English
English
en
Русский
ru
Educational Issues
Archive
Subscribe
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 2
>
To the 80th anniversary of Mark Grigoryevich Kramarovsky
To the 80th anniversary of Mark Grigoryevich Kramarovsky
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
To the 80th anniversary of Mark Grigoryevich Kramarovsky
2
To the 80th anniversary of Mark Grigoryevich Kramarovsky
Leonard F. Nedashkovsky
;
Nadezhda Nedashkovskaya
Annotation
PII
S086960630010318-8-1
Publication type
Personal
Status
Published
Authors
Leonard F. Nedashkovsky
Send message
ORCID:
0000-0002-7453-9960
Affiliation:
Kazan (Volga region) Federal University
Address: Russian Federation, Kazan
Nadezhda Nedashkovskaya
Affiliation:
Russian State University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Issue 2
Pages
191-193
Abstract
Date of publication
29.06.2020
Number of purchasers
29
Views
701
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
Download JATS
GOST
Nedashkovskaya N., Nedashkovsky L. To the 80th anniversary of Mark Grigoryevich Kramarovsky // Russian archeology. – 2020. – Issue 2 C. 191-193 . URL: https://rosarchras.ru/s086960630010318-8-1/?version_id=14025
MLA
Nedashkovskaya, Nadezhda, Nedashkovsky, Leonard F "To the 80th anniversary of Mark Grigoryevich Kramarovsky."
Russian archeology.
2 (2020).:191-193.
APA
Nedashkovskaya N., Nedashkovsky L. (2020). To the 80th anniversary of Mark Grigoryevich Kramarovsky.
Russian archeology.
no. 2, pp.191-193
Publication content
1
Подпись к рисунку/медиа
2
В марте 2020 г. отметил свой 80-летний юбилей ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа доктор исторических наук Марк Григорьевич Крамаровский.
В марте 2020 г. отметил свой 80-летний юбилей ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа доктор исторических наук Марк Григорьевич Крамаровский.
В марте 2020 г. отметил свой 80-летний юбилей ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа доктор исторических наук Марк Григорьевич Крамаровский.
3
М.Г. Крамаровский родился 3 марта 1940 г. в г. Кременчуге. После окончания машиностроительного техникума и армейской службы он обучался в 1962–1965 гг. на истфаке Уральского государственного университета в г. Свердловске под научным руководством В.Ф. Генинга. Еще в годы учебы Марк Григорьевич начал работать лаборантом кабинета археологии Урала (в 1962–1964 гг.), в 1965–1966 гг. был лаборантом, а в 1967–1970 гг. – ассистентом кафедры истории искусств Уральского университета.
М.Г. Крамаровский родился 3 марта 1940 г. в г. Кременчуге. После окончания машиностроительного техникума и армейской службы он обучался в 1962–1965 гг. на истфаке Уральского государственного университета в г. Свердловске под научным руководством В.Ф. Генинга. Еще в годы учебы Марк Григорьевич начал работать лаборантом кабинета археологии Урала (в 1962–1964 гг.), в 1965–1966 гг. был лаборантом, а в 1967–1970 гг. – ассистентом кафедры истории искусств Уральского университета.
М.Г. Крамаровский родился 3 марта 1940 г. в г. Кременчуге. После окончания машиностроительного техникума и армейской службы он обучался в 1962–1965 гг. на истфаке Уральского государственного университета в г. Свердловске под научным руководством В.Ф. Генинга. Еще в годы учебы Марк Григорьевич начал работать лаборантом кабинета археологии Урала (в 1962–1964 гг.), в 1965–1966 гг. был лаборантом, а в 1967–1970 гг. – ассистентом кафедры истории искусств Уральского университета.
4
Уже первая курсовая работа М.Г. Крамаровского привела автора к проблемам, которые составили базу открытия золотоордынской торевтики как компонента чингисидской культуры. Эта студенческая работа, посвященная атрибуции серебряной вазы, обнаруженной в составе клада на севере Свердловской области, легла в основу совместной с В.Ф. Генингом научной публикации «Ивдельская находка» (Л.: Аврора, 1973. 30 с.).
Уже первая курсовая работа М.Г. Крамаровского привела автора к проблемам, которые составили базу открытия золотоордынской торевтики как компонента чингисидской культуры. Эта студенческая работа, посвященная атрибуции серебряной вазы, обнаруженной в составе клада на севере Свердловской области, легла в основу совместной с В.Ф. Генингом научной публикации «Ивдельская находка» (Л.: Аврора, 1973. 30 с.).
Уже первая курсовая работа М.Г. Крамаровского привела автора к проблемам, которые составили базу открытия золотоордынской торевтики как компонента чингисидской культуры. Эта студенческая работа, посвященная атрибуции серебряной вазы, обнаруженной в составе клада на севере Свердловской области, легла в основу совместной с В.Ф. Генингом научной публикации «Ивдельская находка» (Л.: Аврора, 1973. 30 с.).
5
Марк Григорьевич участвовал в работах различных археологических экспедиций: Уральской в Западной Сибири (В.Ф. Генинг, 1962–1968 гг.), Пенджикентской (А.М. Беленицкий, Б.И. Маршак, 1969–1972 гг.) и Поволжской (Г.А. Федоров-Давыдов, Т.А. Хлебникова, М.Д. Полубояринова, 1973, 1977–1978 гг.).
Марк Григорьевич участвовал в работах различных археологических экспедиций: Уральской в Западной Сибири (В.Ф. Генинг, 1962–1968 гг.), Пенджикентской (А.М. Беленицкий, Б.И. Маршак, 1969–1972 гг.) и Поволжской (Г.А. Федоров-Давыдов, Т.А. Хлебникова, М.Д. Полубояринова, 1973, 1977–1978 гг.).
Марк Григорьевич участвовал в работах различных археологических экспедиций: Уральской в Западной Сибири (В.Ф. Генинг, 1962–1968 гг.), Пенджикентской (А.М. Беленицкий, Б.И. Маршак, 1969–1972 гг.) и Поволжской (Г.А. Федоров-Давыдов, Т.А. Хлебникова, М.Д. Полубояринова, 1973, 1977–1978 гг.).
6
В 1969–1973 гг. Марк Григорьевич учился в аспирантуре Эрмитажа под руководством Б.И. Маршака. В формировании молодого ученого трудно переоценить значение внимания выдающейся исследовательницы Византии А.В. Банк.
В 1969–1973 гг. Марк Григорьевич учился в аспирантуре Эрмитажа под руководством Б.И. Маршака. В формировании молодого ученого трудно переоценить значение внимания выдающейся исследовательницы Византии А.В. Банк.
В 1969–1973 гг. Марк Григорьевич учился в аспирантуре Эрмитажа под руководством Б.И. Маршака. В формировании молодого ученого трудно переоценить значение внимания выдающейся исследовательницы Византии А.В. Банк.
7
C 1973 г. М.Г. Крамаровский становится сотрудником Отдела Востока Эрмитажа, где трудится и в настоящее время. Здесь им пройден путь от младшего до ведущего научного сотрудника.
C 1973 г. М.Г. Крамаровский становится сотрудником Отдела Востока Эрмитажа, где трудится и в настоящее время. Здесь им пройден путь от младшего до ведущего научного сотрудника.
C 1973 г. М.Г. Крамаровский становится сотрудником Отдела Востока Эрмитажа, где трудится и в настоящее время. Здесь им пройден путь от младшего до ведущего научного сотрудника.
8
В 1974 г. Марк Григорьевич успешно защитил в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР кандидатскую диссертацию «Торевтика Золотой Орды XIII–XV вв. (по материалам Государственного Эрмитажа)».
В 1974 г. Марк Григорьевич успешно защитил в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР кандидатскую диссертацию «Торевтика Золотой Орды XIII–XV вв. (по материалам Государственного Эрмитажа)».
В 1974 г. Марк Григорьевич успешно защитил в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР кандидатскую диссертацию «Торевтика Золотой Орды XIII–XV вв. (по материалам Государственного Эрмитажа)».
9
С 1979 г. М.Г. Крамаровский руководит созданной им Золотоордынской археологической экспедицией Эрмитажа, ежегодными работами которой исследуются городище средневекового Солхата и его сельская периферия. Марком Григорьевичем опубликовано более 250 статей.
С 1979 г. М.Г. Крамаровский руководит созданной им Золотоордынской археологической экспедицией Эрмитажа, ежегодными работами которой исследуются городище средневекового Солхата и его сельская периферия. Марком Григорьевичем опубликовано более 250 статей.
С 1979 г. М.Г. Крамаровский руководит созданной им Золотоордынской археологической экспедицией Эрмитажа, ежегодными работами которой исследуются городище средневекового Солхата и его сельская периферия. Марком Григорьевичем опубликовано более 250 статей.
10
Работы М.Г. Крамаровского по изучению чингисидского металла привели к созданию нового направления – торевтики Золотой Орды. До его исследований системного изучения серебра Чингисидов, можно сказать, не существовало, были лишь отдельные работы А.А. Спицына и Я.И. Смирнова, посвященные изделиям «татарской эпохи».
Работы М.Г. Крамаровского по изучению чингисидского металла привели к созданию нового направления – торевтики Золотой Орды. До его исследований системного изучения серебра Чингисидов, можно сказать, не существовало, были лишь отдельные работы А.А. Спицына и Я.И. Смирнова, посвященные изделиям «татарской эпохи».
Работы М.Г. Крамаровского по изучению чингисидского металла привели к созданию нового направления – торевтики Золотой Орды. До его исследований системного изучения серебра Чингисидов, можно сказать, не существовало, были лишь отдельные работы А.А. Спицына и Я.И. Смирнова, посвященные изделиям «татарской эпохи».
11
Марком Григорьевичем описан и учтен основной массив известных артефактов джучидского серебра.
Марком Григорьевичем описан и учтен основной массив известных артефактов джучидского серебра.
Марком Григорьевичем описан и учтен основной массив известных артефактов джучидского серебра.
12
Итоги нескольких десятилетий работ автора по изучению изделий из драгоценных металлов государства Джучидов и смежных территорий подведены в книге «Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды» (СПб.: Славия, 2001. 364 с.).
Итоги нескольких десятилетий работ автора по изучению изделий из драгоценных металлов государства Джучидов и смежных территорий подведены в книге «Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды» (СПб.: Славия, 2001. 364 с.).
Итоги нескольких десятилетий работ автора по изучению изделий из драгоценных металлов государства Джучидов и смежных территорий подведены в книге «Золото Чингисидов: культурное наследие Золотой Орды» (СПб.: Славия, 2001. 364 с.).
13
Автором обозначены основные вопросы развития всаднической культуры монголов конца XII – XIII в. Дана характеристика традиций развития художественного металла Улуса Джучи, выделены три основных периода в развитии культуры: раннеджучидский (первая половина – 50-е годы XIII в.), среднеордынский (вторая половина XIII – первые две трети XIV в.) и позднеордынский (40-е годы XIV – XV в.).
Автором обозначены основные вопросы развития всаднической культуры монголов конца XII – XIII в. Дана характеристика традиций развития художественного металла Улуса Джучи, выделены три основных периода в развитии культуры: раннеджучидский (первая половина – 50-е годы XIII в.), среднеордынский (вторая половина XIII – первые две трети XIV в.) и позднеордынский (40-е годы XIV – XV в.).
Автором обозначены основные вопросы развития всаднической культуры монголов конца XII – XIII в. Дана характеристика традиций развития художественного металла Улуса Джучи, выделены три основных периода в развитии культуры: раннеджучидский (первая половина – 50-е годы XIII в.), среднеордынский (вторая половина XIII – первые две трети XIV в.) и позднеордынский (40-е годы XIV – XV в.).
14
При рассмотрении снаряжения монгольского верхового коня основное внимание уделено седлу и принципам его декора, кратко охарактеризованы элементы конского снаряжения и доспеха. Из убранства всадника рассмотрена типология головных уборов и кратко охарактеризована монгольская бокка. Особое внимание автор уделил раннемонгольским воинским поясам. Им выделены и описаны две группы статусных поясных наборов. Первая – с изображением драконов, отражающая, по-видимому, традицию чингисидской гвардии, и вторая – поясов с «охотничьими» сюжетами. Отдельно охарактеризованы символы власти верховных правителей и монгольские пайцзы.
При рассмотрении снаряжения монгольского верхового коня основное внимание уделено седлу и принципам его декора, кратко охарактеризованы элементы конского снаряжения и доспеха. Из убранства всадника рассмотрена типология головных уборов и кратко охарактеризована монгольская бокка. Особое внимание автор уделил раннемонгольским воинским поясам. Им выделены и описаны две группы статусных поясных наборов. Первая – с изображением драконов, отражающая, по-видимому, традицию чингисидской гвардии, и вторая – поясов с «охотничьими» сюжетами. Отдельно охарактеризованы символы власти верховных правителей и монгольские пайцзы.
При рассмотрении снаряжения монгольского верхового коня основное внимание уделено седлу и принципам его декора, кратко охарактеризованы элементы конского снаряжения и доспеха. Из убранства всадника рассмотрена типология головных уборов и кратко охарактеризована монгольская бокка. Особое внимание автор уделил раннемонгольским воинским поясам. Им выделены и описаны две группы статусных поясных наборов. Первая – с изображением драконов, отражающая, по-видимому, традицию чингисидской гвардии, и вторая – поясов с «охотничьими» сюжетами. Отдельно охарактеризованы символы власти верховных правителей и монгольские пайцзы.
15
Особое внимание автора привлекла тема джучидского пира как средства социальных связей. В этом ключе к работе привлечена пиршественная и повседневная посуда монгольских нойонов. Серебряные и золотые сосуды конца XIII – XIV вв. (кубки, ковши, чаши, блюда и пр.) разделены на девять групп на основе признаков ремесленных традиций.
Особое внимание автора привлекла тема джучидского пира как средства социальных связей. В этом ключе к работе привлечена пиршественная и повседневная посуда монгольских нойонов. Серебряные и золотые сосуды конца XIII – XIV вв. (кубки, ковши, чаши, блюда и пр.) разделены на девять групп на основе признаков ремесленных традиций.
Особое внимание автора привлекла тема джучидского пира как средства социальных связей. В этом ключе к работе привлечена пиршественная и повседневная посуда монгольских нойонов. Серебряные и золотые сосуды конца XIII – XIV вв. (кубки, ковши, чаши, блюда и пр.) разделены на девять групп на основе признаков ремесленных традиций.
16
Для памятников ордынских городов конца XIV – XV в. выделено несколько групп: «крымско-малоазийская», «средневолжская», «греческая» и «латинская». Отдельно рассмотрены привозные итальянские находки в Крыму и на Северном Кавказе.
Для памятников ордынских городов конца XIV – XV в. выделено несколько групп: «крымско-малоазийская», «средневолжская», «греческая» и «латинская». Отдельно рассмотрены привозные итальянские находки в Крыму и на Северном Кавказе.
Для памятников ордынских городов конца XIV – XV в. выделено несколько групп: «крымско-малоазийская», «средневолжская», «греческая» и «латинская». Отдельно рассмотрены привозные итальянские находки в Крыму и на Северном Кавказе.
17
При анализе женских украшений рассмотрен стиль спиральный филиграни, его монгольские истоки и распространение в Восточной Европе, в частности в Москве, Византии, в том числе Константинополе, и ремесленных центрах Ближнего Востока. Мимо внимания автора не прошло влияние ордынского серебра на ремесло Балкан и русских земель. Приведем всего один пример влияния золотоордынского ремесла на Русь: поля золотого оклада иконы «Богоматерь Млекопитательница» (конец XIV – начало XV в.) из Новодевичьего монастыря украшены эпиграфическим узором из многократно оттиснутого слова «Аллах», выполненного почерком «насх»; этот узор прослеживается на материалах из Белореченских курганов и золотых пластинах золотоордынского происхождения.
При анализе женских украшений рассмотрен стиль спиральный филиграни, его монгольские истоки и распространение в Восточной Европе, в частности в Москве, Византии, в том числе Константинополе, и ремесленных центрах Ближнего Востока. Мимо внимания автора не прошло влияние ордынского серебра на ремесло Балкан и русских земель. Приведем всего один пример влияния золотоордынского ремесла на Русь: поля золотого оклада иконы «Богоматерь Млекопитательница» (конец XIV – начало XV в.) из Новодевичьего монастыря украшены эпиграфическим узором из многократно оттиснутого слова «Аллах», выполненного почерком «насх»; этот узор прослеживается на материалах из Белореченских курганов и золотых пластинах золотоордынского происхождения.
При анализе женских украшений рассмотрен стиль спиральный филиграни, его монгольские истоки и распространение в Восточной Европе, в частности в Москве, Византии, в том числе Константинополе, и ремесленных центрах Ближнего Востока. Мимо внимания автора не прошло влияние ордынского серебра на ремесло Балкан и русских земель. Приведем всего один пример влияния золотоордынского ремесла на Русь: поля золотого оклада иконы «Богоматерь Млекопитательница» (конец XIV – начало XV в.) из Новодевичьего монастыря украшены эпиграфическим узором из многократно оттиснутого слова «Аллах», выполненного почерком «насх»; этот узор прослеживается на материалах из Белореченских курганов и золотых пластинах золотоордынского происхождения.
18
Десятилетия углубленной работы позволили автору защитить в 2002 г. в Московском государственном университете докторскую диссертацию в форме научного доклада на тему «Восток и Запад в истории и культуре Золотой Орды (по материалам чингисидской торевтики XIII–XV вв.)».
Десятилетия углубленной работы позволили автору защитить в 2002 г. в Московском государственном университете докторскую диссертацию в форме научного доклада на тему «Восток и Запад в истории и культуре Золотой Орды (по материалам чингисидской торевтики XIII–XV вв.)».
Десятилетия углубленной работы позволили автору защитить в 2002 г. в Московском государственном университете докторскую диссертацию в форме научного доклада на тему «Восток и Запад в истории и культуре Золотой Орды (по материалам чингисидской торевтики XIII–XV вв.)».
19
Следует отметить работы М.Г. Крамаровского, посвященные керамике: «Изображение человека в керамике Северного Причерноморья XII–XIV веков» (Л., 1990. 38 с.; в соавт. с В.Н. Залеской), статьи о сельджукской привозной керамике Крыма и солхатской керамической школе (на примере анализа чаши с изображением пира ремесленников-ахи в гранатовом саду). В ряду редких работ для золотоордынской тематики отметим очерки автора о находках стеклянных изделий из Анатолии и Европы (в частности, Северной Италии).
Следует отметить работы М.Г. Крамаровского, посвященные керамике: «Изображение человека в керамике Северного Причерноморья XII–XIV веков» (Л., 1990. 38 с.; в соавт. с В.Н. Залеской), статьи о сельджукской привозной керамике Крыма и солхатской керамической школе (на примере анализа чаши с изображением пира ремесленников-ахи в гранатовом саду). В ряду редких работ для золотоордынской тематики отметим очерки автора о находках стеклянных изделий из Анатолии и Европы (в частности, Северной Италии).
Следует отметить работы М.Г. Крамаровского, посвященные керамике: «Изображение человека в керамике Северного Причерноморья XII–XIV веков» (Л., 1990. 38 с.; в соавт. с В.Н. Залеской), статьи о сельджукской привозной керамике Крыма и солхатской керамической школе (на примере анализа чаши с изображением пира ремесленников-ахи в гранатовом саду). В ряду редких работ для золотоордынской тематики отметим очерки автора о находках стеклянных изделий из Анатолии и Европы (в частности, Северной Италии).
20
Обращение Марка Григорьевича к характеристике проблем жизни Солхата нашло отражение в монографии «Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия» (СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. 496 с.). В последние годы в связи с новыми раскопками возникла возможность более глубокого анализа культуры городских общин Солхата – христианской, в которую входили представители православного, католического, несторианского и армяно-грегорианского приходов, и иудаистской (в связи с раскопками синагоги-кенассы) с ее раббанитским и караимским населением. Самой многочисленной общиной, определившей культурный облик города, стала исламская, в которой одно из ведущих мест заняла традиция сельджукидов Рума.
Обращение Марка Григорьевича к характеристике проблем жизни Солхата нашло отражение в монографии «Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия» (СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. 496 с.). В последние годы в связи с новыми раскопками возникла возможность более глубокого анализа культуры городских общин Солхата – христианской, в которую входили представители православного, католического, несторианского и армяно-грегорианского приходов, и иудаистской (в связи с раскопками синагоги-кенассы) с ее раббанитским и караимским населением. Самой многочисленной общиной, определившей культурный облик города, стала исламская, в которой одно из ведущих мест заняла традиция сельджукидов Рума.
Обращение Марка Григорьевича к характеристике проблем жизни Солхата нашло отражение в монографии «Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия» (СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. 496 с.). В последние годы в связи с новыми раскопками возникла возможность более глубокого анализа культуры городских общин Солхата – христианской, в которую входили представители православного, католического, несторианского и армяно-грегорианского приходов, и иудаистской (в связи с раскопками синагоги-кенассы) с ее раббанитским и караимским населением. Самой многочисленной общиной, определившей культурный облик города, стала исламская, в которой одно из ведущих мест заняла традиция сельджукидов Рума.
21
Исследования М.Г. Крамаровского отличает комплексность подхода к изучаемым материалам, сочетание методов археологии, истории, культурологии, геральдики и других дисциплин. Пример тому – комментарии автора к нескольким абзацам из письма 1367 г. Ф. Петрарки к его другу архиепископу Генуи Гвидо Сете, ставшего историческим свидетельством о бедах Золотой Орды в 1360-х годах.
Исследования М.Г. Крамаровского отличает комплексность подхода к изучаемым материалам, сочетание методов археологии, истории, культурологии, геральдики и других дисциплин. Пример тому – комментарии автора к нескольким абзацам из письма 1367 г. Ф. Петрарки к его другу архиепископу Генуи Гвидо Сете, ставшего историческим свидетельством о бедах Золотой Орды в 1360-х годах.
Исследования М.Г. Крамаровского отличает комплексность подхода к изучаемым материалам, сочетание методов археологии, истории, культурологии, геральдики и других дисциплин. Пример тому – комментарии автора к нескольким абзацам из письма 1367 г. Ф. Петрарки к его другу архиепископу Генуи Гвидо Сете, ставшего историческим свидетельством о бедах Золотой Орды в 1360-х годах.
22
Не меньшее научное значение, чем монографии и статьи, имеют каталоги выставок, отличающиеся высоким качеством очерков, аннотаций и подбора материалов. Речь идет о трех уникальных археологических выставках по золотоордынской проблематике, проведенных Марком Григорьевичем. Все они созданы на базе собрания Эрмитажа с участием различных музеев страны. Выставки и каталоги (Сокровища Золотой Орды. СПб.: Славия, 2000. 345 с.; Золотая Орда. История и культура. СПб.: Славия, 2005. 264 с.; Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи. М.: Фонд Марджани, 2019. 504 с.) стали заметными событиями в культурной и научной жизни. Заслугой М.Г. Крамаровского является и создание в Эрмитаже первой постоянной экспозиции, посвященной истории и культуре Золотой Орды. Юбиляр принял участие в организации целого ряда зарубежных выставок: «Монголы. Искусство и культура древних номадов» (Германия, Хильдесхайм, 1989 г.), «Кочевые народы Евразии» (США, Лос-Анджелес – Денвер – Вашингтон, 1989–1990 гг.), «Шедевры исламского искусства в Эрмитаже» (Кувейт, 1990 г.), «От тысячелетия к тысячелетию. Сокровища и народы Причерноморья» (Италия, Римини, 1995 г.), «Наследие Чингисхана. Дворцовое искусство и культура Западной Азии, 1256–1353 гг.» (США, Нью-Йорк, 2003 г.), «Чингисхан и его эпоха» (Германия, Бонн – Мюнхен, 2006 г.; Австрия, Леобен – замок Шаллабург, 2007 г.), «Чингисхан и Монгольская империя» (США, Хьюстон – Денвер, 2009 г.).
Не меньшее научное значение, чем монографии и статьи, имеют каталоги выставок, отличающиеся высоким качеством очерков, аннотаций и подбора материалов. Речь идет о трех уникальных археологических выставках по золотоордынской проблематике, проведенных Марком Григорьевичем. Все они созданы на базе собрания Эрмитажа с участием различных музеев страны. Выставки и каталоги (Сокровища Золотой Орды. СПб.: Славия, 2000. 345 с.; Золотая Орда. История и культура. СПб.: Славия, 2005. 264 с.; Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи. М.: Фонд Марджани, 2019. 504 с.) стали заметными событиями в культурной и научной жизни. Заслугой М.Г. Крамаровского является и создание в Эрмитаже первой постоянной экспозиции, посвященной истории и культуре Золотой Орды. Юбиляр принял участие в организации целого ряда зарубежных выставок: «Монголы. Искусство и культура древних номадов» (Германия, Хильдесхайм, 1989 г.), «Кочевые народы Евразии» (США, Лос-Анджелес – Денвер – Вашингтон, 1989–1990 гг.), «Шедевры исламского искусства в Эрмитаже» (Кувейт, 1990 г.), «От тысячелетия к тысячелетию. Сокровища и народы Причерноморья» (Италия, Римини, 1995 г.), «Наследие Чингисхана. Дворцовое искусство и культура Западной Азии, 1256–1353 гг.» (США, Нью-Йорк, 2003 г.), «Чингисхан и его эпоха» (Германия, Бонн – Мюнхен, 2006 г.; Австрия, Леобен – замок Шаллабург, 2007 г.), «Чингисхан и Монгольская империя» (США, Хьюстон – Денвер, 2009 г.).
Не меньшее научное значение, чем монографии и статьи, имеют каталоги выставок, отличающиеся высоким качеством очерков, аннотаций и подбора материалов. Речь идет о трех уникальных археологических выставках по золотоордынской проблематике, проведенных Марком Григорьевичем. Все они созданы на базе собрания Эрмитажа с участием различных музеев страны. Выставки и каталоги (Сокровища Золотой Орды. СПб.: Славия, 2000. 345 с.; Золотая Орда. История и культура. СПб.: Славия, 2005. 264 с.; Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи. М.: Фонд Марджани, 2019. 504 с.) стали заметными событиями в культурной и научной жизни. Заслугой М.Г. Крамаровского является и создание в Эрмитаже первой постоянной экспозиции, посвященной истории и культуре Золотой Орды. Юбиляр принял участие в организации целого ряда зарубежных выставок: «Монголы. Искусство и культура древних номадов» (Германия, Хильдесхайм, 1989 г.), «Кочевые народы Евразии» (США, Лос-Анджелес – Денвер – Вашингтон, 1989–1990 гг.), «Шедевры исламского искусства в Эрмитаже» (Кувейт, 1990 г.), «От тысячелетия к тысячелетию. Сокровища и народы Причерноморья» (Италия, Римини, 1995 г.), «Наследие Чингисхана. Дворцовое искусство и культура Западной Азии, 1256–1353 гг.» (США, Нью-Йорк, 2003 г.), «Чингисхан и его эпоха» (Германия, Бонн – Мюнхен, 2006 г.; Австрия, Леобен – замок Шаллабург, 2007 г.), «Чингисхан и Монгольская империя» (США, Хьюстон – Денвер, 2009 г.).
23
М.Г. Крамаровский участвовал в основании центра «Эрмитаж-Казань» (2005 г.) и выступил инициатором создания Музея археологии Солхата (Старый Крым, 2019 г.).
М.Г. Крамаровский участвовал в основании центра «Эрмитаж-Казань» (2005 г.) и выступил инициатором создания Музея археологии Солхата (Старый Крым, 2019 г.).
М.Г. Крамаровский участвовал в основании центра «Эрмитаж-Казань» (2005 г.) и выступил инициатором создания Музея археологии Солхата (Старый Крым, 2019 г.).
24
Отдельно отметим многочисленные лекции и доклады по вопросам археологии и культуры эпохи Чингисидов, прочитанные юбиляром в разные годы. В их числе лекции 1990–1995 гг. в Международной школе по изучению Восточной Европы (Италия, Эриче) и Школе восточных и африканских исследований (Великобритания, Лондон), спецкурсы для студентов кафедры археологии и Восточного факультета СПбГУ, участие в работе Крымской музеологической школы «Museum Studio» (Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина»).
Отдельно отметим многочисленные лекции и доклады по вопросам археологии и культуры эпохи Чингисидов, прочитанные юбиляром в разные годы. В их числе лекции 1990–1995 гг. в Международной школе по изучению Восточной Европы (Италия, Эриче) и Школе восточных и африканских исследований (Великобритания, Лондон), спецкурсы для студентов кафедры археологии и Восточного факультета СПбГУ, участие в работе Крымской музеологической школы «Museum Studio» (Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина»).
Отдельно отметим многочисленные лекции и доклады по вопросам археологии и культуры эпохи Чингисидов, прочитанные юбиляром в разные годы. В их числе лекции 1990–1995 гг. в Международной школе по изучению Восточной Европы (Италия, Эриче) и Школе восточных и африканских исследований (Великобритания, Лондон), спецкурсы для студентов кафедры археологии и Восточного факультета СПбГУ, участие в работе Крымской музеологической школы «Museum Studio» (Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина»).
25
Вклад юбиляра в развитие науки отмечен медалью «В память 1000-летия Казани» (2005 г.). В годовщину 30-летия работы экспедиции в Солхате Марку Григорьевичу присвоено звание «Почетный гражданин Старого Крыма» (2007 г.). В том же году 7 декабря М.Г. Крамаровский объявлен «Человеком дня» на Радио Свобода. В 2016 г. Марк Григорьевич награжден серебряной медалью Монголии «Найрамдал» («Дружба»). В связи с открытием первой очереди Музея археологии Солхата (15.08.2019), созданного на материалах Золотоордынской экспедиции, юбиляр отмечен благодарственным письмом Заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей Р. Бальбека и благодарностью Главы Республики Крым С. Аксенова.
Вклад юбиляра в развитие науки отмечен медалью «В память 1000-летия Казани» (2005 г.). В годовщину 30-летия работы экспедиции в Солхате Марку Григорьевичу присвоено звание «Почетный гражданин Старого Крыма» (2007 г.). В том же году 7 декабря М.Г. Крамаровский объявлен «Человеком дня» на Радио Свобода. В 2016 г. Марк Григорьевич награжден серебряной медалью Монголии «Найрамдал» («Дружба»). В связи с открытием первой очереди Музея археологии Солхата (15.08.2019), созданного на материалах Золотоордынской экспедиции, юбиляр отмечен благодарственным письмом Заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей Р. Бальбека и благодарностью Главы Республики Крым С. Аксенова.
Вклад юбиляра в развитие науки отмечен медалью «В память 1000-летия Казани» (2005 г.). В годовщину 30-летия работы экспедиции в Солхате Марку Григорьевичу присвоено звание «Почетный гражданин Старого Крыма» (2007 г.). В том же году 7 декабря М.Г. Крамаровский объявлен «Человеком дня» на Радио Свобода. В 2016 г. Марк Григорьевич награжден серебряной медалью Монголии «Найрамдал» («Дружба»). В связи с открытием первой очереди Музея археологии Солхата (15.08.2019), созданного на материалах Золотоордынской экспедиции, юбиляр отмечен благодарственным письмом Заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей Р. Бальбека и благодарностью Главы Республики Крым С. Аксенова.
26
От имени коллег и учеников желаем дорогому юбиляру здоровья, творческих сил, новых публикаций и успешной работы (в том числе, по развитию музея Солхата).
От имени коллег и учеников желаем дорогому юбиляру здоровья, творческих сил, новых публикаций и успешной работы (в том числе, по развитию музея Солхата).
От имени коллег и учеников желаем дорогому юбиляру здоровья, творческих сил, новых публикаций и успешной работы (в том числе, по развитию музея Солхата).
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found