ТКАНЬ С ШИТЫМ ОБРАЗОМ ВОЗНЕСЕНИЯ ИЗ ПОГРЕБЕНИЯ КОЧЕВНИКА В КАЛМЫКИИ: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ
ТКАНЬ С ШИТЫМ ОБРАЗОМ ВОЗНЕСЕНИЯ ИЗ ПОГРЕБЕНИЯ КОЧЕВНИКА В КАЛМЫКИИ: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ
Аннотация
Код статьи
S0869-60630000376-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
67-74
Аннотация
The embroidered cloth depicting the Ascension, found by E. Tsutskin in burial mounds Guva 2 of Kalmykia in 1978, essentially enriches our notions not only about the early Russian embroidery, but about pre-Mongolian art of Kievan Rus' as well. The iconographic variant of the Ascension with the figures of the Apostles alternated with images of trees is known in Byzantine art since the 9 th century. However in ancient Russian art it can be found only in mural paintings of the 12 th centuries. The original composition is supposed to be 1 meter wide, thus, we consider it to be an altar cloth (antependium). We also take into consideration the typical iconographic images of cherubims on the piece, which are usually not presented in such compositions. The technique of execution is similar to the fragments of pre-Mongolian embroidery found on the territory of modern Ukraine; it bears unmistakable features of the influence of Romanesque art. Thus, the artwork can be dated back to the 12 th - early 13 th century.
Ключевые слова
домонгольское искусство, древнерусское шитье, Вознесение, древние ткани
Классификатор
Дата публикации
01.01.2014
Всего подписок
1
Всего просмотров
584
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Беляев Л.А. Общеевропейские элементы в древнерусском искусстве. X–XII века // Из истории русской культуры. Т. 1: Древняя Русь. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 732–755.
  2. Игнашина Е.В. Древнерусское орнаментальное и лицевое шитье в собрании Новгородского музея: Каталог. Великий Новгород: Моби Дик, 2003. 128 с.
  3. Каргер М.К. Археологические исследования древнего Киева. Киев: АН УССР, 1950. 252 с.
  4. Лазарев В.Н. История византийской живописи: Таблицы. М.: Искусство, 1986. 597 с.
  5. Лидов А.М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение – развитие – символика / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 161–206.
  6. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971. 100 с.
  7. Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. М.: Красная площадь, 2004. 496 с.
  8. Новицкая М.А. Золотная вышивка Киевской Руси // Byzantinoslavica. Prague, 1972. XXXIII. С. 42–58.
  9. Петров А.С. Древнерусское шитье: подвесные напрестольные пелены. Опыт атрибуции // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 212–230.
  10. ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Изд. 2-е. Л.: Издво АН СССР, 1926–1928. 379 с.
  11. ПСРЛ. Т. 18. Симеоновская летопись. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1913. 321 с.
  12. Сарабьянов В.Д. Иконографическая программа фресок Гергиевской церкви и система росписи древнерусских храмов середины – второй половины XII века // Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге. История, архитектура, фрески / Авт.-сост. В.Д. Сарабьянов. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 127–192.
  13. Сарабьянов В.Д. Алтарная преграда церкви Спаса на Нередице: типология и иконография // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси. К 800-летию памятника / Ред. О.Е. Этингоф. М.: Индрик, 2005. С. 83–98.
  14. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный паломник, 2010. 304 с.
  15. Силкин А.В. Лицевое шитье // Искусство Рязанских земель. Каталог-альбом. М.: РА “Сорек”, 1993. С. 102–149.
  16. Симеон Солунский. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных // Писания святых отцов и учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения. Т. II: Соч. блаж. Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб.: Типография Королева и комп., 1856 (репр.: М.: Галактика, 1994). 555 с.
  17. Слово о полку Игореве // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб.: Наука, 2000. С. 254–267.
  18. Стерлигова И.А. Новые сведения о древнейших шитых пеленах из Музея-заповедника “Московский Кремль” // Церковное шитье в Древней Руси / Ред.-сост. Э.С. Смирнова. М.: Галарт, 2010. С. 48–57.
  19. Фищук О.В. Домонгольские швы // Покров. Вып. 3. СПб., 2007. С. 68–70.
  20. Шалина И.А. Вход “Святая Святых” и византийская алтарная преграда // Иконостас. Происхождение – развитие – символика / Ред.-сост. А.М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 52–84.
  21. Історія українського мистецтва. Т. 2: Мистецтво середніх віків. Київ: Інститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М.Т. Рильського НАНУ, 2010. 1296 с.
  22. Demus O. The mosaics of San Marco in Venice. Т. 1. Chicago: University of Chicago Press, 1984. XIV, 489 p.
  23. Lasco P. Antependium // Enciclopedia dell’arte medievale. V. 2. Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana fondata da Giovanni Treccani, 1991. P. 74–83.
  24. Le Liber Pontificalis. V. 2 / Ed. L. Duchesne. Paris, 1892 (repr.: 1957). VI, 402 p.
  25. Musicescu M.A. Broderia medievală românească. Bucureşti: Meridiane, 1969. 54 p.
  26. Petriaggi R. Utilizzazione, decorazione e diffusione dei tessuti nei corredi delle basiliche cristiane secondo il Liber Pontificalis (514–795) // Prospettiva. 1984 (sept.). 39. P. 37–46.
  27. Phillips L.E. A Note of the Gifts of Leo III to the Churches of Rome: “vestes cum stories” // Ephemerides litirgicae. 1988. 102. P. 72–78.
  28. Sydow E. von. Die Entwicklung des figuralen Schmucks der christlichen Altar-Antependia und -Retabula bis zum XIV. Jahrhundert. Strassburg: Heitz und Mü ndel, 1912. 127 S., XVI Tab.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести