ОИФНРоссийская археология

  • ISSN (Print) 0869-6063
  • ISSN (Online)3034-5774

К ИЗУЧЕНИЮ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ: НЕТАЙЛОВСКИЙ МОГИЛЬНИК VIII-IXВВ.

Код статьи
S0869-60630000338-4-1
DOI
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск № 4
Страницы
38-56
Аннотация
В работе предлагается объяснение присутствия в Нетайловском могильнике салтово-маяцкой культуры погребений с разрушенными человеческими костяками. Как показали исследования 2006-2014 гг., в целом ряде захоронений были зафиксированы позднейшие вкопы в могильные ямы. После проникновения в могилу и совершения там определенных действий, яма засыпалась. При ее повторной засыпке в верхних слоях заполнения оказывались отдельные предметы, кости человека (чаще череп без нижней челюсти), целые или преднамеренно разбитые сосуды, извлеченные со дна могильной ямы. Мы связываем эти позднейшие вкопы в могильных ямах с совершенными в древности ритуальными действиями. Данную гипотезу наиболее ярко подтверждает ситуация в погр. № 529. В верхних слоях заполнения вкопа в могильную яму были обнаружены два сосуда. Один из них - кухонный горшок - был перевернут вверх дном, второй - кубышка - имел преднамеренно пробитое в древности дно. Эти находки свидетельствуют, что проникновение в захоронение осуществлялось с ритуальными целями. Переворачивание предметов, как свидетельствуют данные этнографии, означает переход умершего человека в потусторонний мир. В нашем случае, в сочетании с преднамеренным вскрытием могильной ямы, это означает не только завершение перехода покойника на тот свет, но и окончательное “запечатывание” могилы, закрытие перехода между миром живых с миром мертвых. Это позволяет предположить существование у нетайловцев обряда, сходного с южнославянским ритуалом “двоструко сохраниване”, “разкопальки”, который проводился спустя 3, 5, 7 лет после похорон. Погребения со следами повторного вкопа в могильные ямы в этом случае свидетельствуют о существовании у нетайловцев так называемой заключительной церемонии, проведение которой означало окончание траура по умершему человеку и делало для живых смерть родича полной и окончательной.
Ключевые слова
салтово-маяцкая культура, болгары, переворачивание предметов, преднамеренное проникновение в погребение, “заключительная церемония”
Дата публикации
01.10.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
736

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека