Atlas de la grotte Chauvet-Pont d’Arc. Monographie de la grotte Chauvet-Pont d’Arc. V. 1. Sous la direction de Jean-Jacques delannoy et Jean-Michel Geneste. Paris, 2020
Atlas de la grotte Chauvet-Pont d’Arc. Monographie de la grotte Chauvet-Pont d’Arc. V. 1. Sous la direction de Jean-Jacques delannoy et Jean-Michel Geneste. Paris, 2020
Аннотация
Код статьи
S086960630013557-1-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Atlas de la grotte Chauvet-Pont d’Arc. Monographie de la grotte Chauvet-Pont d’Arc. V. 1. Sous la direction de Jean-Jacques delannoy et Jean-Michel Geneste. Paris, 2020. 383 p.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Молодин В. И. 
Аффилиация: Институт археологии и этнографии, Сибирское отделение РАН
Адрес: пр. Академика Лаврентьева, 17, 630090 Новосибирск, Россия
Выпуск
Страницы
205-207
Аннотация

      

Источник финансирования
Работа выполнена в рамках НИР, проект № 0329-2019-0003 “Историко-культурные процессы в Сибири и на сопредельных территориях”.
Классификатор
Получено
28.06.2021
Дата публикации
28.06.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
76
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 Российскому читателю, особенно занимающемуся проблемами древнейшей палеолитической живописи, хорошо известна пещера Шове-Пон-д’Арк, расположенная во Франции, в департаменте Ардеш, близ города Вальон-Пон-д’Арк. Это удивительный комплекс, содержащий один из замечательных памятников пещерного искусства Франции, к тому же великолепно сохранившийся до нашего времени. Памятник был открыт Ж.-М. Шове в 1994 г. (в его честь пещера и получила свое название). Изучению наскальных изображений в пещере посвящена значительная литература, в той или иной степени касающаяся главного предмета – настенных изображений, насчитывающая только по моим, конечно, далеко не полным, подсчетам несколько сотен названий, среди которых необходимо отметить, прежде всего, работы профессора Ж. Клотта1 и творческого коллектива под руководством профессора Ж.-М. Женеста2. Благодаря Жан-Мишелю в 2016 г. мне посчастливилось побывать в пещере и не только осмотреть это удивительное творение природы и человека, но и послушать исчерпывающие комментарии блестящего специалиста, коим является профессор Ж.-М. Женест. Именно в ту памятную поездку я узнал о готовящемся проекте по созданию многотомного атласа, посвященного пещере, и даже получил в подарок несколько страниц макета первого тома.
1. См., напр.: Clottes J. La grotte Chauvet-Pont d’Arc: sanctuaire prehistorique. Le Dauphine libere – Les patrimoines, 2013.

2. См.: Clottes J., Geneste J.-M. La grotte Chauvet et la caverne du Pont d’Arc. Dijon : Fatan hors serie no 28 de la revue Dossiers d’archeologie, 2015; Geneste J.-M., Fragnard J.-P, Delannoy J.-J. La grotte Chauvet a’ Vallon-Pont-d’Arc :un bibau des recherches pluridisciplinaires dans la grotte Chauvet :actes de la séance de la SPF, 11-12 octobre 2003, Lyon // Bulletin de la societe prehistorique fransaise, 102, 1, 2005. P. 5–208.
2 Напомню читателю, что пещера, условно разделенная на залы, достигает в длину более 800 м и насчитывает свыше 400 изображений разнообразных животных (пещерных львов, пантер и других персонажей из семейства кошачьих, мамонтов, носорогов, лошадей, бизонов, северных оленей, козлов, медведей и т.д.), а также композиций, демонстрирующих борьбу животных, сцены преследования и т.д. Часто животные переданы в динамике, с использованием фактуры стен. Перед нами представители плейстоценовой фауны, не оставляющие каких-либо сомнений по поводу хронологии святилища.
3 Великолепно сохранившиеся изображения исполнены черной и красной краской, а также гравировкой и выскабливанием.
4 Пещерное святилище, судя по большой серии дат, функционировало циклично и длительное время, в пределах 37 000 – 33 500, 31 000 – 28 000 лет назад (даты по AMS)3.
3. Quiles A., Valladas H., Bocherens H., Delqué-Količ E., Kaltnecker E., van der Plicht J., Delannoy J.-J., Feruglio V., Fritz C., Monney J., Philippe M., Tosello G., Clottes J., Geneste J.-M. A high-precision chronological model for the decorated Upper Paleolithic cave of Chauvet-Pont d’Arc, Ardèche, France // PNAS. April 26, 2016. 113 (17). P. 4670–4675. >>>>
5 Следует особо отметить, что документирование пещеры велось бесконтактным способом, благодаря чему удалось сохранить нетронутую первозданную атмосферу, поддерживаемую еще и тем, что пещера закрыта для посещения (кроме исследовательских работ).
6 Идея, положенная авторами «Атласа» в основу издания, сводится к тому, что изображения, несмотря на их безусловную яркость и оригинальность, было бы неправильно рассматривать и анализировать без учета контекста самой пещеры, морфологии ее многочисленных залов и галерей в тесной взаимосвязи с отдельными изображениями и композициями. Отсюда разнообразие персонажей на стенах, следов проявления ритуалов, требующих особого подхода к пониманию и интерпретации обрядовых действий.
7 Первый том «Атласа» состоит из четырех частей, Введения и Заключения. Авторский коллектив тома включает 45 специалистов различного профиля, внесших собственный вклад в подготовку карт, схем, фотографий, прорисовок и текстов. Краткие сведения о каждом из авторов предлагается читателю на стр. 8–12. Книга снабжена также несколькими предисловиями, написанными кроме Жан-Жака Деланнуа и Жан-Мишеля Женеста еще и министром культуры Франции Франком Ристером (с. 16) и заместителем директора департамента археологии этого министерства Арно Шомасс (с. 17).
8 Далее Ж. Клотт и Ж.-М. Женест знакомят читателя с историей изучения пещеры Шове (с. 19–21), а затем (Ж.-М. Женест и Ж.-Ж. Деланнуа) предлагается концепция «Атласа», его структура, картография и другие особенности (с. 23–30).
9 Часть 1 – «Карты в изучении пещеры» (с. 31–96) – состоит из трех глав. В первом разделе рассматривается история создания и изменения картографии пещеры, которая совершенствовалась и дополнялась на протяжении двадцати лет (1998–2018 гг.). Вообще, создание картографии пещеры было тесно связано с исследовательскими процедурами в ней, что, в конечном итоге, завершилось обобщающими картами и трехмерной визуализацией. Анализируется специфика работ по топосъемке памятника, касающаяся информации о его внутренней конфигурации и расположении изображений. Позже был создан план подземных галерей, позволивший разместить мостки для проходов и организации последующих исследований. В процессе работ план пещеры постоянно дополнялся все новыми результатами, а затем был усилен посредством трехмерного моделирования.
10 В разделе рассмотрены проблемы, связанные с расположением культурного слоя в пещере, локализацией этих зон и уточнением границ последних. В результате накопления и интеграции данных по поверхностному наполнению «пола» создана его «интегрированная карта», включающая данные археологии, палеонтологии и геоморфологии, полученных как с «пола», так и со стен пещеры и ее потолка.
11 В третьей главе первой части освещен процесс разработки геоинформационных систем (ГИС), который как бы сопровождал разработку концепции, и в целом создания данной монографии.
12 Необходимо сразу подчеркнуть, что книга великолепно иллюстрирована, снабжена сотнями цветных фотографий, а также графических прорисовок, планиграфических участков и т.д., помогающих читателю ориентироваться в пещере. Отражены, например, такие уникальные сюжеты, как следы животных и человека, отпечатанные на полу пещеры (с. 75) или верхний фрагмент головы медведя (до нашего времени дошел череп животного), специально помещенного на плоском высоком камне – очевидно своего рода алтаре (с. 88–в).
13 Вторая часть «Атласа» «Контекст искусства и археологических находок» (с. 99–154) состоит также из трех глав, которые в целом демонстрируют физический, временной и палеоэкологический контекст пещеры. В этом разделе представлена серия карт всей пещеры. Приведена корреляция всего набора мультидисциплинарных данных, позволяющих определить временную динамику освоения пещеры человеком. Четвертая глава посвящена физическому контексту пещеры, что позволяет реконструировать ее генезис и эволюцию на протяжении 6 млн лет. Данная реконструкция позволяет надежно аргументировать возраст посещений пещеры человеком, а также, что особенно важно, выстроить их абсолютную хорологию, построенную на произведенных разными методами радиоуглеродных, уран-ториевых и космогенных (Cl 36) датировках (c. 120, fig. 64; 122, fig. 67; 124, fig. 70). Вообще количество дат, полученных вышеуказанными методами, весьма впечатляет. На табл. VI (с. 135–141) представлена их подборка, насчитывающая более 170 (!) результатов многочисленных проб, полученных практически во всех многочисленных галереях, гротах и залах. Отмечу, что аналогов столь тщательной отработки хронологии памятника в мировой исследовательской практике мы не имеем!
14 В шестой главе второй части на основе широкого спектра анализов растительных остатков (пыльцы, копролитов) реконструируются палеоэкологические особенности функционирования пещеры в период позднего плейстоцена. Определены породы дерева (сосна обыкновенная), в результате сжигания которого получали уголь, используемый для нанесения отдельных изображений, а порой целых композиций.
15 Проведены палеогенетические и биогеохимические анализы костей пещерного медведя, позволившие получить принципиально новые данные об этом животном.
16 Несомненно, наиважнейшим разделом «Атласа» является третья его часть «Пещера Шове-Пон-д’Арк в картах» (с. 155–295). В этом разделе читателю предлагается детальное знакомство с двадцатью выделенными в пещере зонами, охватывающими всю ее площадь и включающими абсолютно все залы и галереи. Каждая из выделяемых зон рассматривается в «Атласе» по единому принципу. Важно, что вся предлагаемая информация сопровождается значительным качественным видеорядом, демонстрирующим как крупные панорамы участка, так и многочисленные детали. Текстовые части детально характеризуют специфику той или иной зоны, где акцент делается на доминирующую для зала тематику – археология, палеонтология, спелеология и т.д. Далее интегрированная карта участка, выполненная в масштабе 1:100, локализуется на общей карте пещеры. На малом плане участка, выполненном в масштабе 1:300, представлена поверхность пола в 3D и разнообразные детали, выявленные в зале, отмечены пути, предназначенные для наблюдения, приведены углы съемки фотографий и т.д. Читателю предлагаются также наиболее значимые области потенциальных исследований, подробнее об этом речь пойдет уже в следующих томах «Атласа».
17 Можно определенно сказать, что данный раздел предлагает достаточно исчерпывающие сведения и по самим изображениям, что, разумеется, является наиболее привлекательным для археологов.
18 Последняя часть работы «Современная консервация пещеры» состоит из двух глав. В седьмой главе определяются масштабы необходимых работ, определяющих сохранение памятника. В основу положены карстологические, климатические и гидрологические критерии, определены наиболее уязвимые участки, нуждающиеся в защите. Реализации охранных мероприятий способствовало трехмерное моделирование пещеры, определение неприкосновенности объекта, налаживание необходимого мониторинга ее отдельных участков.
19 Определен план изучения и управления объектом, сокращения до минимума посещения пещеры, строительства музейного комплекса, который даст представление посетителям пещеры, как любителям, так и профессионалам, об этом уникальном памятнике, а также номинирования пещеры в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Наконец, в заключительной главе «Атласа» освещены меры консервации пещеры и прилегающих окрестностей. Особые мероприятия были предусмотрены для сохранения пола пещеры с сохранившимися остатками культурного слоя и фаунистических остатков, обоснование и проведение в жизнь особой методики его изучения без вскрытия и нарушения культурного слоя.
20 Вышеперечисленные меры сохранения памятника следует признать абсолютно оправданными, а их реализация делает подход к сохранению и научному изучению объекта уникальным даже в условиях Франко-Кантабрийской области, где подобная работа ведется регулярно и системно.
21 Рецензируемая первая часть «Атласа» завершается пространным заключением, в котором подчеркивается комплексность проведенных исследований и мероприятий по сохранению пещеры и ее окрестностей. Еще раз подчеркивается главная мысль, положенная в основу мультидисциплинарного подхода к изучению памятника, когда подземный ландшафт воспринимается как некая заданная конструкция, где оказались смешанными и взаимодополняющими природные и антропогенные черты. Такой подход позволит учесть при последующей интерпретации многие факторы интеграции природных и антропогенных явлений и оценить их в динамике. В конечном итоге именно такой подход позволяет особенно наглядно подчеркнуть ценность историко-культурного наследия объекта.
22 В Заключении определяются дальнейшие перспективы по подготовке следующих томов «Атласа», где главное внимание будет уделено присутствию человека в пещере и оставленным им следам.
23 Книга завершается подробным библиографическим указателем и пространными резюме, написанными на разных языках, что облегчает работу с «Атласом» представителям разных стран.
24 Большой формат книги позволяет эффектно представить насыщенный видеоряд, публикуя отдельные сюжеты в большом формате. Это особенно важно для воспроизведения наскальных изображений.
25 Таким образом, мы от всей души можем поздравить наших французских коллег, осуществляющих не только уникальный исследовательский проект, но и блестяще издавших первый том грандиозного труда, который вообще следует считать уникальным. Перед нами блестящий пример образцового, взвешенного подхода к изучению и сохранению комплекса мирового класса, коим является пещера Шове-Пон-д’Арк.
26 К сказанному необходимо лишь добавить, что мы с нетерпением ждем выхода следующих томов «Атласа».
27 Работа выполнена в рамках НИР, проект № 0329-2019-0003 «Историко-культурные процессы в Сибири и на сопредельных территориях».

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.jpg) [Ссылка]

Перевести