Modern migration policy of Russia: challenges and approaches to improvement
Table of contents
Share
QR
Metrics
Modern migration policy of Russia: challenges and approaches to improvement
Annotation
PII
S013216250006666-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey Ryazantsev 
Occupation: Director of the Institute for Socio-Political Studies of the Russian Academy of Sciences; Head of Department of Demographic and Migration Policy of Moscow State Institute of International Relations (University) of MFA of Russia; Head Laboratory of Demogra
Affiliation:
Institute for Socio-Political Studies of the Russian Academy of Sciences
MGIMO University, Ministry of Foreign Affairs of Russia
Belgorod State National Research University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
117-126
Abstract

The article examines the role of immigration in the demographic dynamics of Russian society in 1990-2018. Key migration flows to Russia are described, including labor and educational migration, migration to a permanent place of residence. There is a significant compensatory role of external migration for depopulation in Russia. Problematic aspects of the Russian migration policy in terms of immigration management are analyzed. The necessity of a more precise structuring of the external and internal components of the migration policy for modern Russia is justified, and the necessity of transition of the migration management system from administering space to the economic field is outlined. Instruments for implementing external migration policy regarding flows of labor migrants from donor countries have been emphasized. The importance of integration policy issues to optimize the migration management system in Russia is noted. The concept of transferring «outposts» of the Russian migration policy abroad is justified in order to reduce costs. It is noted that immigration гтвук a reasonable migration policy can be an important stimulating factor for Russia's socio-economic development in the mid-term.

Keywords
immigration, migration policy, labor and educational migration, citizenship, Russia, integration, instruments of migration policy
Acknowledgment
This research was supported by the Russian President Grants Council for Supports of the Leading Scientific Schools (Project № SS-3781.2018.6).
Received
20.09.2019
Date of publication
25.09.2019
Number of purchasers
89
Views
673
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

Введение.

2 В настоящее время Россия стала одной из крупнейших в мире стран по приему мигрантов, занимая в рейтинге ООН третье место после США и Германии по количеству иммигрантов. И хотя международные сопоставления статистических данных по миграции вызывают много нареканий в силу отсутствия единого подхода к регистрации мигрантов, в 2015 г. в США насчитывалось 46,6 млн мигрантов или людей с миграционной историей («родившихся за рубежом«); в Германии – 12 млн, а в России – 11,6 млн человек. В относительном измерении место России было более скромное 102-е место – всего 8,2% российских жителей рождены за пределами России. Лидерами были Ватикан (100%), ОАЭ (88,4%), Катар (75,5%). А в страны Западной Европы опережали Россию по данному показателю: Швейцария – 29,6%, Австрия – 17,4%, Швеция – 16,9%, Ирландия – 15,8%, Германия – 14,5% [International Migration.., 2016]. Необходимо отметить, что темпы роста численности иммигрантов в России были на уровне некоторых европейских стран, составив в 2010—2015 гг. +0,4%. Это соответствовало темпам роста в Германии и Болгарии, а также близко к показателям Франции (+0,5%) и Бельгии (+0,7%). Более значительными темпами росла численность иммигрантов в Норвегии (+3.6%), Швейцарии (+2,9%), Нидерландах (+2,7%), Австрии (+2,2%), Швеции (+2,1%) [там же].
3 Парадоксально, но при активном притяжении мигрантов в страну, миграционная политика остается одной из самых сложных и политизированных тем в российском обществе. С одной стороны, в политической повестке поднимается вопрос о необходимости увеличения численности населения, а, с другой стороны, миграция вызывает неоднозначную реакцию в обществе, сохраняются препятствия получения гражданства даже для этнических русских, переехавших в Россию. На протяжении последних лет отмечалось несовершенство миграционной политики в 1990—2018 гг. В качестве главных проблем выделяются: непоследовательность в подходах и направлениях ее реализации (Ж.А. Зайончковская, И.В. Ивахнюк, Л.И. Графова), отсутствие четких ориентиров (О.Д. Воробьева, В.А. Ионцев), несоотвествие миграционной политики интересам наращивания демографического и трудового потенциала страны (Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев, А.В. Топилин), бюрократизация процедур предоставления миграционных документов и гражданства (В.С. Малахов, В.А. Поставнин), необходимость развития программ адаптации и интеграции мигрантов (В.И. Мукомель, В.Ю. Леденева), нарушение порядка сбора статистических данных о мигрантах и несовершенство миграционного учета (О.С. Чудиновских).
4 В качестве цели настоящей статьи ставилось выявление ключевых проблем российской миграционной политики, без решения которых невозможно дальнейшее кардинальное изменение миграционной ситуации в интересах социально-экономического и демографического развития страны. В качестве задач необходимо выделить: (1) выявление роли миграции в формировании населения, трудовых ресурсов, изменения этнодемографического состава населения, влияния на социально-экономическое развитие страны; (2) соответствие государственных документов, задающих концептуальные подходы к регулированию миграции и влияющих на практические подходов к управлению миграцией; (3) определение ключевых проблем в области регулирования миграции; (4) разработка основных положений и практических рекомендаций по совершенствованию миграционной политики в интересах развития государства и общества.
5

Роль миграции в демографическом развитии России.

6 Несмотря на то что демографический кризис в России начался еще в 1993 г., российские власти начали проводить активную демографическую политику направленную на стимулирование рождаемости, сокращение смертности, привлечение соотечественников только с 2006 г. Спустя некоторое время были достигнуты определенные успехи: в 2013—2015 гг. в стране отмечался небольшой естественный прирост, в среднем по 30 тыс. человек в год. Хотя он не был стабильным, но на фоне предыдущих демографических потерь являлся безусловным достижением. В 2012 и 2016 гг. наблюдалась минимальная (2,3—2,5 тыс.) естественная убыль населения, которая перекрывалась миграционным приростом. И хотя в 2017 г. общий прирост населения достиг 76 тыс., естественная убыль составила 135,8 тыс. и была компенсирована миграционным приростом населения – 211,8 тыс. человек.1 Однако это не помогло решить демографические проблемы страны.
1. Федеральная служба государственной статистики, 2018.
7 Вклад внешней миграции в формирование численности населения России после распада СССР был значительным, но полностью компенсировать сокращение населения иммиграция не могла в силу значительного превышения числа умерших над числом родившихся. Например, с 1992 до 2017 гг. миграционный прирост страны составил 9,4 млн человек, что компенсировало более 70% естественной убыли. Следует отметить, что при отсутствии внешней миграции население России сократилось бы до 136 млн человек к 2018 г. [Рязанцев, 2018]. С уверенностью можно констатировать, что иммиграция стала своеобразной «подушкой демографической безопасности» России, которая частично амортизировала негативные демографические тренды.
8 На протяжении 1990-х гг. основу миграционного прироста составляли потоки «возвратных« мигрантов из стран СНГ – людей и их потомков ранее оказавшихся в республиках бывшего СССР по социально-экономическим причинам (после обучения в вузах, по распределению на работу, после службы в армии, по семейным причинам и пр.). После распада Советского Союза в странах ближнего зарубежья осталось 28-29 млн человек имеющих прямое отношение к России (25,3 млн этнических русских и 2,7—3,7 млн представителей других российских народов (татары, башкиры, удмурты и пр.) [Воробьева и др., 2016]. Не все они имели миграционные установки на переезд в Россию, но многие вернулась на этническую родину под давлением выталкивающих факторов политического и социально-экономического характера, возникших в независимых республиках. «Возвратная миграция» значительно сократилась к началу 2000-х гг., по сути трансформировавшись в экономическую и трудовую иммиграцию титульных народов стран бывшего СССР. Так, если по данным Росстата в 1993—2000 гг. доля этнических русских в потоке иммигрантов на постоянное место жительства в Россию составляла около 61% (в среднем за год), то по результатам 2007 г. – только 33,4%. К сожалению, затем разработка данных по этнической структуре миграционного потока в России была прекращена по необъяснимым причинам.
9 Тем не менее косвенные данные и экспертные опросы показывают, что с начала 2000-х гг. в Россию активно мигрировали узбеки, таджики, киргизы, армяне, азербайджанцы и представители других этнических групп стран бывшего СССР. Многие получили российское гражданство: около 2,2 млн граждан республик бывшего СССР стали гражданами России за период с 2001 по 2017 гг. В 2017 г. лидерами среди получателей гражданства были выходцы из Украины (85,1 тыс.), Казахстана (40,7 тыс.), Таджикистана (29 тыс.), Армении (25,1 тыс.), Узбекистана (23,3 тыс. человек) [Рязанцев, 2018].
10 Таким образом, постепенно Россия превратилась в крупную иммиграционную (принимающую) страну. Но кардинальным отличием российской миграционной ситуации является близкая этнодемографическая структура иммиграционных потоков: в 1990—2000-е гг. они в большей степени состояли из этнических русских, во-второй половине 2000-х и 2010-е гг. – из титульных народов республик бывшего СССР. И хотя постепенно сокращается доля иммигрантов, хорошо владеющих русским языком, но большинство иммигрантов быстро адаптируются в российском обществе, обладают сходным менталитетом, ориентированы на жизнь в России, готовы изучать русский язык при соответствующих условиях.
11

Противоречия миграционной политики России.

12 Несмотря на стабильный положительный вклад иммиграции в демографическое развитие страны, российская миграционная политика в вопросах приема и интеграции иммигрантов не отличалась последовательностью. Неслучайно некоторые эксперты характеризуют российскую миграционную политику фразой: «Шаг вперед - два шага назад».
13 В самой Концепции государственной миграционной политики, принятой в 2012 г., заложены вполне разумные и обоснованные положения: «Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития» (п. 7, раздел II). Также Концепция совершенно справедливо провозглашала такие направления миграционной политики как: «Создание условий для адаптации и интеграции мигрантов…» (п. 17, раздел III); «Создание условий и стимулов для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов… для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства« (п. 24, раздел III); «Создание условий для миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов« (п. 24, раздел III); «Создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, прежде всего, на долгосрочной основе« (п. 8, раздел III). Все это назревшие и совершенно необходимые векторы развития современной миграционной политики России.
14 Однако, достаточно неожиданно 31 октября 2018 г. Президентом РФ утверждается новая Концепция государственной миграционной политики. В ней миграция была признана дополнительным после «естественного воспроизводства« (хотя по сути является основным) источником восполнения населения РФ и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами. А миграционная политика «вспомогательным средством для решения демографических и связанных с ними экономических проблем страны. А далее отмечается, что «миграционная политика должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в Россию лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества».2 Также декларируется «облегчение процедур предоставления российского гражданства, получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности; совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры и искусства с учетом их ожиданий и запросов, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц» [там же]. Вполне разумные задачи.
2. Указ Президента РФ, 2018.
15 Но если обратиться к анализу практики реализации миграционной политики в России, то легко установить, что эти идеи, к сожалению, только декларированы, но не реализованы. А иногда государственные миграционные сервисы работают в противоположном положениям концепции направлении. Зачастую люди сталкиваются со сложностями при регистрации по месту пребывания (законную регистрацию получить практически невозможно), получении разрешений на работу и разрешений на временное проживание в России (существуют необоснованные квоты), российского гражданства. В миграционных процедурах крайне распространены коррупция, бюрократия, затягиваются сроки обработки и выдачи документов, создаются искусственные барьеры при их получении. С одной стороны, практика реализации миграционной политики имеет существенную дистанцию с ее концептуальными положениями, с другой стороны, практика реализации миграционной политики не соответствует современным демографическим, социально-экономическим реалиям и перспективам развития страны. Неслучайно российская миграционная политика критикуется учеными, экспертами, правозащитниками.
16 Следует отметить, что в утвержденной Концепции демографической политики России (2007), миграция рассматривалась как компонента наращивания демографического потенциала страны.3 Если в этом документе и обеих Концепциях государственной миграционной политики (2012 и 2018) декларировано привлечение необходимых категорий мигрантов в страну, то на практике процедуры предельно ужесточены и порой препятствуют притоку населения. Миграционная политика России, несмотря на объективную необходимость и наличие уникальных миграционных ресурсов, является закрытой и консервативной, ограничительной и жесткой.
3. Указ Президента РФ, 2007
17 Разрыв между концептуальными положениями и практическими инструментами миграционной политики не только очевиден, но и чреват обострением социальной напряженности и ростом недоверия к государству со стороны части мигрантов – потенциальных его граждан. Местным населением иммигранты воспринимаются фактически как «чужеродные элементы» общества. Сильны предубеждения в отношении иммигрантов среди представителей правоохранительных и силовых структур, чиновников разного уровня, а также среди некоторых социальных слоев населения.
18 По данным опросов «Левада-центра», отношение россиян к мигрантам за последние десять лет ухудшилось. Например, опрос 2017 г. показал, что 32% полагают, что мигранты, как правило, малообразованные люди, способные только на неквалифицированный труд, а десять лет назад так считали 28% респондентов; сократилось число тех, кто называет мигрантов трудолюбивыми людьми, готовыми много работать (с 30 до 26%), и кормильцами, заботящимися о своих семьях (с 38 до 25%). Около 67% россиян считают, что правительству необходимо попытаться ограничить приток приезжих – максимума этот показатель достигал в октябре 2013 г. (78%) и в марте 2016 г. (80%). Изменилось и отношение к выходцам из конкретных стран: так, число респондентов, плохо относящихся к мигрантам из Украины, выросло с 9 до 19%, из Белоруссии – с 8 до 13%, из республик Средней Азии – с 31 до 38%, зато немного улучшилось отношение к трудовым мигрантам из стран Закавказья. У каждого второго россиянина отмечается нетерпимое отношение к какой-либо категории трудовых мигрантов, другая половина опрошенных относится к ним толерантно. Хуже всего россияне относятся к мигрантам с Северного Кавказа и из стран Средней Азии, за десять лет значительно выросла неприязнь к приезжим из Украины4.
4. Мухаметшина Е. Отношение к мигрантам в России ухудшается – «Левада-центр« // Ведомости. 2017. 27.04.
19

Миграционные резервы России.

20 Россия занимает шестую часть суши и является самой крупной по площади страной мира. В настоящее время на этой огромной территории проживает около 147 млн человек, что соответствует девятому месту в мире. Численность населения России в два раза меньше численности населения США. Плотность населения во многих регионах крайне низкая. Отсутствие людей и нехватка трудовых ресурсов становятся все более ощутимыми и препятствуют социально-экономическому развитию. Опыт успешного экономического развития КНР наглядно доказывает, что демографический ресурс при разумном подходе может быть не только стимулирующим фактором развития, но и дополнительным конкурентным преимуществом страны. А опыт США и Канады показывает, что важнейшим аспектом развития страны является также характер («рисунок») расселения населения: расселение людей и размещение трудовых ресурсов, которые характеризуются сосредоточение основной массы населения в комфортных районах и использование форм временной мобильности (вахтовой миграции, временной трудовой) дают дополнительные возможности. К сожалению, пока в России в условиях диспропорции регионального развития сформировалась деформированная структура расселения, которая характеризуется «демографическим сжатием» Востока страны: из-за Урала идет интенсивный отток населения, которое стремится в европейскую часть, в крупные города.
21 Резервы для наращивания численности населения и заселения территорий у России есть. Прежде всего это люди, которые уже находятся в стране, но не видимы официальной статистикой и не рассматриваются как наличное население. Остановимся на этих группах подробнее. Во-первых, это трудовые мигранты, которых в России по официальным данным около 2-3 млн (ежегодное количество разрешений на работу и патентов, выдаваемых иностранным гражданам для доступа на российский рынок труда, а также граждане стран ЕАЭС, для которых не нужны разрешительные документы), а также, возможно, еще около 3-5 млн находятся без некоторых видов документов [Рязанцев, Красинец, 2015]. В основном это мигранты из стран бывшего СССР, как правило говорящие по-русски, ориентированы на Россию, разделяют социокультурные ценности. Многие из них желали бы остаться на постоянное место жительства Конечно, многие из них нуждаются в прохождении интеграционных программ, прежде всего, в части изучения русского языка, повышения общего культурного уровня. Но затраты на эти программы вполне посильны для страны, потому что это близкое в этнокультурном отношении население к местным жителям. И если бы Россия имела разумную политику интеграции мигрантов, развивала каналы обучения трудовых мигрантов русскому языку, то могла бы получить сравнительно дешево значительную категорию «новых граждан». К сожалению, пока категория трудовых мигрантов рассматривается властями разного уровня как временная группа, которая «поработает и уедет из России». А зря, потому что это не только дешевая в плане заработной платы группа мигрантов, но и достаточно близкая россиянам в социокультурном отношении, имеющая общие экономические интересы и стремление жить в России. Между тем, в мировой экономике будет обостряться конкурентная борьба за трудовые ресурсы. Мигранты из Центральной Азии активно осваивают рынки труда Ближнего Востока, Восточной Азии, Европы и Северной Америки. В этой ситуации Россия может проиграть в конкурентной борьбе и лишиться притока иммигрантов из стран Центральной Азии. Уже сократился приток трудовых мигрантов из КНР, Закавказья, Украины, Молдовы и Беларуси, им выгоднее ехать в Европу или на Ближний Восток. В КНР выросла заработная плата и китайцы потеряли интерес к работе в России.
22 Вторая группа – иностранные студенты и выпускники российских вузов, в которых обучается около 200 тыс. человек. Эту перспективную группу надо всеми возможными способами удерживать в стране после получения диплома. Самый простой – вместе с дипломом об окончании университета предлагать российское гражданство. Если они останутся в России, то пополнят демографический капитал, трудовые ресурсы, интеллектуальный потенциал российского общества. Процедуры их натурализации необходимо довести до автоматизма – пусть остаются в России сразу после завершения обучения. Но и здесь миграционная политика инертна и неуклюжа. Закончил вуз – надо выехать из России, получить рабочую визу, если найдешь работодателя. Гражданство бывшие студенты принять в упрощенном порядке не могут.
23 Наконец, третья категория – соотечественники, в том числе те, кто считает Россию домом. Около 30 млн человек, а может и более, русскоговорящего населения живут за пределами России [Кожевникова и др., 1998]. Причем не только этнические русские, но и другие общины близкие населению России (например, адыгские народы). Они создали «русскоязычную экономику», масштабы которой сопоставимы с ВВП самой России. Многие живут на две страны, имеют два паспорта, сохраняя российское гражданство (как правило для простоты путешествий в Россию). Безусловно, их надо привлекать в Россию на основе долгосрочного партнерства. Мотивацию сохранения гражданства стараться изменять в сторону социально-экономического сотрудничества с Россией – соотечественники могут внести значительный вклад в приток инвестиций, открытие бизнесов, формирование позитивного имиджа России за рубежом. Не надо усложнять жизнь российским эмигрантам, сохраняющим российское гражданство, напротив, их нужно привлекать льготными режимами налогообложения, простотой открытия и ведения бизнеса, снижением бюрократических процедур при выдаче документов и пр. Россия не должна бояться своих бывших, настоящих и будущих сограждан. При лояльном и демократическом подходе государства, мы можем получить мощнейший ресурс развития в виде русскоговорящих сообществ, являющихся вторыми по численности в мире после китайских диаспор, находящимися за пределами материнской страны [Ионцев и др., 2016].
24

Необходимые направления трансформации миграционной политики России.

25 Российская миграционная политика должна стать более открытой, ставить амбициозные и инновационные цели и задачи. К сожалению, пока государство только фиксирует потоки и пытается контролировать общины иммигрантов, но отнюдь не формирует иммиграционные потоки и деятельность диаспор в конструктивном направлении. По этой причине растут социально-экономические издержки, связанные с интеграцией иммигрантов в российское общество, увеличиваются затраты на обучение мигрантов русскому языку, возникают конфликты между мигрантами и местным населением и пр.
26 Новым направлением развития миграционной политики может стать перенос «центра тяжести» на интеграционную составляющую во внутренней миграционной политике, а во внешней миграционной политике – переход России к активной позиции в формировании миграционных потоков необходимых для социально-экономического и демографического развития страны [Ryazantsev, 2013]. В частности, в новых поправках отмечается, что одной из угроз национальной безопасности является «незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в России и их интеграции в российское общество, формирование этнических анклавов». А в качестве одной из целей государственной национальной политики утверждается «успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в России и их интеграция в российское общество». То есть идет речь о формировании новой модели миграционной политики, основанной не только на работе с иммигрантами внутри страны, но и активное привлечение потенциальных мигрантов за пределами России. Настало время «вынести форпосты миграционной политики России за ее пределы» [Рязанцев, 2018]. Надо признать, что в конечном итоге такая модель управления миграцией не только адекватна времени и ситуации, но и дешевле с точки зрения социально-экономических издержек. Не потребуется вкладывать много средств в интеграционные программы и пресечение нелегальной миграции, если сформировать необходимые по масштабам и структуре потоки заблаговременно.
27 В области внутренней миграционной политики, прежде всего, вывести на новый уровень финансирования и реализации интеграционные программы. Категории мигрантов находящиеся много лет в стране, фактически интегрированные в российское общество, остро нуждаются в приобретении легального статуса. И если у государства нет претензий к иностранцу, а он желает жить в России постоянно, ему следует предложить гражданство. Сделать процедуры понятными, прозрачными, свободными от коррупции, четкими по времени получения документов, лишенных элементов унижающих человеческое достоинство. Всеми возможными средствами следует обеспечить доступ мигрантов к изучению русского языка и эта задача национального масштаба, к ней должны быть подключены все заинтересованные стороны (работодатели, университеты, органы власти, неправительственные организации и пр.). Требуется поддержка через грантовые программы инициатив снизу по адаптации и интеграции мигрантов, которые реализуются неправительственными организациями, сообществами мигрантов, институтами гражданского общества.
28 Под внешней миграционной политикой можно понимать идеологию и механизм активного формирования миграционных потоков, необходимых для социально-экономического и демографического развития России, прежде всего, использование потенциала иммигрантов и ресурса русскоговорящих сообществ за рубежом. В сфере внешней миграционной политики ключевыми направлениями работы должно стать расширение сферы распространения и использования русского языка среди потенциальных мигрантов в Россию, предвыездная подготовка профессии и социальным навыкам, работа с правительствами посылающих мигрантов стран с точки зрения развития двусторонних соглашений о регулируемой миграции, развитие режима облегченного предоставления гражданства этническим русским и народам России, расширение программ привлечения зарубежной молодежи по каналам учебной миграции и культурного обмена. Целенаправленно создавать и развивать сеть опорных пунктов для рекрутинга и подготовки трудовых и учебных мигрантов, прежде всего в приоритетных странах – геополитических и экономических партнерах: странах Центральной Азии, Восточной Европы, Южного Кавказа и во Вьетнаме. Но возможен поиск и новых миграционных партнеров – например, Иран, Сирия, некоторые страны Восточной Европы и Латинской Америки, охваченные социально-экономическими кризисами (например, Венесуэла, Бразилия, Куба и пр.), которые идеологически и геополитически близки России.
29 Результативность реализации внешней миграционной политики может оцениваться, с одной стороны, увеличением численности иностранных высококвалифицированных специалистов, студентов, квалифицированных рабочих в иммиграционном потоке в Россию; численности изучающих русский язык за пределами России, соискателей российского гражданства, ростом объема инвестиций от русскоговорящих сообществ из-за рубежа в российскую экономику; с другой стороны, сокращением численности недокументированных трудовых мигрантов и расходов государства на их депортацию из России.
30 Конечно, справедливости ради нужно отметить, что в Концепции миграционной политики до 2025 г. миграция рассматривается не только как фактор риска, но и важный компонент социально-экономического и демографического развития страны: «Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения» (пункт 6, раздел II). Это важный посыл дает шанс трансформировать российскую миграционную политику в правильном направлении. Прежде всего, ее необходимо идеологически и технически встроить в экономическую и демографическую стратегию развития российского государства, а также ликвидировать разрывы между концептуальными и практическими аспектами. Демографическая политика России ставит целью стабилизацию и рост численности населения России. В этом контексте миграция должна быть реальным компонентом увеличения численности российского населения.
31 Следует четко выделить группы иммигрантов, которые необходимы государству и регионам (образовательные, семейные, квалифицированные трудовые мигранты, соотечественники) и снять бюрократические препоны на пути приобретения ими предоставления вида на жительство и гражданства. Возможные резервы можно оценить в объеме 15–20 млн человек – на столько можно увеличить численность населения страны в обозримой перспективе если с этой целью документировать эти категории иммигрантов [Рязанцев, 2016]. Достаточно долго говорится в России о миграционной амнистии, которая может легализовать миллионы человек, превратив их в добропорядочных трудящихся-мигрантов или российских граждан. Подобный подход уже был реализован в отношении граждан Таджикистана и Молдовы – трудовых мигрантов в России. Оказалось, что многие мигранты проживали и работали в России более десяти-пятнадцати лет, но не могли приобрети жилье, получить регистрацию, разрешительные документы на трудовую деятельность, вступить в процедуры гражданства.
32 Следует отметить, что в настоящее время российский рынок труда фактически открыт для граждан стран бывшего СССР с безвизовым режимом. Прежде всего, в рамках ЕАЭС существует единый рынок труда – гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана в России не требуется получать разрешительных документов на работу. Сохраняется лишь необходимость регистрации мигрантов по месту пребывания в течение пяти рабочих дней и трехдневный режим уведомления работодателями Управления по делам миграции МВД. Также для граждан Азербайджана, Молдовы, Узбекистана, Украины сложился режим выдачи патентов (без квот), наличие которых позволяет им работать в России законно. Для граждан остальных стран требуются рабочие визы и разрешения на работу в рамках квот, утвержденных правительством. Вся эта достаточно диверсифицированная система миграционных документов возможно и отражает отчасти экономические и геополитические приоритеты России, но абсолютно не интегрирована в экономическую политику страны. По-прежнему нет оценки потребности отраслей и регионов, даже отдельных предприятий и компаний в иностранной рабочей силе. Квоты только частично основаны на оценке потребности, но в основе лежит крайне не совершенный, грубый механизм. У региональных и федеральных властей нет представления о внутренних резервах трудовых ресурсов. Хотя Министерство труда и социальной защиты еще в 2009 г. создало единый банк рабочих вакансий и пыталось оценить потребность в иностранной рабочей силе, пока эти механизмы не работают четко. А патенты и вовсе исключены из оценки потребности регионов и отраслей в иностранной рабочей силе. То есть фактически в значительной части внешняя трудовая миграция только фиксируется, но не регулируется в нужном для страны русле.
33 В последнее время формируются каналы организованного набора образовательных и трудовых мигрантов в странах-донорах. Но они носят пока точечный характер и реализуются отдельными университетами и предприятиями, иногда подписываются соглашения на уровне регионов. В этом отношении накоплены позитивные практики, но нет системной и масштабной работы.
34 Важный организационный аспект реализации российской миграционной политики заключается в том, что реализовать ее может только гражданское министерство: например, министерство по миграции, миграционная служба (была интегрирована в систему МВД в 2016 г.). Опыт показывает, что миграционная проблематика должна быть выделена в отдельное министерство не только по организационным, но и по идеологическим соображениям. Миграция формально признана ресурсом развития, но на практике управление миграцией по-прежнему осуществляется в силовом поле, что тормозит социально-экономическое и демографическое развитие страны.
35 Целесообразно, чтобы функции миграционного министерства (службы) покрывали весь комплекс миграционных процессов: работу с потенциальными мигрантами и соотечественниками вне России, пограничный контроль, регистрацию, выдачу разрешительных документов на работу, оценку потребности в иностранной рабочей силе, организационный набор трудовых ресурсов, процедуры предоставления гражданства и пр. Очевидно, что нужна подготовка кадров в миграционной сфере.
36

Заключение.

37 Таким образом, несовершенная миграционная политика России становится своеобразным камнем преткновения и требует оптимизации по указанным выше направлениям. Изменение подходов к управлению миграцией от контрольно-административного к социально-экономическому позволит России совершить рывок в гуманитарном, демографическом и социально-экономическом развитии. Социокультурные риски, которые несет миграция для России, пока не столь значительны, как, например, для европейских стран, поскольку социально-демографическая структура и мотивации иммигрантов пребывающих в Россию и Европу кардинально отличаются. Большинство иммигрантов, ориентированных в настоящее время на Россию, готовы работать, хотят учиться, при определенных условиях могут интегрироваться в принимающее общество. Естественно, что для интеграции мигрантов потребуются специальные программы, которые помогут населению и мигрантам понять и принять друг друга, включая социально-экономические проекты по развитию инфраструктуры поселений, строительству жилья, развитию бизнеса и пр. И этот шанс Россия может и должна использовать в интересах своего социально-экономического и демографического развития.

References

1. Chudinovskikh O.S. (2014) State Regulation of the Acquisition of Citizenship of the Russian Federation: Policy and Trends. Preprint WP8/2014/04/ Moscow: VSHE.

2. Chudinovskikh O.S. (2018) Big data and migration statistics. Voprosy` statistiki [Questions of statistics]. No. 25 (2): 48–56.

3. Grafova L.I. (2018) Migration Policy and Practice of Russia: a Step - Forward, Two - Back. (In Russ.) URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1292920680 (accessed 10.08.2018)

4. International Migration Report 2015: Highlights (2016). United Nations Population Division, Department of Economic and Social Affairs. New York.

5. Iontsev V.A., Ryazantsev S.V., Iontseva S.V. (2016) New Trends and Forms of Emigration from Russia. Economika regiona [Economy of the Region]. Vol. 12. No. 2: 499–509. (In Russ.)

6. Kozhevnikova N.I., Rybakovsky L.L., Sigareva E.P. (1998) Russian: Ethnic Homogeneity? Moscow: RINC ISPI RAN. (In Russ.)

7. Ledeneva V.Yu. (2014) Models of Social Adaptation and Integration of Migrant Workers. Moscow: Sputnik. (In Russ.)

8. Malaxov V.S. (2015) Migrant Integration: Concepts and Practices. Moscow: Mysl`. (In Russ.)

9. Mukomel` V.I. (2014) Migrants, Migrant-Phobia and Migration Policies. Moscow: NP «Central`ny`j Dom advokata, Moskovskoe byuro po pravam cheloveka, Academia. (In Russ.)

10. Ryazantsev S.V. (2013) Russia Needs a New Migration Policy. Russian Politics and Law. Vol. 51. No. 3: 80–88.

11. Ryazantsev S.V. (2016) External Migration Policy of Russia: Conceptual Justification and Implementation Tools. Mejdunarodnye processy [International Processes]. Vol. 14. No. 4: 22–29. (In Russ.)

12. Ryazantsev S.V. (2018) Integration of Migrants in the Context of Russia's Foreign Migration Policy. Sotsiologicheskie issledovanya [Sociological Studies]. No. 1: 105–111. (In Russ.)

13. Vorob’eva O.D., Rybakovsky L.L., Rybakovsky O.L. (2016) Migration Policy of Russia: History and Modernity. Moscow: Econ-Inform. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate