Голос как ресурс самовыражения и самоисследования человека: анализ единичных случае
Голос как ресурс самовыражения и самоисследования человека: анализ единичных случае
Аннотация
Код статьи
S023620070004924-3-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Зирко Алена Владиславовна 
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Выпуск
Страницы
114-129
Аннотация

Представлены краткая история возникновения и развития вокальных практик в психотерапии, а также авторская модель типов вокализаций в процессе вокалотерапии. Данная модель выступает основанием эмпирического исследования процессов самовыражения и самоисследования человека с помощью звуков голоса (вокализаций). Участники исследования были разделены на две группы. В одной группе они вокализировали в ситуации безоценочного принятия (группа экспрессии), в другой — в ситуации оценки (группа импрессии). Выбор участниками группы импрессии обуславливался их желанием развить свои способности владения голосом, а группы экспрессии — стремлением к самопознанию и самовыражению посредством голоса. Анализируются результаты проведенного исследования. В группе импрессии происходили борьба участников с собственным внутренним напряжением и постепенное освобождение голоса. Большое внимание они уделяли стратегическому продумыванию сюжета своего выступления. Вокализации участников этой группы на первых встречах носили довольно монотонный характер и становились более разнообразными в заключительных встречах, а сами участники чувствовали себя увереннее ближе к концу цикла встреч. Участникам было важно знать мнение партнеров по исследованию о своем вокализировании и сравнивать последнее с их вокализированием. Слушатели воспринимали вокализации участников как сценические выступления. В группе экспрессии исследование представляло собой «проживание» участниками собственных эмоциональных состояний и переживаний с помощью голоса. Вокализации участников данной группы были максимально свободными. С помощью вокализаций участники глубоко погружались в свои переживания. Комментарии партнеров по исследованию на вокализации участников, зачастую отличающиеся образностью, давали участникам возможность лучше понять себя. Телесное и психологическое напряжение, затруднение дыхания и вокализирования осознавались и психологически прорабатывались участниками в ходе вокализирования и комментариев. Большинство участников данной группы говорили о невозможности вербализовать собственные переживания в процессе вокализирования. Вокализации участников отличались большим разнообразием и наполненностью эмоциональным содержанием. В ходе вокализирования участники группы экспрессии переживали нарастающие ощущения силы и внутренней свободы.

Ключевые слова
аутентичность, неаутентичность, экспрессивность, импрессивность, вокализации, самовыражение, самоисследование
Классификатор
Получено
11.12.2018
Дата публикации
29.03.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
1914
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070004924-3-1 Дата внесения исправлений в статью - 25.04.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Зирко А.В., Орлов А.Б. Аутентичные вокализации: поиск голоса внутреннего Я // Вопр. психологии. 2017. № 3. С. 61–70.

2. Зирко А.В., Орлов А.Б. Вокалотерапия: перспектива эмпирического исследования // Психол. исслед. 2017. Т. 10, № 53. С. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n53/1426-zirko53.html (дата обращения: 24.01.2019).

3. Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь, 2002.

4. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека / пер. с англ. Исениной М.М.; под ред. Исениной Е.И. М: Прогресс, 1994.

6. Роджерс Н. Творческая связь: Исцеляющая сила экспрессивных искусств / пер. с англ. А. Б. Орлова; науч. ред. А.Б. Орлов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клин. медицина. 2000. № 5. С. 15–18.

8. Baker F. Therapeutic songwriting: Developments in theory, methods, and practice. L.: Palgrave Macmillan, 2015.

9. Coolican H. Research methods and statistics in psychology. L.: Psychology Press, 2017.

10. Katsirikou A., Lin C.S. Revealing the «essence» of things: Using phenomenology in LIS research // Qualitative and Quantitative Methods in Libraries. 2017. Vol. 2, iss. 4. P. 469–478.

11. Lewis G. «Let your secrets sing out»: An auto-ethnographic analysis on how music can afford recovery from child abuse // Voices: A World Forum for Music Therapy. 2017. Vol. 17, iss. 2 [Electronic resource]. URL: https://voices.no/index.php/voices/article/view/2346/2138 (date of access: 01.24.2019).

12. Lyons E., Coyle A. Analyzing qualitative data in psychology / ed. by Coyle A. L.: Sage, 2016.

13. Monti E., Austin D. The dialogical self in vocal psychotherapy // Nordic J. of Music Therapy. 2018. Vol. 27, iss. 2. P. 158–169.

14. Pascale L.M. Dispelling the myth of the non-singer: Embracing two aesthetics for singing // Philosophy of Music Education Rev. 2005. Vol.13, iss. 2. P. 165–175.

15. Uhlig S. Authentic voices — authentic singing: A multicultural approach to vocal music therapy. Gilsum, NH: Barcelona Publishers, 2006.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести