Тридцать лет взаимодействия: политика США на Южном Кавказе после окончания холодной войны
Тридцать лет взаимодействия: политика США на Южном Кавказе после окончания холодной войны
Аннотация
Код статьи
S268667300018417-8-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Погосян Бенджамин  
Аффилиация: Ереванский государственный университета
Адрес: Республика Армения, Ереван
Выпуск
Страницы
67-87
Аннотация

После распада Советского Союза в 1991 году Соединенные Штаты стали принимать активное участие в геополитических процессах на постсоветском пространстве. Присутствие США ощущалось повсюду - в европейской части бывшего СССР, в республиках Средней Азии и на Южном Кавказе. Последний упомянутый субрегион находится на стратегически важном пересечении, соединяющем Европу с Центральной Азией и Ближним Востоком и граничащем с Россией, Турцией и Ираном. Политика США в регионе являлась составной частью более широкой политики Вашингтона на территории бывшего СССР, которая, в свою очередь, соотносилась с общей внешнеполитической стратегией США после окончания холодной войны.

Чтобы лучше понять политику США в регионе после окончания холодной войны, необходимо изучить внешнеполитическую стратегию США в этот период. После окончания холодной войны и с наступлением т.н. периода однополярности, отмеченного неоспоримой гегемонией США, Америка следовала стратегии «либеральной гегемонии» основной целью которой было продвижение демократии в различных частях мира, включая Южный Кавказ и бывший СССР в целом. Интересы США в регионе также включают в себя создание сети нефте- и газопроводов для снабжения европейских рынков энергоресурсами Каспийского бассейна в обход России. США поддержали программу реформ, начатых в постсоветских государствах, и одновременно приложили значительные усилия для укрепления сообщества организаций гражданского общества, рассматривая их как инструмент для создания нового поколения прозападных элит.

Другим аспектом региональной стратегии США было повышение устойчивости новых независимых государств, чтобы они стали, по их мнению, менее уязвимыми для давления со стороны России. Стратегия «либеральной гегемонии» привела к безоговорочной поддержке США так называемой Революции роз в Грузии, а также внешней политики страны, направленной на интеграцию с Европейским союзом и включавшей подписание Соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 году. США выделили значительные ресурсы на запуск нефтепровода «Баку - Тбилиси – Джейхан» и газопровода «Баку - Тбилиси – Эрзурум», а также на поддержку проекта «Южный газовый коридор».

Глобальный финансовый кризис 2008 года ознаменовал начало конца периода однополярности и возникновение нового многополярного мирового порядка. Эта трансформация совпала с ростом Китая и оказала влияние на внешнюю политику США. Они начали смещать свое внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион, а события 2014 года на Украине довели российско-американские отношения до самого низкого уровня со времени окончания холодной войны.

Президент Д. Трамп объявил о возвращении эры соперничества великих держав и начал проводить политику «Америка превыше всего», уделяя меньше внимания продвижению демократии и защите прав человека и не придавая этому роли основного принципа американской внешней политики. Избрание президента Джо Байдена, казалось, вернуло демократию и права человека на передний план внешней политики США. Однако администрация Байдена будет продолжать делать упор на соперничество великих держав, рассматривая Россию и Китай в качестве своих основных соперников. Трансформация мирового порядка и растущая напряженность в отношениях между США и Китаем с одной стороны и США и Россией с другой оказали влияние и на политику США на Южном Кавказе. Этот регион не является одним из жизненно важных приоритетов внешней политики США, и относительно пассивная позиция США по отношению к Нагорному Карабаху в 2020 году подтвердила такое положение дел. США будут продолжать поддерживать демократические реформы в Армении и Грузии, а также оказывать помощь гражданскому обществу. Между тем, США, вероятно, будут избегать действий, которые могут вызвать антагонизм со стороны России, таких как поддержка настойчивого стремления Грузии к членству в НАТО или ЕС.

 

Ключевые слова
Южный Кавказ, США, Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, внешнеполитическая стратегия
Источник финансирования
This paper was funded through a Department of State Public Diplomacy Section grant, and the opinions, findings and conclusions or recommendations expressed herein are those of the Author(s) and do not necessarily reflect those of the Department of State.
Классификатор
Получено
06.09.2021
Дата публикации
01.02.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
1433
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S268667300018417-8-1 Дата внесения исправлений в статью - 31.01.2022
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement, the White House, July 1994.

2. Partnership for Peace program. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_50349.htm

3. President Bush's Second Inaugural Address. Available at: https://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=4460172.

4. Obama on Syria: Assad Must Go. Available at: https://www.wilsoncenter.org/article/obama-syria-assad-must-go

5. National Security Strategy of the United States of America, December 2017. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

6. Interim National Security Strategic Guidance. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/03/interim-national-security-strategic-guidance

7. President Biden to Convene Leaders’ Summit for Democracy. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/08/11/president-biden-to-convene-leaders-summit-for-democracy/

8. Annual threat assessment of the US intelligence community, Office of the director of National Intelligence, April, 2021. Available at: https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/assessments/ATA-2021-Unclassified-Report.pdf

9. Bugajski Janusz, The US can play China against Russia. Available at: https://thehill.com/opinion/international/460535-the-us-can-play-china-against-russia

10. Remarks by President Biden on Russia. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/04/15/remarks-by-president-biden-on-russia/

11. Mandate for Armenia. Available at: https://www.armenian-genocide.org/Affirmation.64/current_category.4/affirmation_detail.html

12. Freedom Support Act. Available at: https://www.congress.gov/bill/102nd-congress/senate-bill/2532/text

13. Extension of Waiver of Section 907 of the Freedom Support Act With Respect to Assistance to the Government of Azerbaijan. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2021/05/04/2021-09259/extension-of-waiver-of-section-907-of-the-freedom-support-act-with-respect-to-assistance-to-the

14. The contract of the century – a national strategy for success. Available at: https://www.bp.com/en_az/azerbaijan/home/who-we-are/operationsprojects/acg2/the-contract-of-the-century---a-national-strategy-for-success.html

15. Kauzlarich Richard, America and Azerbaijan: Five Reflections on the Contract of the Century. Available at: https://www.the-american-interest.com/2019/10/03/america-and-azerbaijan-five-reflections-on-the-contract-of-the-century/

16. Statement by the OSCE Minsk Group Co-Chair countries. Available at: https://www.osce.org/mg/51152

17. Text: Bush's speech in Georgia. Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/4534267.stm.

18. Speech and the Following Discussion at the Munich Conference on Security Policy. Available at: http://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034

19. Article by Prime Minister Vladimir Putin "A new integration project for Eurasia: The future in the making" ("Izvestia", October 3, 2011). Available at: https://russiaeu.ru/en/news/article-prime-minister-vladimir-putin-new-integration-project-eurasia-future-making-izvestia-3-

20. Clinton Calls Eurasian Integration an Effort to 'Re-Sovietize'. Available at: https://www.rferl.org/a/clinton-calls-eurasian-integration-effort-to-resovietize/24791921.html

21. Obama: 'Strong belief' Russia violated international law. Available at: https://www.politico.com/story/2014/03/obama-russia-ukraine-104231.

22. European Deterrence Initiative: the transatlantic security guarantee. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/625117/EPRS_BRI (2018)625117_EN.pdf

23. United States-Georgia Charter on Strategic Partnership. Available at: https://www.state.gov/united-states-georgia-charter-on-strategic-partnership/

24. Statement of the Political Dialogue Facilitators on Agreement (March 8). Available at: https://ge.usembassy.gov/statement-of-the-political-dialog-facilitators-on-agreement-march-8/

25. Aliyev, Sarkisian Fail To Finalize Karabakh Agreement. Avaiable at: https://www.azatutyun.am/a/24245898.html.

26. Poghosyan Benyamin, Why “The Land for Promise” Formula will never be accepted by Armenia & Nagorno Karabakh. Available at: https://www.indrastra.com/2020/05/Land-for-promise-Armenia-Nagorno-006-06-2020-0007.html

27. Poghosyan Benyamin, Emerging Global Order: Implications for the Regional Geopolitics. Available at: https://www.indrastra.com/2018/10/Emerging-Global-Order-Implications-for-Regional-Geopolitics-004-10-2018-0020.html

28. Eastern Partnership: a renewed agenda for recovery, resilience and reform under-pinned by an Economic and Investment plan. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_21_3367.

29. Telephone conversation with President of Azerbaijan Ilham Aliyev. Available at: http://en.kremlin.ru/events/president/news/65913, the trilateral working group on Karabakh resumes work in Moscow, https://tass.com/world/1327133

30. Statement by the Co-Chairs of the OSCE Minsk Group. Available at: https://www.osce.org/minsk-group/483416

31. Brands H. 2018. American Grand strategy in the age of Trump. Brookings Institution Press, 256 p.

32. Clinton H. 2011. America’s Pacific Century. Foreign Policy. 11.10.2011. Available at: https://foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century/

33. Deudney D., Ikenberry G. 2021. Misplaced Restraint: The Quincy Coalition Versus Liberal Internationalism. Survival, No. 4, p. 7-32, DOI:10.1080/00396338.2021.1956187

34. Flanagan S. et al. 2020. Turkey’s Nationalist Course, Implications for the U.S.-Turkish Strategic Partnership and the US Army. RAND Corporation. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR2589.html

35. Fukuyama F. 1989. The end of history? The National Interest, No 16, p. 3-18.

36. Haass R., Kupchan Ch. 2021. The New Concert of Powers, How to Prevent Catastrophe and Promote Stability in a Multipolar World. Foreign Affairs, 23.03.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2021-03-23/new-concert-powers

37. Kotanjian H. 2012. Managing Strategic Changes through DEEP Reforms: A View from the Perspective of US–Armenia "Smart Power" Cooperation. Connections The Quarterly Journal, No. 4, p. 83-90.

38. Krauthammer Ch. 1990/91. The Unipolar moment, Foreign Affairs, America and the World. Foreign Affairs, No. 1, p. 23-33.

39. Kupchan Ch. 2021. The Right Way to Split China and Russia. Foreign Affairs. 04.08.2021. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2021-08-04/right-way-split-china-and-russia

40. Markedonov S., Suchkov M. 2020. Russia and the United States in the Caucasus: cooperation and competition. Caucasus Survey, No. 1, p. 1-17. DOI: 10.1080/23761199.2020.1732101

41. Mearsheimer J., Walt S. 2016. The Case for Offshore Balancing: A Superior US Grand Strategy. Foreign Affairs, No. 4.

42. Miller B., Rubinovitz Z. 2020. Grand strategy from Truman to Trump. University of Chicago Press, 330 p.

43. Mitchell A. 2021. A Strategy for Avoiding Two-Front War. The National Interest, 22.08.2021. Available at: https://nationalinterest.org/feature/strategy-avoiding-two-front-war-192137?page=0%2C1&fbclid=IwAR0-cDtI5NDPvaiDKZMcmoe9ngKrAupj3TcnkC5GUjblOGuIaJcY6CqGiHs

44. Myers H. 1997. The US policy of dual containment toward Iran and Iraq in theory and practice. Air War College, Air University, 50 p. Available at: https://apps.dtic.mil/sti/pdfs/ADA399045.pdf

45. Nye J. 1992. What new World Order? Foreign Affairs, No. 2.

46. O’Hanlon M. 2021. The art of war in an Age of Peace: U.S. Grand Strategy and resolute restraint. Yale University Press, 304 p.

47. Posen B. 2015. Restraint: A New foundation for the US Grand Strategy. Cornell University Press, 256 p.

48. Rumer E., Sokolsky R., Stronski P. 2017. U.S. policy towards the South Caucasus: Take three, Carnegie Endowment for International Peace, 34 p.

49. Thrall A., Friedman B. 2018. National interests, grand strategy and the case for restraint. US Grand strategy in the 21st century: The case for restraint, ed. by A. Trevor Thrall and Benjamin H. Friedman. Routledge.

50. Walt S. 2018. The hell of good intentions: American foreign policy elite and the decline of US primacy. Farrar, Straus and Giroux, 400 p.

51. Zakaria F. 2008. The Future of American power. Foreign Affairs, No. 3, p. 18-43.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести