Обратная сторона луны, или что мы не знаем об инвалидности: теория, репрезентации, практики: сб. статей / Отв. ред: А.С. Курленкова, Е.Э. Носенко-Штейн. М.: ООО «Издательство МБА», 2018.
Обратная сторона луны, или что мы не знаем об инвалидности: теория, репрезентации, практики: сб. статей / Отв. ред: А.С. Курленкова, Е.Э. Носенко-Штейн. М.: ООО «Издательство МБА», 2018.
Аннотация
Код статьи
S013216250007106-9-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Широкалова Галина Сергеевна 
Должность: ст. науч. сотр.; зав. кафедрой
Аффилиация:
Приволжский филиал ФНИСЦ РАН
Нижегородская сельскохозяйственная академия
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Выпуск
Страницы
171-174
Аннотация

   

Классификатор
Получено
11.10.2019
Дата публикации
13.10.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
602
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Проблемы инвалидизации общества (и общественных отношений) чаще поднимаются в публикациях социальных работников, чем у этнологов и социологов. Рецензируемая книга результат этнографических исследований, но ее авторы не ограничились фиксацией особенностей данной социальной группы с позиции «здесь и сейчас». Выявленные ими закономерности дадут социологу материал для размышлений по проблематике, связанной с образом жизни не только лиц с ОВЗ, но и тех, кто живет с ними на общей стороне Луны, ведь по данным ВОЗ около 15% населения в мире имеет какие-либо формы инвалидности.
2 Начнем с вопроса: почему «другая сторона Луны»? Возможно, ответ даст философское полотно В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах». Напомню, в саду у стола с огромным самоваром сидит дородный монах, около него хлопочет молодуха. И вдруг идиллию нарушает слепой солдат в изношенной шинели с протезом вместо левой ноги, подошедший с мальчиком оборвышем. Маленький поводырь, протягивает картуз для милостыни, но какое дело им, благополучным, до военных наград на шинели солдата, а потому – пшел вон! С глаз долой – из сердца вон, гласит пословица… Не правда ли, можно провести некоторые параллели с днем сегодняшним. Меньшинство стремится изменить мир для себя и для других. К таким людям относятся те, кто выбрал долю изучать жизнь (существование?) инвалидов и бороться тем самым за их право быть увиденными и понятыми людьми с «лицевой» стороны Луны.
3 Рецензируемая книга рассказывает о разных практиках выживания/жизни людей с ограниченными возможностями. Мы выберем те статьи, что учат жить. Цель, не скрою, дидактическая, но никто не отменял управленческую функцию социальных наук.
4 В книге три раздела. Первый – «Теория» – подсказывает читателю, что речь пойдет о методологии исследования. Анализируя методологические подходы к анализу инвалидности, А.С. Курленкова выделяет две модели: медицинскую и социальную. Выбор между ними – вопрос далеко не теоретического предпочтения: по разному выстраивается стратегия отношения к инвалидам у государства и общества, следовательно, и соответствующее законодательство. По мнению специалистов, в России преобладает медицинская модель, цель которой сохранение здоровья и восстановление рабочей силы.
5 В связи с этим напомню один из вечных дискуссионных вопросов: человек биосоциален или социобиологичен? Очевидно, что те, кто работает с людьми, вынужденными в силу болезни вести существование, которое жестко именуется «растительной жизнью», будет придерживаться первой парадигмы. Но объединенные новым политкорректным названием «люди с ограниченными возможностями» (ОВЗ) индивидуальны, неповторимы, даже в рамках базовых, выделенных по медицинским основаниям групп: первая, вторая, третья группа инвалидности. Так, изучение феномена паралимпийцев, вне сомнения, будет идти в рамках социальной модели. Первичность и приоритетность социального для них и в отношении к ним налицо. Поэтому мы разделяем позицию А.С. Курленковой о том, что задача общества минимизировать те социальные объективные, но особенно субъективные барьеры снижающие качество жизни людям с ОВЗ, ибо они «идут на бой» ежедневно.
6 В этом же разделе, А.С. Ендальцева, подробно анализируя модели инвалидности (disability), пришла к выводу, что их разнообразие — это и точка сборки различных научных дисциплин и социальных миров, и результат борьбы за признание общественной значимости той или иной грани инвалидности (с. 46). Локальность практик формирует многообразные подходы к изучению инвалидности как социального феномена, выделяемые по разным основаниям. Например: «Глобальный Север»/»Глобальный Юг». Перечисляются ею и другие: модель биомедицинская, социальная, культурная, модель меньшинств, северная реляционная модель, подход критического реализма (с. 51–57). Глобализация диктует смешение парадигм в объяснении инклюзии инвалидов, следовательно, и систем координат, определяющих стратегию политических решений, что порождает проблему «взаимопересечения» границ и образования «швов» – стыков. На наш взгляд, в качестве такого примера можно назвать увеличение количества стран, имеющих специальное законодательство об инвалидах. Сегодня их сорок пять.
7 Локальность практик Ендальцева доказывает их приспособляемостью под изменяющиеся исторические условия, что наглядно продемонстрировано на примере РФ, где в постсоветское время инвалидность стала объектом купли-продажи, поскольку статус инвалида позволял без конкурса поступить на бюджетные места в вузы или уклониться от воинской службы (с. 58).
8 Подписание РФ Конвенции ООН в 2006 г. о правах инвалидов и ее ратификация в 2012 г. расширило их права, в том числе для получения поддержки в управлении хронической болезнью (с. 63). От себя добавим: важным шагом стало принятие «Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы». Причем, показатели ее финансирования ежегодно перевыполнялись. Изменения были наглядны: стали строиться пандусы, закуплен соответствующий пассажирский автотранспорт, приняты законы о квотировании мест для инвалидов в вузах и на производстве и т. д. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" продлило ее действие до 2025 г., установив годовые целевые показатели с ответственностью регионов за их выполнение. Достаточно ли финансирование данной программы может решить каждый сам: общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011–2025 гг. – 443 986 544,2 тыс. руб., в том числе на 2019 г. – 34 489 326,7 тыс. руб., на 2025 г. – 36 296 667 тыс. руб.1
1. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда". URL: >>>>
9 Но к месту уточнить: проблемы инвалидов столь многоаспектны, что рамочные законы (а именно таковые часто регулируют социальную сферу) постоянно требуют корректировки. Поясним. Первый вопрос, нередко возникающий при встрече с инвалидом: он живет или существует?» Вслух его не задают, но в уме держат. Вопрос качества жизни и стал предметом научного интереса А.А. Лебедевой. Причину формирования «парадокса инвалидности» (близкие оценивают качество жизни инвалида – здоровье, самоуважение, физические функции – ниже, чем он сам), автор объясняет низким уровнем притязаний (с. 77–78, 80). Но возможно, здесь имеет место психологический феномен, заставляющий людей бедных называть себя «средним классом»: гордость, защита самоуважения, нежелание снизить свой социальный статус, стать объектом жалости… Кстати, эти же причины заставляют некоторых, особенно молодых людей, отказываться от установления/подтверждения инвалидности.
10 Второй раздел книги «Репрезентации и самопрезентации инвалидности: текст и контекст» может стать учебным пособием для тех, кто осваивает тонкости биографического метода. В нем мы выделим статью Е.Э. Носенко-Штейн, анализирующей автобиографии лиц с ОВЗ. Ценность данных источников в том, что они дают историю жизни человека, испытавшего и пережившего/преодолевшего себя и условия, в которых он оказался. Согласимся с автором, что интервью и биография, даже если она написана близкими людьми, не дает тех нюансов чувств, событий, которые являются побудительными мотивами/причинами поступков, но остаются за скобками даже для самого близкого, но постороннего наблюдателя (с. 98–99).
11 Назовем и еще два важных, с нашей точки зрения, момента. 1) В автобиографии нет той методологически заданной системы координат, которой изначально вооружен каждый исследователь. 2) Автобиографии пишет ничтожное меньшинство человечества, люди, как правило, неординарные, самодостаточные, социально состоявшиеся. Но и в их среде побудительной причиной обращения к истории своей жизни может стать терапевтическая и компенсаторная функции «исповедного дневника», выполняющего роль священника, психотерапевта, друга, помогающего выживать в критической ситуации… Нельзя отрицать и потребность в самооправдании или желании «свести счеты» с окружением, страной, миром… Вспомним классический пример – «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо. Поэтому надо помнить, что не всякая автобиографическая исповедь может быть названа «слепком», «зеркалом» эпохи.
12 Третий раздел книги «Жить с инвалидностью» начинается со статьи «Параллельный мир» С. Филлипс (США), изучавшей движения за права людей с инвалидностью в Украине между 2002 и 2009 гг. методом наблюдения. Подробное описание лечения и условий жизни конкретной семьи с начала 1990-х гг. (т.е. еще до момента полевого исследования) позволило автору проследить изменение государственной политики по отношению к инвалидам в эпоху перехода от патернализма к рынку. Описывая ту помощь от государства, которую получила семья, когда еще сохранялась в основном советская организация здравоохранения, респондент признается, что ему даже «страшно подумать», что было бы с ним, если бы он «сломался» в 2000-х гг., когда коммерциализация медицины и сокращение социальной помощи со стороны государства стало фактом (с. 236).
13 Пафос статьи заключается в пропаганде положительной вторичной социализации инвалида с травмой спины, но даже он вынужден пользоваться способом выживания за счет фиктивной занятости на предприятиях, снижающих для себя налоги за счет оформления инвалидов на работу (с. 267). Неоптимистичен настрой и автора статьи: «Сравнивая жизненные нарративы и стратегии людей с инвалидностью советского и постсоветского поколений, я пришла к выводу, что неолиберальная парадигма гражданства, которая ставит индивидуальную инициативу и успех в центр понятия «гражданин», оказала значительное влияние на изменение самовосприятия людей в постсоциалистической Украине, особенно молодого поколения. По этой причине представляется, что движение за права людей с инвалидностью в целом находится под угрозой угасания на локальном уровне, даже если оно входит в новую фазу на уровне государства» (с. 270–271). Вывод С. Филлипс может быть в полной мере отнесен и к России. «Локальная» борьба означает конфликт в среде твоего обитания, она внесет дополнительный дискомфорт. Поэтому борьба за права каких-либо групп перемещается в виртуальное пространство в форме сбора подписей под петициями на различных сайтах, что приносит реальные победы. В качестве одной из самых последних и социально значимых в нашем контексте может служить победа петиции С. Штарковой об увеличении пособия по уходу за ребенком-инвалидом с 5,5 тыс. до прожиточного минимума. За два года на сайте Change.org ее подписало 769 тысяч человек. Сначала отклик на проблему прозвучал в Послании В.В. Путина 20.02.2019 г. Затем 07.03.2019 г. был подписан Указ Президента № 95 об увеличении пособия родителям, усыновителям, попечителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы с 4,5 тыс. до 10 тыс. рублей, при условии, что они не работают2. Эффективность зависит от правильности выбора адресата, механизма воздействия на субъекта, принимающего решения, и даже формулировок в петиции.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.03.2019 г. О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми -инвалидами и инвалидами с детства I группы» >>>>
14 Особый интерес представляют Приложения – истории реальных людей и организаций. Из них выделим интервью Э.А. Житухина, руководителя Нижегородского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов им. Александра Невского. Ценность его в том, что дается история выживания/функционирования общественных организаций инвалидов в современной России, позволяющая объяснить причины современного положения лиц с ОВЗ в России. Жесткие оценки событий в стране, поставивших их на грань выживания с начала 1990-х гг., подкреплены анализом последствий принятых законодательных актов. Так, отмена льгот на налоги предприятиям инвалидов и конкурсы на госзаказы «приговорили» их к банкротству в результате чего были утрачены тысячи рабочих мест, разрушена инфраструктура, обеспечивавшая социальные потребности в развитии, общении. Федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 г., «монетизировав» льготы на телефон, лекарства, проезд и т.д., резко снизил уровень и качество жизни каждого. Но и в этих условиях нижегородская организация инвалидов сумела сохранить в области численность в 85 тыс. человек, что говорит об эффективности ее работы если не с каждым, то с большинством членов.
15 Подводя итог анализу исследований «Обратной стороны Луны…», отметим значительный вклад ее авторов в разработку теории и изучение практики инвалидизации социальной группы, составляющей сотни тысяч человек только в России. Нельзя сказать, что работы в этом направлении для исследователей – непочатый край. Многое уже сделано. Но такие направления, как экспертная оценка социальных последствия законопроектов, специфика образа жизни семей и людей, имеющих разную форму инвалидности, прогноз патологий у потомства вступающих во взрослую жизнь детей, родившихся с патологиями, но выживших благодаря достижениям современной медицины, вмешательство в геном плода, чтобы предотвратить рождение детей с физическими отклонениями, требуют междисциплинарных исследований. Они пока редки.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести