Самосознание при аутизме
Самосознание при аутизме
Аннотация
Код статьи
S023620070004922-1-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Косилова Елена Владимировна 
Аффилиация: Кафедра онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Выпуск
Страницы
57-68
Аннотация

Исследуется формирование смыслового сознания и самосознания в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). При РАС у больного наблюдается отсутствие модели психического (сознания других людей): он не может встать на точку зрения другого человека. У него нет коммуникативной речи, вследствие чего отсутствует обучаемость в детстве. Согласно многочисленным данным, в основе РАС лежат нарушения сенсорной сферы в виде гиперчувствительности. Это приводит к торможению во многих сенсорных каналах, а также к торможению ряда рефлексов. Отсутствует взгляд в глаза, в результате чего не формируется совместное внимание. Ребенок не прослеживает взгляд матери и не понимает указательного жеста. Этот жест в норме является универсальным означающим, формирующим у субъекта горизонт потенциальности. Этот горизонт дает возможность вырваться из точки здесь-и-сейчас, что приводит к изменению структуры субъекта с эгоцентрической на эксцентрическую. Эксцентрическая позиция (Плеснер) означает, что у субъекта имеется непосредственное «Я» и рефлексивное «Я». Для формирования эксцентрической позиции необходимо участие Других. Однако при аутизме отсутствует горизонт потенциальности и эксцентрическая позиция. Анализируется происхождение рефлексии и указывается, что рефлексивное «Я» формируется путем интериоризации взгляда и речи Других. Поэтому без взаимодействия с Другими невозможно формирование рефлексивного «Я». Делается вывод, что самосознание формируется ранее, чем рефлексия, позже всего формируется модель психического. Формирование модели психического, как и собственно эксцентрической позиции, может растянуться на всю жизнь субъекта. Делается предположение, что так происходит у некоторых субъектов с РАС, которым удалось преодолеть аутизм. Также рассматривается вопрос о тормозной доминанте в эксцентрической субъектной позиции. Рефлексивное «Я» оказывает тормозящее действие на непосредственное «Я», благодаря чему достигается тонкость в управлении собой и отстранение от внутренних импульсов.

Ключевые слова
аутизм, самосознание, расстройства аутического спектра, эксцентрическая позиция, интериоризация, рефлексивное «Я», модель психического
Классификатор
Получено
15.01.2019
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
92
Всего просмотров
2151
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070004922-1-1 Дата внесения исправлений в статью - 25.04.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф,

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. С. 5–328.

3. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука; Ювента, 1998.

4. Косилова Е.В. От суггестии к сознанию // Вопр. философии. 2012. № 3. С. 15–27.

5. Косилова Е.В. Феноменологический анализ роли Других в формировании горизонта потенциальности // Вопр. философии. 2016. № 1. С. 82–91.

6. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию «Я» // Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое о-во, 1997.

7. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М.: МГППУ, 2008.

8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

9. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: Росспэн, 2004.

10. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии. СПб.: Алетейя, 2007.

11. Сергиенко Е.А. и др. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2009.

12. Юханссон И. Особое детство. М.: Теревинф, 2010.

13. Happé F., Frith U. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // J. Autism Dev. Disord. 2006. Vol.36, N 1. P. 5–25.

14. Baron-Cohen et al. Talent in autism: hyper-systemizing, hyper-attention to detail and sensory hypersensitivity // Phil. Trans. R. Soc. B. 2009. N 364. P.1377–1383.

15. Cohen Sh. Targeting autism. Univ. of California Press, 2006.

16. Gomes E., Pedroso F.S., Wagner M.B. Auditory hypersensitivity in the autistic spectrum disorder // Pro Fono. 2008. Vol. 20, N 4. P. 279284.

17. Sass, L., Parnas, J. Schizophrenia, Consciousness, and the Self // Schizophrenia Bulletin. 2003. Vol. 29, N 3. P. 20.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести