ОБРАЗЫ ОСТРОВА И КАМНЯ В РУССКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ: ПОИСКИ СЕМАНТИЧЕСКИХ ИСТОКОВ
ОБРАЗЫ ОСТРОВА И КАМНЯ В РУССКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ: ПОИСКИ СЕМАНТИЧЕСКИХ ИСТОКОВ
Аннотация
Код статьи
S0869-54150000616-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
76-92
Аннотация
Этнографическое обозрение, ОБРАЗЫ ОСТРОВА И КАМНЯ В РУССКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ: ПОИСКИ СЕМАНТИЧЕСКИХ ИСТОКОВ
Ключевые слова
сказка, заговор, былина, архетип, остров, первохолм, бел-горюч камень, Алатырь, гора, скала, земля, женское божество, центр мира, иной мир, море, золото, золотник, белый, створаживание, жизнь, излияние вод, разбивание камня, возрождение
Классификатор
Дата публикации
01.10.2009
Всего подписок
0
Всего просмотров
587
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Агапкина Т.А. Сюжетный состав восточнославянских заговоров (мотив мифологического центра)//Заговорный текст. Генезис и структура. М., 2005. С. 247-291.

Агеева Р.А. Пространственные обозначения и топонимы в заговоре//Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982. С. 141-159.

Архангельские -Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. В 3 т. Т. 1. М., 1904; Т. 2. Прага, 1939; Т. 3. СПб., 1910.

Афанасьев А.Н. Языческие предания об острове Буяне//Временник Имп. Моск. о-ва истории и древностей российских. М., 1851. № 9. 1-я паг.

Афанасьев 1957 -Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 3 т. М., 1957.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1994.

Баранов Д.А. Образ ребенка в народной эмбриологии//Материалы по этнографии. Т. I. СПб., 2002. С. 11-52.

Беломорские старины и духовные стихи. Собр. А.В. Мар-кова. СПб., 2002.

Бодуэн де Куртене-Фасмер 1914 -Бодуэн де Куртене-Фасмер Ц.И. Камень Латырь и город Алатырь//Изв. ОРЯС АН. 1914. Т. 19. Кн. 2. С. 90-107.

Веселовский А.Н. Народные представления славян. М., 2006.

Вилинбахов В.Б. Тайна острова Буяна//Наука и религия. 1967. № 9. С. 52-55.

Виноградов Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч.//Живая старина (далее ЖС). 1907. Вып. I. Прил. С. 1-24; Вып. II. Прил. С. 25-56; Вып. III. Прил. С. 56-80; Вып. IV. Прил. С. 81-100.

Виноградов Н.Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч.//ЖС. 1910. Вып. IV. Прил. С. 1-29.

Горбаневский М.В. Мимо острова Буяна//Русская речь. 1987. № 6. С. 116-122.

Грысык Н.Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты//Русский Север: ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. С. 62-77.

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

Демиденко Е.Л. Значение и функции общефольклорного образа камня//Русский фольклор. Вып. 24: Этнографические истоки фольклорных явлений. Л., 1987. С. 85-98.

Денисова И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995.

Денисова И.М. Отражение фитоантропоморфной модели мира в русской народной культуре//Этнограф. обозрение (далее -ЭО). 2003. № 5. С. 68-86.

Денисова И.М. Зооморфная модель мира и ее отголоски в русской народной культуре//ЭО. 2003. № 6. С. 19-40.

Денисова И.М. "Живой Космос": древнейшая модель Вселенной в мировой мифологии и русской народной культуре//Древнерусская космология. СПб., 2004. С. 368-471.

Дергачева И.В. Посмертная судьба и "иной мир" в древнерусской книжности. М., 2004.

Древнеиндийская философия. Начальный период. (Тексты). М., 1963.

Дьяконов И.М. Введение//Мифологии древнего мира. М., 1977.

Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988.

Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.

Животная книга -Животная книга духоборцев/Под ред. В. Бонч-Бруевича. СПб., 1909.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.

Завьялова М.В. Балто-славянский заговорный текст. М., 2006.

Зазыкин В.И. Мать-сыра земля. Образ земли как матери в этнографии и фольклоре. Нью-Йорк, 1999 (на рус. яз.).

Иванов П.В. Несколько заговоров из Старобельского уезда//Вестник Харьковского историко-филологического о-ва. Вып. 4. Харьков, 1913. С. 74-76.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.       

Ильинская В.Н. Камень Латырь и его роль в русских заговорах//Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Т. 1. М., 1988. С. 37-38.

Кабакова Г.И. Антропология женского тела в славянской традиции. М., 2001.

Карнаухова И.В. Сказки и предания Северного края. СПб., 2006.

Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986.

Кереньи К. Элевсин: Архетипический образ матери и дочери. М., 2000.

Клемен К.. Жизнь мертвых в религиях человечества. М., 2002.

Кляус В.Л. Сюжетика заговорных текстов славян в сравнительном изучении. (К постановке проблемы.) М., 2000.

Козлова Н.К. Восточнославянские былички о змее и змеях. Мифический любовник. Омск, 2000.

Коробка Н.И. "Камень на море" и камень алатырь//ЖС. 1908. Вып. IV. С. 409-426.

Криничная Н.А. Предания Русского Севера. СПб., 1991.

Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004.

Лечебные "наговоры" из собрания А.А. Савельева. Сост. В.Л. Кляус. М., 1990.

Мадлевская Е.Л. Царь-девица (К вопросу о противоборстве мужского и женского персонажей в русской сказке)//Материалы по этнографии. Т. I. СПб., 2002.

Мазалова Н.Е. Состав человеческий: Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., 2001.

Майков 1997 -Великорусские заклинания/Сост. Л.Н. Майков. М., 1997.

Макаренко А.А. Сибирские песенные старины//ЖС. 1907. Вып. II. Отд. II. С. 25-44.

Малиновский А. Похоронные причеты в Перской вол. Устюженского у. Новгородской губ.//ЖС. 1909. Вып. I. С. 70-79.

Мансикка В. Представление о "море" в "Голубиной книге"//Журн. Мин-ва нар. просвещ.. Нов. сер. Ч. ХХV. СПб., 1910. С. 275-283.

Мансикка В. Заговоры Шенкурского уезда//ЖС. 1912. Вып. I. С. 125-136.

Митрофанова В.В. Загадки. Л., 1968.

МНМ -Мифы народов мира. Т. 1, 2. М., 1987 (Ссылки на статьи в МНМ, а также в МС, СД даются без указания авторов в связи с ограничением журнального объема статьи).

Морозов, Слепцова 2004 -Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (ХIХ-ХХ вв.). М., 2004.

Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о "Голубиной книге". Варшава, 1887.

МС 1991 -Мифологический словарь. М., 1991.  

Напольских В.В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф). М., 1991.

Народная Библия: Восточнославянские этиологические легенды. М., 2004.

Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре//Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 193-228.

Неклюдов С.Ю. Вещественные объекты и их свойства в фольклорной картине мира//Признаковое пространство культуры. М., 2002. С. 21-31.

Обрядовая поэзия. Кн. 2: Семейно-бытовой фольклор. М., 1997.

Отреченное чтение в России ХVII-ХVIII веков. М., 2002.

ПМА 1 -Полевые материалы автора. Экспедиция в Пудожский р-н Республики Карелия. 1993 г.

ПМА 2 -Полевые материалы автора. Экспедиция в Беломорский р-н Республики Карелия. 2002 г.

ПМА 3 -Полевые материалы автора. Экспедиция в Калужскую обл. 2003 г.

Познанский Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. М., 1995.

Полесские заговоры (в записях 1970-1990-х гг.). М., 2003.

Потанин Г.Н. Восточные параллели к некоторым русским сказкам//ЭО. 1891. № 1. С. 137-167.

Потебня А.А. Мифическое значение некоторых обрядов и поверий. М., 1865.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

Путилов Б.Н. Вариативность в фольклоре как творческий процесс//Историко-этнографические исследования по фольклору. Сб. статей памяти С.А. Токарева. М., 1994.

Пятышева Н.В. Археологическое обследование о. Левки (о. Змеиный) осенью 1964 г.//Археол. сб. Тр. ГИМ. Вып. 40. М., 1966.

Рабинович Е.Г. "Золотая середина": к генезису одного из понятий античной культуры//Вестн. древней истории. 1976. № 3. С. 92-107.

Раденкович Л. Дъна -стари словенски назив jедне болести//Слово и культура. Т. 2/Под ред. Т.А. Агапкиной. М., 1998.

Романов -Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Витебск, 1894; Вып. 8-9. Вильна, 1912.

Самоделова Е.А. Каравайная традиция рязанской свадьбы//Этнография и фольклор Рязанского края (Первые Лебедевские чтения). Рязань, 1996. С. 25-32.

Славянские древности. Т. 1. М., 1995       

Славянские сказки. Нижний Новгород, 1991.

Соболевский А. Камень-Латырь//ЭО. 1891. № 1. С. 254-255.

Срезневский В.И. Описание рукописей книг, собранных для Имп. АН в Олонецком крае. СПб., 1913.

Судник Т.М., Цивьян Т.В. О мифологии лягушки//Балто-славянские исследования. 1981. М., 1982. С. 137-154.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском Понте. Пг., 1918.

Топоров В.Н. Пространство и текст//Текст: Семантика и структура. М., 1983.

Топоров В.Н. Об индоевропейской заговорной традиции//Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. С. 3-103.

Топоров В.Н. Праславянская культура в зеркале собственных имен (элемент *mir)//История, культура, этнография и фольклор славянских народов. XI Междунар. съезд славистов. Братислава, сент. 1993. М., 1993. С. 3-118.

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988.

Традиционный фольклор Новгородской области. СПб., 2001.

Трубачев О.Н. Из балто-славянских этимологий//Этимология. 1978. М., 1980. С. 3-18.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984.

Францев Ю.П. Змеиный остров в древнеегипетской сказке//Изв. АН СССР. Отд. гуманитарных наук. VII сер. № 10. Л., 1929. С. 817-837.

Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

Шиндин С.Г. Миф о сотворении мира и русские заговоры//Изв. АН Латв. ССР. 1989. № 10. С. 77-85.

Шиндин С.Г. Пространственная организация заговорного универсума: образ центра мира//Исследования в области… С. 108-127.

Элиаде М. Религии Австралии. СПб., 1998.

Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999.

Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.

Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров. М., 1997.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М., 1995.

Cook R. The Тree of Life. Symbol of the Centre. L., 1974.

Славянские древности. Т. 2. М., 1999.     

Славянские древности. Т. 3. М., 2004.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести