ДЕТИ И ДЕДЫ В СВЯТО-СВЕТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
ДЕТИ И ДЕДЫ В СВЯТО-СВЕТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000525-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
120-133
Аннотация
Статья продолжает тему образов/символов Света в календарной обрядности русских в контексте обновления демографической структуры общества и на фоне космоприродного обновления картины мира (см. ЭО. 2010. № 4). Если сакральная картина мира от Рождества до Нового года - это пансакральность космобожественной вертикали небо-Земля с чудом открытых небес и ассоциациями о Христе-младенце, то народно-православная картина Крещения Господня - это великолепие свято-световых этнически значимых снежных пространств с чудом обновления земных вод и ассоциациями праздника с обрядом крещения, детством, молодостью, женихами и невестами. Крестьянский знак праздника - обрядовая выпечка в форме коней как символа весенней пашни и, возможно, мифопоэтического образа солнечных коней. Чрезвычайно выразительна северорусская этнография праздника Крещения с представлением об усопших предках как незримых святкáх. Завершающий вывод автора: Мир и наши предки в этом Мире были нацелены жить в соответствии с принципами/законами/ритуалами Света космобожественного, Света космоприродного.
Ключевые слова
Свет/Первосвет, пространство, Светорусье, молодой снег, крещенская вода, Коляда, кони, антропокосмизм, святки, космические мудрецы
Классификатор
Дата публикации
01.10.2010
Всего подписок
2
Всего просмотров
556
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S0869-54150000525-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 22.10.2020
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа/Искусство и культура. Сб. в честь В.Н. Лазарева. М., 1973. С. 43-52.

АИЭА ОЛЕАЭ -Архив Института этнологии и антропологии РАН. Фонд Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Д. 43. 1892 г. Этнографические материалы С.М. Дерунова. Тетр. № 4. Отдел первый (без нумерации стр.).

АРЭМ -Архив Российского этнографического музея.

Беляев Л.А. Иеротопия православного праздника: о национальных традициях в создании сакральных пространств//ИИЕРОТОПИЯ. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САКРАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2009            

Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина ХIХ -начало ХХ в.). Новосибирск, 1978.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). 3-е изд. Киев, 1913.

Гаврилов А.Н. Народный календарь Шиловского края. Шилово, 2004.

Даль -Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. Т. I-IV. М., 1980.

Дарбиниеце Я. Жанровая специфика латышских народных календарных обрядовых песен в свете сравнительного анализа//Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 91-101.

Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.

Димитрий Ростовский 1903 -Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 4. М., 1903.

Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М., 1988.

Есенин С.А. Ключи Марии/Собр. соч. В 5 т. Т. 5. М., 1962. С. 27-54.

Зернова А.В. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде//Сов. этнография. 1932. № 3. С. 15-51.

Иванова Ю.В. Греки//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973. С. 308-329.

Иванова Т.Г. Комментарии//Зеленин Д.К. Избр. тр.: Статьи по духовной культуре. 1917-1934/Подготовка текста и коммент. Т.Г. Ивановой. М., 1999. С. 279-283.

Колева Т.А. Болгары//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973. С. 266-283.

Конаков Н.Д. От Святок до Сочельника: Коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар, 1993.

Копаневич И.К. Рождественские святки и сопровождающие их народные игры и развлечения в Псковской губернии. Псков, 1896.

Коринфский А.А. Народная Русь. М., 1901.

Куракеева М.Ф. Традиции и инновации в восприятии огня и воды казаками Верхнего Прикубанья//Этнограф. обозрение (далее -ЭО). 2002. № 3. С. 57-68.

Лобкова Г. Древности Псковской земли. Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000.

Лысенко, Комарова 1992 -Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек. СПб., 1992.

Мадлевская Е.Л. Крещение Господне//Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Иллюстрированная энциклопедия/Отв. ред. И.И. Шангина. СПб., 2002. С. 278-285.

Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. СПб., 1913.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1996.

Мелехова Г.Н. Часовни в православных традициях Кенозерья (Этнографические заметки)//Православный паломник. 2004. № 1/2. С. 3-7.

Морозов И.А. Святки//Морозов И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б., Смольников С.Н., Минюхина Е.А. Духовная культура северного Белозерья: Этнодиалектный словарь. М., 1997. С. 345-349.

Никифоровский 1897 -Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах/Собрал в Витебской Белоруссии Н.Я. Никифоровский. Витебск, 1897.

Онучина Т.А. Календарные мотивы в холмогорском обрядовом печенье//ЭО. 2002. № 6. С. 28-37.

Онучина Т.А. Вырезной архангельский пряник в системе северного обрядового печенья//Хлеб в народной культуре: Этнографические очерки/Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2004. С. 144-172.

Плотникова А.А. Звезды//Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т./Под ред. Н.И. Толстого. Т. 2. М., 1999. С. 290-294.

Поздняков Т. Из народных поверий. Воронова вода//Владимирские губерн. вед. 1900. № 7. С. 8.

Потебня А.А. Слово и миф/Ред. и сост. А.К. Байбурин, А.Л. Топорков. М., 1989.

РК-1; 2(1); 6 -Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро" князя В.Н. Тенишева. Т. 1: Костромская и Тверская губернии. СПб., 2004; Т. 2: Ярославская губерния. Ч. 1. СПб., 2006; Т. 6: Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, С.-Петербургская и Тульская губернии. СПб., 2008.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1997.

СРНГ-37 -Словарь русских народных говоров. Вып. 37. СПб., 2003.

Страхов А.Б. Ночь перед Рождеством: народное христианство и рождественская обрядность на Западе и у славян. Cambridge; Massachusetts, 2003.

Стрижев А.Н. Хроника одной души (Проза. Народный календарь). М., 1991.

Толстая С.М. Полесский народный календарь. М., 2005.  

Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I: Первый век христианства на Руси. М., 1995.

Тульцева Л.А. "Умильно на пучок зари…" (К реконструкции одного из пушкинских образов милой старины)//ЭО. 1999. № 3. С. 5-15.

Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов (Рязанский этнограф. вестн. Т. 30). Рязань, 2001.

Тульцева Л.А. Народные названия Млечного пути в среднерусской полосе России//Астрономия древних обществ. М., 2002. С. 280-284.Л.А. Тульцева. Д ети и деды в свято-световом пространстве праздника Крещения Господня 33 133

Тульцева Л.А. Средокрестный день русского аграрного календаря: мифосемантика обычаев и фольклорных образов//Очерки русской народной культуры/Отв. ред. И.В. Власова. М., 2009. С. 410-459.

Харузина В.Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни//ЭО. 1911. № 1-2. С. 1-78.

Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ -середины ХХ в. Ч. 2: Зима. Пермь, 2008.

Чехов А.П. Художество//Собр. соч. Т. 4. М., 1976. С. 287-292.

Шмелев И.С. Лето Господне. Богомолье. Статьи о Москве. М., 1990.

Морозов И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.Н., Чижикова Л.Н. Рязанская традиционная культура первой половины ХХ века: Шацкий этнодиалектный словарь (Рязанский этнограф. вестн. Т. 28). Рязань, 2001.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести