Коммуникативно-социальный опыт женщины в пространстве традиционной культуры (на примере произведений Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и Лу Синя «Моление о счастье»)
Коммуникативно-социальный опыт женщины в пространстве традиционной культуры (на примере произведений Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и Лу Синя «Моление о счастье»)
Аннотация
Код статьи
S023620070005972-6-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сунь Цуйин  
Аффилиация: Институт иностранных языков при Столичном педагогическом университете
Адрес: КНР, 100048 Пекин, Северная ул. Западного третьего кольца, № 105
Нестерова Ольга Александровна
Должность: Профессор департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Выпуск
Страницы
156-175
Аннотация

Исследованы сакральные коммуникативные практики женщины в пространстве традиционного образа жизни, представленные в произведениях современной российской писательницы Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и китайского литератора XX века Лу Синя «Моление о счастье». Показано, что посредством раскрытия образов главных героинь авторы демонстрируют универсальность проблем жизненного мира «маленького человека», обращая при этом особое внимание, как религиозные верования, народные предрассудки и обусловленное ими общественное мнение управляют поведением женщины в рамках традиционной культуры и как сквозь призму сакральных образов и представлений женщина воспринимает окружающий социальный и природный мир. Подчеркивается обусловленность сакральных коммуникативных практик этнокультурными ценностями и этнопсихологическими установками. На основе проведенного сравнительного анализа двух произведений выявляются особенности основных способов взаимодействия женщины традиционного типа с различными сегментами сакрального пространства. Рассматриваются типы ее взаимодействия с миром богов и духов (религиозно-духовный, анимистический, магический), а также отличительные черты сакрализации субъектов социальной коммуникации. Анимистические представления, доминирующие в картине мира главных героинь Зулейхи и Сян-линь, основаны на древней мифологии и языческих ценностях, характеризующих соответственно татарскую и китайскую традиционные этнические культуры. Священно-религиозные представления являются проекциями социальных отношений и в то же время образы, мифы и символы сакрального пространства проецируются на сферу повседневной жизни. Коммуникативные практики женщины, описанные Г.Ш. Яхиной и Лу Синем, анализируются в их взаимосвязи с элементами пространства обыденной, повседневной жизни и сферы духовно-религиозных представлений.

Ключевые слова
сакральная коммуникация, традиционная женщина, этнокультурная традиция, традиционный уклад жизни, коммуникативные практики, Лу Синь, Г.Ш. Яхина
Классификатор
Получено
24.07.2019
Дата публикации
30.07.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2179
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070005972-6-1 Дата внесения исправлений в статью - 24.07.2019
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. М.: Муравей-Гайд, 1999.

2. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение / сочинение монаха Иакинфа. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1840. С. 391–392.

3. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999.

4. Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2000.

5. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит. и предисл. Н.А. Спешнева. М.: Вост. лит., 2010.

6. Лу Синь. Моление о счастье / пер. с кит. Ал. Рогачева // Лу Синь. Избранное / вступ. ст. Н. Федоренко; пер. с кит. под ред. Вл. Рогова. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. С. 130–149.

7. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель: АСТ: Дизайн. Информация. Картография, 2000.

8. Малявин В.В. Китайцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. М.: Наука, 1985. С. 11–78.

9. Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО, 2011.

10. Усов В.Н. Жены и наложницы Поднебесной. М.: Наталис: Рипол классик, 2006.

11. Яхина Г.Ш. Зулейха открывает глаза. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.

12. 常人春 著,老北京的风俗,北京:北京燕山出版社, 1996年。第93-97 页。Чан Жэньчунь. Обычаи и нравы старого Пекина. Пекин: Бэйцзин яньшань чубаньшэ, 1996. С. 93–97. (На кит.).

13. 古泽尔·雅辛娜 ﹝俄罗斯﹞著,张杰, 谢云才 译。《祖列依哈睁开了眼睛》,北京:人民文学出版社, 2017年。495页. Яхина Г. Зулейха открывает глаза / пер. с рус. Чжан Цзе, Се Юаньцай. Пекин: Жэньмин вэньсюе чубаньшэ, 2017. (На кит.).

14. 李宗英,张梦阳编。六十年来鲁迅研究论文选(下)。北京:中国社会科学出版社,1982年。81-82 页. Ли Цзунъин, Чжан Мэнъян. Исследовательские очерки творчества Лу Синя за последние 60 лет: в 2 ч. Ч. 2. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1982. С. 81–82. (На кит.).

15. 张晓华 主编。中国传统节日文化研究。北京:中国青年出版社, 2007年。第117 页。Исследование культуры традиционных китайских праздников / под ред. Чжан Сяохуа. Пекин: Чжунго циньнянь чубаньшэ, 2007. (На кит.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести