Права животных в перспективе философской антропологии
Права животных в перспективе философской антропологии
Аннотация
Код статьи
S023620070004920-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Марков Б. В. 
Должность: Профессор кафедры философской антропологии
Аффилиация: Институт философии СПбГУ
Адрес: Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5
Выпуск
Страницы
26-41
Аннотация

Целостная концепция человека может быть построена при условии нового интегративного подхода. Феномен человека раскрывается этнологией, психологией, социологией, медициной, религией и даже теорией музыки, т.е. всеми науками, изучающими формы и закономерности человеческой деятельности, а также ее продукты и смысл. Если человек и животное оцениваются одними и теми же критериями, это приводит к редукционизму или к дуализму. Граница, положенная Декартом между физическими объектами и мыслями, остается не преодоленной и в когнитивных науках. Она сохранилась в форме психофизиологической дилеммы. С одной стороны, высказывается шокирующее утверждение: мыслит мозг, а не человек. С другой стороны, феноменология описывает трансцендентальное сознание, но это не удается подсоединить к научному объяснению. Натурализм и спиритуализм, редукционизм и дуализм остаются не преодоленными. Ясно, что критиковать нужно не саму сравнительную анатомию или этнологию, а программу, которая хочет построить философскую антропологию на биологической основе.

Конец человеческой исключительности предполагает сравнение человека с нечеловеческим Другим, и прежде всего с животным. Такое сравнение становится актуальным в связи с движением за права животных. Для решения этой задачи необходимо разработать систему методов и понятий, позволяющих правильно различать человека и животное. Для этого можно использовать технику анализа чужого сознания, применяемую в феноменологии и аналитической философии. Затруднений дуализма и редукционизма можно избежать, если объединить дискурсы, описывающие состояние внешней среды, особенности поведения животных и интенциональность человеческого сознания. В частности, комплексное исследование животного должно учитывать взаимодействие с человеческими институциями. Структура дискурсов о животном и ее конституирующие элементы, так или иначе, обусловлены социальным контекстом.

Ключевые слова
Человек, животное, права животных, внутренний опыт, чужое сознание
Источник финансирования
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по теме: «Нелиберальные концепции толерантности: история, практика, перспективы»; проект № 19-011-00779
Классификатор
Получено
05.02.2019
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
1959
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070004920-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 25.04.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Агамбен Дж. Открытое: Человек и животное. М.: РГГУ, 2012.

2. Бибихин В.В. Лес. СПб.: Наука, 2011.

3. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

4. Кастру Э.В. де. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.

5. Латур Б. Политики природы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.

6. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

7. Марков Б.В. Механизм и организм: качественный и количественный подходы в науках о природе и человеке // Вестник СПбГУ Серия 17, 2014, вып.1. С.12–20

8. Мид Д. Г. Философия настоящего. М.: Высшая школа экономики, 2014.

9. Плесснер Г. Ступени органического и человек. М.: РОСПЭН,

10. Тимберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.

11. Тимофеева О.В. История животных. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

12. Тотальная антропология и реальное. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2017.

13. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

14. Чешев В.В. Введение в культурно-деятельностную антропологию. Томск: Томский государственный архитектурно- строительный университет. 2010.

15. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности. М.: Новое литературное обозрение, 2010.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести