САКРАЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ УЛУСА ДЖУЧИ
САКРАЛЬНАЯ ТОПОГРАФИЯ УЛУСА ДЖУЧИ
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000596-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
107-115
Аннотация
Страна Дешт-и Кипчак, в том числе Улус Джучи и "постордынский" этнокультурный мир, остаются почти не изученными с позиций сакральной топографии. Приблизительный перечень сакральных центров пока выстраивается такой: берега Ана-Идель (Матери-Волги) с ключевыми локусами - Булгаром на севере и Сарайской агломерацией в низовьях; яицкий курук; улутауский курук; реки Яик (Урал) и Сырдарья. В истории наблюдается преемственность сакральных местностей среди разноплеменного населения, в том числе выбор места для стольных городов. Осознание человеком какой-либо местности как сакральной находится в тесной связи с его идентичностью, которая обычно сконструирована из нескольких уровней и проявляет себя по-разному в зависимости от обстоятельств.
Ключевые слова
сакральные локусы, столицы, династические некрополи, Дешт-и Кипчак, ислам, уровни идентичности
Классификатор
Дата публикации
01.04.2011
Всего подписок
1
Всего просмотров
544
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Ажигали С.Е. Архитектура кочевников. Феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). Алматы, 2002

Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970.

Баталов А.Л., Беляев Л.А. Некоторые проблемы сакральной топографии средневекового русского города//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 13-22 (Изв. Ин-та христианской культуры средневековья. Т. 1).

Беляев Л.А. Сакральная топография Москвы: храм-кладбище-город. К постановке вопроса//Культура средневековой Москвы. Исторические ландшафты. Т. III. М., 2005. С. 29-41.

Дмитриев С.В. Среднеазиатские куруки в эпоху Шибанидов (по материалам XVI в.)//Тюркологический сб. 2005

Тюркские народы России и Великой Степи. М., 2006. С. 143-158.

Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985.

Еремеев Д.Е. Отражение патриархальных и родо-племенных традиций в шариате (к вопросу о социальных истоках мусульманского права)//Народы Азии и Африки. 1983. № 1. С. 46-56.

Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М., 2006.

История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993.

История о Казанском царстве (Казанский летописец). М., 2000 (Полн. собр. русских летописей. Т. 19). Казахско-русские 1961

Казахско-русские отношения в XVI-XVIII вв.: Сб. док. и матер. Алма-Ата, 1961.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2004.

Коновалова И.Г. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв.: текст, перевод, комментарий. М., 2009.

Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. М., 2000.

Кулешов Е.В. Сакральная топография Нового времени: Святая земля//Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 177-190

Кумеков Б.Е. Арабские источники по истории кипчаков, куманов и кимаков VIII -нач. XIII в. Автореф. дис.... докт. ист. наук. СПб., 1994.

Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996.

Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата, 1950.20. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы; Москва, 1995.

Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII в. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969.

Матонин В.Н. Священное пространство Поонежья и Онежского Поморья (2-я половина XIX -30-е гг. ХХ в.)//Русская культура на рубеже веков. Русское поселение как социокультурный феномен. Вологда, 2002.

Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк/Пер., предисл. и коммент. З.-А.М. Ауэзовой. Алматы, 2005.

Мустакимов И.А. Термин "Золотой престол" в Поволжье по данным арабо-графичных источников//Гасырлар авазы (Эхо веков). 2008. № 1. С. 142-157.

Огудин В.Л. Сакральная экология. Формирование религиозно-экологического мировоззрения. Киев, 2003.

Платонов Е.В. Сакральная топография деревень в нижнем течении р. Шелонь//Антропологический форум. 2007. № 7. С. 231-280.

Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.

Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489-1549. Махачкала, 1995.     

Российский государственный архив древних актов. Ф. 389. Оп. 1. Д. 7.

Российский государственный архив древних актов. Ф. 127. Оп. 1. Д. 10.

Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М., 2009

Сикалиев А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994.

Столяров В.П. Духовно-символическое пространство сакральных комплексов России как объект национального наследия (на примере Соловецкого архипелага)//Ставрографический сб. Кн. 1. М., 2001. С. 113-130.

Сызранов А.В. Ислам в Астраханском крае: история и современность. Астрахань, 2007.

Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск, 1993.

Теребихин Н.М. Лукоморье. Очерки религиозной геософии и маринистики Северной России. Архангельск, 1999.

Тишков В.А. Культурный смысл пространства//Этно-журнал. 2003. № 2. Август. <http://www.ethnonet.ru/lib/index.html>

Толстова Л.С. Исторический фольклор каракалпаков как источник для изучения этногенеза и этнокультурных связей этого народа//Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 141-164.

Толстова Л.С., Утемисов А. Исторический фольклор северо-восточных каракалпаков//Вестн. Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР. Нукус, 1963. Вып. 4 (14). С. 42-54.

Трепавлов В.В. Россия и кочевые степи. Проблема восточных заимствований в российской государственности//Восток. 1994. № 2. С. 49-62.

Трепавлов В.В. Волга в культурной традиции народов Восточной Европы//Этнографическое обозрение. 1997. № 6. С. 103-108.

Трепавлов В.В. Волга в сакральной топографии тюрок и славян//Великий Волжский путь. Ч. II. История формирования и развития. Казань, 2002. С. 137-150.

Трепавлов В.В. Хадж из Дешт-и Кипчака в XIII-XVII веках//Научный Татарстан. 2009. № 1. С. 90-99.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. [Факсимиле]//Пер., транксрипция, текстол. примеч., иссл. В.П. Юдина. Алма-Ата, 1992.

Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994.

Якубовский А.Ю. Развалины Сыгнака (Сугнака)//Сообщ. Гос. академии истории материальной культуры. Т. II. Л., 1929. С. 123-159.

DeWeese D. Islamization and Native Religion in the Golden Horde. Baba Tükles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. University Park (Pennsylvania), 1994

Krautheimer R. Three Christian Capitals: Topography and Politics. Berkeley, 1983.

Lietuvos Metrika. Knyga. № 5 (1427-1506). Parengé E. Banionis. Vilnius, 1994

Oesterle J.R. Kalifat und Königtum im Vergleich. Herrschaftsrepräsentation der Fa-timiden, Ottonen und frühen Salier an religiösen Hochfesten. Darmstadt, 2009

Pritsak O. "Non-Wild" Polovtsians//Honor Roman Jakobson. Vol. II. The Hague; P., 1967. P. 1615-1623.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести