Пролегомены к метатеодицее
Пролегомены к метатеодицее
Аннотация
Код статьи
S2072-07260000616-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
67-81
Аннотация
В статье рассматривается проект метатеодицеи, который предлагается в качестве альтернативы крайним точкам зрения, либо оправдывающим зло, чтобы обосновать существование Бога, либо отказывающим в самой возможности осмысленно иссле­довать отношения между страданием живых существ и Богом. Автор кратко осве­щает историю и логику возникновения теодицеи и указывает на ее современную альтернативу, получившую название антитеодицеи. Автор полагает, что, во-первых, метатеодицея может рассматриваться как междисциплинарный проект, в котором множество различных научных данных могут быть упорядочены в единое целое; во-вторых, метатеодицея должна прояснить, как вообще можно ставить вопрос о страдании человека и молчании Бога; в-третьих, ее методологическим преимуще­ством может являться то, что исследователь не занимает какой-то определенной по­зиции, но старается учитывать разные подходы к проблеме.
Ключевые слова
теодицея, антитеодицея, метатеодицея, проблема зла, Бог, страда­ние, боль
Классификатор
Дата публикации
01.09.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
523
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Бейль П. Исторический и критический словарь: в 2 т. / Пер. с фр.; общ. ред. и вступит. статья В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1968.
  2. Бергман М. Скептический теизм и проблема зла / Пер. с англ. В.В. Васильева // Оксфорд­ское руководство по философской теологии / Сост. Т. Флинт, М. Рей. М.: Языки сла­вянских культур, 2013. С. 557‒593.
  3. Богуславский В.М. Пьер Бейль. М.: ИФ РАН, 1995. 181 с.
  4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. и англ. яз. И.С. Добронравов, Д.Г. Лахути, В.Н. Садовский. М.: Канон+: РООИ Реабилитация, 2008. 288 с.
  5. Гагинский А.М. Аристотель и трансцендентальная онтология // Вопросы философии. 2016. № 12. C. 150‒160.
  6. Гагинский А.М. «Гильотина Юма» в контексте средневекового учения о трансцендентали­ях // Вопросы философии. 2018.  10. C. 189‒200.
  7. Гаспаров И.Г. Зло и атеизм: онтологические и этические предпосылки аргументов от зла // Философский журнал / Philosophy Journal. 2020. Т. 13. № 1. С. 53‒68.
  8. Карпов К.В. Теодицея как этическая проблема // Философский журнал / Philosophy Journal. 2020. Т. 13. № 2. C. 3548.
  9. Лейбниц Г.В. Два отрывка о свободе / Пер. с лат. Н.А. Федорова // Лейбниц Г.В. Сочине­ния: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 307‒317.
  10. Мелиоранский Б.М. История и вероучение христианской Церкви. М.: М.Б. Смолин (ФИВ), 2016. 512 с.
  11. Мольтман Ю. Дух жизни. Целостная пневматология / Пер. с нем. О. Хмелевской. М.: ББИ, 2017. 389 с.
  12. Мюррей М. Теодицея / Пер. с англ. В.В. Васильева // Оксфордское руководство по фило­софской теологии / Сост. Т. Флинт, М. Рей. М.: Языки славянских культур, 2013. С. 525‒556.
  13. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Грецык и др. М.: Культурная Революция, 2005. 880 с.
  14. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Пер. нем. Н. Полилова // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЭКСМО; Харьков: Фолио, 2001. С. 557‒748.
  15. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. 351 с.
  16. Суинберн Р. Требования к удовлетворительной теодицее / Пер. с англ. // Проблема зла и теодицеи: Материалы международной конференции (Москва, 6‒9 июня 2005 г.) / Общ. ред. В.К. Шохин. М.: ИФ РАН, 2006. С. 174‒187.
  17. Фауль Б.В. «Ужасное зло» и существование Бога в работах М.М. Адамс // Христианское чтение. 2019. № 6. С. 168‒177.
  18. Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры / Пер. с нидерл. М. Пинкэ, М. Кузнецовой. М.: ББИ, 2008. 517 с.
  19. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии / Пер. с англ. М.: REFL-Book; Ваклер, 1996. 288 с.
  20. Adams M.M. Horrendous Evils and the Goodness of God // The Problem of Evil / Ed. by M.M. Adams, R.M. Adams. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 1990. P. 209‒221.
  21. Adams M.M. Horrendous Evils and the Goodness of God. Melbourne: Melbourne University Press, 1999. 220 p.
  22. Adams M.M. Christ and Horrors: The Coherence of Christology. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2006. 344 p.
  23. Aertsen J. Medieval Philosophy as Transcendental Thought: From Philip the Chancellor (ca. 1225) to Francisco Suárez. Leiden: Brill, 2012. 756 p.
  24. Basilius Caesariensis. Quod deus non est auctor malorum // Patrologiae cursus completus (se­ries Graeca) / Ed. J.-P. Migne. Vol. 31. Paris: Migne, 1857. Col. 329‒353.
  25. Braiterman Z. (God) After Auschwitz: Tradition and change in post-Holocaust Jewish thought. Princeton: Princeton university press, 1998. 208 p.
  26. Burrell D. Deconstructing Theodicy: Why Job Has Nothing to Say to the Puzzle of Suffering. Grand Rapids: Brazos Press, 2008. 144 p.
  27. Cottingham J. Why Believe? L.: Continuum, 2009. 186 p.
  28. Davis S. Free Will and Evil // Encountering Evil: Live Options in Theodicy / Ed. byS. Davis. Louisville (KY): Westminster John Knox Press, 2001. P. 73‒107.
  29. Hickson M.W. A Brief History of Problems of Evil // The Blackwell Companion to the Problem of Evil / Ed. by J. McBrayer, D. Howard-Snyder. Malden; Oxford: Wiley Blackwell, 2013. P. 3‒18.
  30. Levinas E. La souffrance inutile // Levinas E. Entre nous. Essais sur le penser-à-l’autre. Paris: Bernard Grasset, 1991. P. 107‒120.
  31. Mackie J.L. Evil and Omnipotence // Mind. 1955. Vol. 64. No. 254. P. 200‒212.
  32. Neiman S. Evil in Modern Thought: An Alternative History of Modern Philosophy. Princeton: Princeton University Press, 2002. 382 p.
  33. Peterson M. God and Evil: An Introduction to the Issues. Boulder: Westview Press, 1998. 134 p.
  34. Phillips D.Z. The Problem of Evil and the Problem of God. L.: SCM Press, 2004. 304 p.
  35. Pinnock S.K. Beyond Theodicy: Jewish and Christian Continental Thinkers Respond to the Holocaust. N.Y.: State University of New York Press, 2002. 202 p.
  36. Schellenberg J.L. Divine Hiddenness and Human Reason. Ithaca: Cornell University Press, 1993. 217 p.
  37. Swinburne R. Providence and the Problem of Evil. Oxford: Clarendon press, 1998. 269 p.
  38. The 1755 Lisbon Earthquake: Revisited / Ed. by L. Mendes-Victor. Luxemburg: Springer, 2009. 597 p.
  39. The Problem of Evil: Eight Views in Dialogue / Ed. by N.N. Trakakis. Oxford: Oxford University Press, 2018. 233 p.
  40. Trakakis N.N. Antitheodicy // The Blackwell Companion to the Problem of Evil / Ed. by J. McBrayer, D. Howard-Snyder. Malden; Oxford: Wiley Blackwell, 2013. P. 363‒376.
  41. Trakakis N.N. Anti-Theodicy // The Cambridge Companion to the Problem of Evil / Ed. by Ch. Meister, P. Moser. N.Y.: Cambridge University Press, 2017. P. 124‒144.
  42. Van Inwagen P. Meta-ontology // Van Inwagen P. Ontology, Identity, and Modality: Essays in Metaphysics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 13‒31.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести