чернокожих. «Третья Реконструкция», которую вменяют в обязанность Дж. Байдену, призвана покончить с ограничением избирательных прав, полицейским произволом и массовым заключением темнокожих в тюрьмы, закрепить равные права для всех «цветных».
81 Идеологическим нововведением Байдена и демократов в сравнении с неоконсерваторами явилось разделение всех стран не на три группы – демократические, авторитарные, тоталитарные, как требовала Дж. Кирпатрик, представитель США в ООН эпохи Р. Рейгана, а только на две – демократические, в которые были зачислены страны Запада, и авторитарные, к которым отнесли Китай и Россию. Байден призвал страны Запада к сплочению вокруг США в конкуренции с авторитарными странами, успехи которых в создании рыночной экономики он признал.
82 28 апреля 2021 г. Байден выступил с обращением к Конгрессу, подводя итог «ста дням». По словам главы государства, за первые сто дней его президентства в экономике было создано более 1,3 млн рабочих мест. Он предложил план создания рабочих мест в Америке – «самый крупный план со времен Второй мировой войны». «Эти инвестиции может осуществить только правительство, – доказывал Джо Байден. Это хорошо оплачиваемая работа, которую нельзя вывезти за рубеж. Почти 90% рабочих мест, созданных в рамках Американского плана занятости для строительства инфраструктуры, не требуют высшего образования». По словам президента, новый пакет инвестиций в создание инфраструктуры и рабочих мест обойдется почти в 4 трлн долл., что примерно равно годовому федеральному бюджету США.
83 Байден пояснил, что собирается финансировать планы развития Америки «без увеличения бюджетного дефицита». Он пообещал, что повышение налогов не коснется людей, зарабатывающих менее 400 тыс. долл. в год. По словам Байдена, пришло время, чтобы «корпоративная Америка и 1% самых богатых американцев заплатили свою долю «по справедливости». Многие компании, отметил Байден, уклоняются от уплаты налогов через офшорные убежища от Швейцарии до Бермудских и Каймановых островов, «извлекая выгоду из налоговых лазеек и вычетов.
84 Лидер республиканского меньшинства в Палате представителей К. Маккарти утверждал, что республиканцы не могут «позволить Соединенным Штатам идти по пути социализма с правительством, которое решает, сколько кому разрешено зарабатывать, а остальное конфискует и передает политическим соратникам и приближенным». Республиканцы указали, что Байден не уделил должного внимания инвестициям в вооруженные силы.
85 Американские избиратели, по данным социологических опросов, разделяются примерно поровну сторонников мер демократов и их противников. Те, кто был против, негативно оценивали иммиграционную политику Байдена. Республиканцы получили шанс на успех в ходе последующих выборов. Но сохраняет актуальность пророчество именитого политолога И. Валлерстайна: «Если принять во внимание четыре основных критерия неравного распределения – пол, раса и национальность, возраст и социальный класс, становится ясным, что те, кто получает меньше, чем полноценную долю, составят большинство голосующих»39.
39. Валлерстайн Э. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль. 1995. № 4. С. 67, 73–77.

Библиография

1. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003.

2. Бьюкенен П.Дж. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. М., 2006.

3. Бьюкенен П.Дж. На краю гибели. М., 2008.

4. Валлерстайн Э. Америка и мир: сегодня, вчера и завтра // Свободная мысль. 1995. № 4. С. 67–77.

5. Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша 1789–2001 гг. / под ред. Э.А. Иваняна. М., 2001.

6. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

7. Конституции зарубежных государств. М., 2002.

8. Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.

9. Согрин В.В. Три ключевые проблемы в исследовании истории Нового курса Ф.Д. Рузвельта // Новая и новейшая история. 2007. № 5. С. 3–24.

10. Согрин В.В. США в ХХ–XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М., 2015.

11. Согрин В.В. Внутри- и внешнеполитические факторы победы Дональда Трампа // Американский ежегодник 2017. М., 2018. С. 35–48.

12. Согрин В.В. Энциклопедия истории США. М., 2018.

13. Согрин В.В. Новое в изучении Американских революций // Американский ежегодник 2020. М., 2020. С. 234–248.

14. Согрин В.В. «Публичная история» и профессиональная историография // Российская история. 2020. № 2. С. 139–148.

15. Согрин В.В. Двухпартийная система в американской истории // Новая и новейшая история. 2021 № 1. C. 69–87

16. Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000.

17. 2020 Democratic Party Platform. Washington, 2020.

18. Burch P.H. jr. Elites in American History. Vol. 2. The Civil War to the New Deal. New York, 1980.

19. Evans S.M. Born in Liberty: A History of Women in America. New York, 1989.

20. Foner E. Give Me Liberty. An American History. New York, 2008.

21. Hine D.C., Hine W.C., Harrold S. African Americans. A Concise History. Upper Saddle River (N.J.), 2004.

22. Hunter R. Poverty. New York, 1904.

23. LaFeber W., Polenberg R., Woloch N. The American Century. A History of the United States since 1890s. New York, 1986.

24. McPherson J.M. Ordeal by Fire. The Civil War and Reconstruction. New York, 1992.

25. Morris R.B. Government and Labor in Early America. New York, 1946.

26. Nash G.B. Red, White and Black: the Peoples of Early America. Englewood Cliffs (N.J.), 1982.

27. Simon R.J., Abdel-Moneism M.A. Public Opinion in the United States. Studies of the Race, Religion, Gender and Issues that Matter. New Brunswick (N.J.), 2010.

28. Smith A.E. Colonists in Bondage: White Servitude and Colonial Labor in America. 1607–1776. New York, 1947.

29. Statistical Abstract of the United States 1996. Washington, 1996.

30. The Cambridge Economic History of the United States. Vol. III. The Twentieth Century / eds S.L. Engerman, R.E. Gallman. New York, 2000.

31. The Collected Works of Abraham Lincoln. Vols. 1–9 / ed. R.F. Basler. New Brunswick (N.J.), 1953–1955.

32. Tocqueville A. de. Democracy in America. Vol. 1–2. New York, 1835, 1840.

33. Trotter J.W., jr. African American experience. Boston; New York, 2001.

34. Two Centuries of U.S. Foreign Policy. The Documentary Record / ed. S.J. Valone. Westport (Ct.); London, 1995.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести