ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЧАСТЬ 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ОБЩИЙ ПОДХОД К ЕЕ РЕШЕНИЮ
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЧАСТЬ 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ОБЩИЙ ПОДХОД К ЕЕ РЕШЕНИЮ
Аннотация
Код статьи
S042473880000525-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
5-23
Аннотация

В статье приведена модель динамического межотраслевого баланса, которая включает удельные транспортные наценки, но не учитывает возможности их изменения в зависимости от выбираемых объемов производства и потребления продуктов. Такая зависимость определяется тем, что при изменении объемов производства и потребления может изменяться их размещение по территории страны, а следовательно, и определяемая размещением производства и потребления средняя дальность перевозок, которая, в свою очередь, влияет на величину удельных транспортных наценок. Кроме того, в модели МОБ определяются лишь целесообразные, обеспеченные источниками финансирования объемы инвестиций в инфраструктуру транспорта, но необходимо еще определить состав конкретных территориально фиксированных объектов инфраструктуры, которые должны быть реконструированы или построены заново. Для получения указанных недостающих показателей разработана система моделей, в которой модель МОБ и модель выбора территориального размещения производства взаимосвязаны. Из модели МОБ в модель размещения производства передаются суммарные по стране объемы производства и потребления продуктов и объемы инвестиций, а в задаче размещения эти суммарные величины распределяются по территории страны так, чтобы минимизировать суммарные затраты на производство продукции и ее транспортировку. В обратном направлении передаются определяемые выбранным размещением значения средней дальности перевозок, а также перечень транспортных объектов, пропускная способность которых должна быть увеличена для реализации выбранного размещения. Показано, что задача выбора размещения производства и потребления продуктов представляет собой задачу линейного программирования чрезвычайно большой размерности, однако она имеет специальную блочную структуру, позволяющую организовать эффективный вычислительный процесс. Уравнения, связывающие между собой отдельные блоки, подразделяются на части, соответствующие каждому блоку, путем введения дополнительных переменных, значения которых итеративно улучшаются на основе использования двойственных оценок ограничений блоков. Предусмотрены верификация и калибровка модели путем выполнения расчетов по данным отчетного периода и сопоставления полученных расчетом данных с отчетными.

Ключевые слова
объем выпуска продукции, территориальное размещение, расчетная транспортная сеть, узлы и участки сети, объемы отправления и прибытия в узле, многоуровневое блочное линейное программирование
Классификатор
Дата публикации
01.04.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1031
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Аганбегян А.Г., Селиверстов В.Е., Суслов В.И. (2007). Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск: Сибирское научное издательство.

Бирман И.Я., Минц Л.Е. (ред.) (1963). Математические методы и проблемы размещения производства. М.: Экономиздат.

Гонтарь Н.В. (2013). Факторы и современные особенности размещения промышленного комплекса России. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Гранберг А.Г., Селиверстов В.И., Суслов В.И. (1989). Оптимизационные межрегиональные межотраслевые модели. Новосибирск: Наука.

Леонтьев В.В. (1925). Баланс народного хозяйства СССР. Методологический разбор работы ЦСУ // Плановое хозяйство. № 12.

Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сулакшин С.С. (2007). Применение вычислимых моделей в государственном управлении. М.: Научный эксперт.

Мелентьев Б.В. (2014). Региональная экономическая политика. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН.

Позамантир Э.И., Тищенко Т.И. (2010). Макроэкономическая оценка эффективности развития инфраструктуры (на примере транспортного комплекса). В сб.: «Оценка эффективности инвестиций». Лившиц В.Н. (ред.). М.: ЦЭМИ РАН. С. 97–108.

Позамантир Э.И. (2014). Вычислимое равновесие экономики и транспорта. М.: Поли Принт Сервис.

Широв А.А. (2015). Многоуровневые исследования и долгосрочная стратегия развития экономики. М.: МАКС Пресс.

Dietzenbacher E. (2013). Input-Output Analysis: The Next 25 Years // Economic System Research Lenzen. Vol. 25. No. 4. Р. 369–389.

Tobben J., Kronenberg T.H. (2015). Construction of Multi-Regional Input-Output Tables using the CHARM Method // Economic System Research. Т. 27. No. 4. Р. 487–507.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести