Г.П. СНЕСАРЕВ И ПОЛЕВОЕ ИЗУЧЕНИЕ "РЕЛИГИОЗНО-БЫТОВЫХ ПЕРЕЖИТКОВ"
Г.П. СНЕСАРЕВ И ПОЛЕВОЕ ИЗУЧЕНИЕ "РЕЛИГИОЗНО-БЫТОВЫХ ПЕРЕЖИТКОВ"
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000460-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
69-88
Аннотация
Статья посвящена жизни и научной деятельности этнографа и религиоведа Г.П. Снесарева. В ней рассматриваются вопросы методики полевой работы, этические и эпистемологические проблемы исследования религии в советское время. В работах Снесарева выделяется сочетание элементов функционалистской исследовательской стратегии и метода пережитков. На примере творчества ученого показано отношение советских религиоведов к категоризации религии как “пережитка” и их представления о сочетании традиционного и современного.
Ключевые слова
Полевая работа, пережитки, ислам, советская этнография, религиоведение, история этнографии
Классификатор
Дата публикации
01.11.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
550
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Алымов С. Понятие “пережиток” и советские социальные науки в 1950-1960-е гг.//Антропологический форум. 2012. № 16. С. 261-287.
  2. Басилов В.Н. Этнографическое исследование религиозных верований сельского населения//Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты). М.: Мысль, 1967. С. 152-174.
  3. Булатов А.О. Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX -начале ХХ в. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2004.
  4. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука. 1991.
  5. Гаджиев Г.А. Верования и обряды: доисламский период. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1993.
  6. Громов Г. Методика этнографических экспедиций. М.: Изд-во Московского ун-та, 1966.
  7. Жданко Т.А. Этнографические исследования Хорезмской экспедиции (народы, проблемы, труды)//Культура и искусство древнего Хорезма. М.: Наука, 1981. С. 21-40.
  8. Жданко Т.А., Крупянская В.Ю., Терентьева Л.Н. Об организации и методике полевых этнографических исследований//Советская этнография. 1956. № 3. С. 25-34.
  9. Клибанов А.И. Научно-организационный и методический опыт конкретных исследований религиозности (по мат-м центральных областей РСФСР)//Конкретные исследования современных религиозных верований. М.: Мысль, 1967. С. 5-35.
  10. Клибанов А.И. О методологии изучения религиозного сознания//Вопросы научного атеизма. Психология и религия. М., 1971. Вып. 11. С. 82-113.
  11. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения. М.: Издательство политической литературы, 1974.
  12. Наумова О.Б. Жизнь, отданная науке: страницы биографии Ольги Александровны Сухаревой//Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи ХХ в./Под ред. В.А. Тишкова, Д.Д. Тумаркина. М.: Наука, 2004. С. 517-543.
  13. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008.
  14. Нортроп Д. Национализация отсталости: пол, империя и узбекская идентичность//Государство наций: империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина/Под. ред. Р.Г. Суни и Т. Мартина. М.: РОССПЭН, 2011. С. 235-272.
  15. О религии 1977 -О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М.: Издательство политической литературы, 1977.
  16. Ойфа А.И. Павел Евгеньевич Снесарев (1976-1954)//Независимый психиатрический журнал. 2006. № 1.
  17. http://www.npar.ru/journal/2006/1/jubilees.htm (Дата обращения: 10.08.2013)
  18. Пушкарева Л., Снесарев Г., Шмелева М. Религиозно-бытовые пережитки и пути их преодоления//Коммунист. 1960. № 8. С. 86-95.
  19. Снесарев Г. Женщина и религия на Востоке. М., 1936.
  20. Снесарев Г.П. О некоторых причинах сохранения религиозно-бытовых пережитков у узбеков Хорезма//Советская этнография. 1957. № 2. С. 60-72.
  21. Снесарев Г.П. Традиция мужских союзов в ее позднейшем варианте у народов Средней Азии//Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция: Материалы. Вып. 7. М., 1963. С. 155-205.
  22. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков древнего Хорезма. М.: Наука, 1969.
  23. Снесарев Г.П. Духовный мир узбекского крестьянина//Этнографические очерки узбекского сельского населения/Под ред. Г.П. Васильевой, Б.Х. Кармышевой. М.: Наука, 1969. С. 244-291.
  24. Снесарев Г.П. К вопросу о происхождении празднества суннаттой в его среднеазиатском варианте//Занятия и быт народов Средней Азии: Труды ИЭ. Новая серия. Т. 97. Л.: Наука, 1971. С. 256-273.
  25. Снесарев Г.П. Под небом Хорезма. М.: Мысль, 1973.
  26. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983.
  27. Соколовский С.В. Образы Других в российской науке, политике и праве. М.: Путь, 2001.
  28. Сухарева О.А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков//Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975. С. 5-93.
  29. Толстов С.П. Древний Хорезм: Опыт историко-археологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1948.
  30. Эванс-Причард 2004 -Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М.: ОГИ, 2004.
  31. Abashin S. Ethnographic Views of Socialist Reforms in Soviet Central Asia: Collective Farm (Kolkhoz) Monographs//Exploring the Edge of Empire: Soviet Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia/Eds. F. Muhlfried, S. Sokolovskiy. Berlin: LIT Verlag, 2011. P. 83-97.
  32. Anderson J. Religion, State and Politics in the Soviet Union and Successor States. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.
  33. Clifford J. Routes: Travel and Translation in the Late Twentieth Century. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1997.
  34. Gellner E. The Soviet and the Savage//Current Anthropology. 1975. Vol. 16. № 4. P. 595-601.
  35. DeWeese D. Survival Strategies: Reflections on the Notion of Religious ‘Survivals' in Soviet Ethnographic Studies of Muslim Religious Life in Central Asia//Exploring the Edge of Empire: Soviet Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia/Eds. F. Muhlfried, S. Sokolovskiy. Berlin: LIT Verlag, 2011. P. 35-58.
  36. Keller Sh. To Moscow, not Mecca: The Soviet Campaign Against Islam in Central Asia, 1917-1941. London: Praeger. 2001.
  37. Kuklick H. Personal Equations: Reflections on the History of Fieldwork with Special Reference to Sociocultural Anthropology//Isis. 2011. Vol. 102. № 1. P. 1-33.
  38. Sahlins M. What is Anthropological Enlightenment? Some Lessons of the Twentieth Century//Annual Review of Anthropology. 1999. Vol. 28. P. I-XXIII.
  39. Schoeberlein J. Heroes of Theory: Central Asian Islam in Post-War Soviet Ethnography//Exploring the Edge of Empire: Soviet Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia/Eds. F. Muhlfried, S. Sokolovskiy. Berlin: LIT Verlag, 2011. P. 59-79.
  40. Walters P. A Survey of Soviet religious policy//Religious policy in the Soviet Union/Ed. by S.P. Ramet. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 3-30.
  41. АРАН -Архив Российской академии наук Неопубликованные работы из фонда Г.П. Снесарева архива ИЭА РАН (фонд не имеет описи) Снесарев Г. Из бесед с верующими (по материалам экспедиции в Среднюю Азию весной 1940 г.).
  42. Абашин С. Социальные корни среднеазиатского исламизма//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах/Под ред. М.Б. Олкотт и др. М., 1997.
  43. Абашин С.Н. “Семь святых братьев”//Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе/Под ред. С.Н. Абашина и В.О. Бобровникова. М.: Вост. литература, 2003. С. 18-41.
  44. Абашин, С.Н., Бобровников В.О. Соблазны культа святых//Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе/Под ред. С.Н. Абашина и В.О. Бобровникова. М.: Вост. литература, 2003. С. 3-17.
  45. Алексеев В.А. “Штурм небес” отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992.
  46. Алымов С. Неслучайное село: советские этнографы и колхозники на пути “от старого к новому” и обратно//Новое литературное обозрение. 2010. № 1 (101). С. 109-129.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести