ДЕРЕВО, ГОРА, ПЕЩЕРА КАК ПРИСТАНИЩЕ, ЖИЛИЩЕ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ
ДЕРЕВО, ГОРА, ПЕЩЕРА КАК ПРИСТАНИЩЕ, ЖИЛИЩЕ В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация
Код статьи
S0131-61170000469-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
112-119
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимозаменяемости и взаимо- превращения фольклорных образов, восходящих к единому архетипу. Таким архетипом в данном случае является образ древнейшего жилища: дерево-жилище, гора-жилище, пещера-жилище и пр. В процессе дли- тельной эволюции этот синкретический образ разделяется на две само- стоятельные составляющие, которые, однако, даже в поздней традиции не утрачивают признаков соотнесенности друг с другом.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ, БЫВАЛЬЩИНЫ, ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ, АРХЕТИП, ЖИЛИЩЕ, ПРИРОДНОЕ - КУЛЬТУРНОЕ, МЕТОНИМИЯ
Классификатор
Дата публикации
01.03.2012
Всего подписок
1
Всего просмотров
520
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Иванов В.В. Лес // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 49.

2. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. М., 1998.

3. Стеценко Е.А. Концепты хаоса и порядка в литературе США. М., 2009. С. 7.

4. Научный архив Карельского научного центра Российской академии наук. Первая цифра обозначает номер коллекции, вторая – порядковый номер текста в ней.

5. Динцес Л.А. Дохристианские храмы Руси в свете памятников народного искусства // Советская этнография. 1947. № 2. С. 67–94.

6. Денисова И.М. Дерево-дом-храм в русском народном искусстве // Советская этнография. 1990. № 6. С. 100–114.

7. Медведев П.П. Некрокультовые сооружения Беломорского Поморья (к вопросу о взаимосвязи поморской культуры и традиций старообрядчества) // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 198–209.

8. Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в обрядах и сказаниях европейских народов. М.; Л., 1937. С. 49–50.

9. Загадки / Изд. подгот. В.В. Митрофанова. Л., 1966. № 1725. С. 64.

10. Сказки и песни Белозерского края / Зап. Б. и Ю. Соколовы. М., 1915. № 68. С. 128.

11. Минорский П. Из мира народных поверий жителей Вытегорского уезда // Олонецкие губернские ведомости. 1875. № 91. С. 1014.

12. Басилов В.Н. О происхождении невидимого града Китежа (монастыря) у озера Светлояр // Вопросы истории религии и атеизма. XII. М., 1964. С. 165.

13. «Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую…»: Старообрядческий фольклор Нижегородской области / Сост. О.А. Савельева, Л.Н. Новикова. Новосибирск, 2001. № 30. С. 77.

14. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 19–20.

15. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П.С. Ефименко. Ч. 1: Описание внешнего и внутреннего быта. М., 1877. С. 194 (Изв. Имп. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 30).

16. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и автор коммент. О.А. Черепанова. СПб., 1996. № 153. С. 52.

17. Кенозерские сказки, предания, былички / Вступ. статья, сост. и примеч. Н.М. Ведерниковой. М., 2003. С. 127.

18. Криничная Н.А. «И стены в доме помогают»: к вопросу о персонификации границы жилища в севернорусской мифологии // Традиционная культура. 2009. № 2. С. 13–20.

19. Рейли М.В. Былички и поверья об «отпуске» пастуха: (По материалам Архангельской области) // Русский фольклор. Л., 1989. Т. 25. С. 189.

20. Криничная Н.А. Гора, скала, камень в свете религиозно-мифологических воззрений // Религиоведение. 2011. № 1. С. 5–16.

21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1989. Т. I. С. 376.

22. Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1977. Вып. 4. С. 88.

23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М., 1987.

24. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1999. Т. II. С. 30.

25. Северные предания (Беломорско-Обонежский регион) / Изд. подгот. Н.А. Криничная. Л., 1978. № 212. С. 148. 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести