ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ЭПОХУ БРОНЗЫ
Аннотация
Код статьи
S0869-60630000392-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
20-36
Аннотация

Изобразительную, статуарную и мегалитическую традиции древнейшего населения азиатской части степной Евразии и развитие их в пространстве и во времени автор относит к изобразительным коммуникациям. В статье выделяются изобразительные традиции и делается попыткареконструировать фрагменты их изобразительных рядов (кодов). В изобразительных памятниках ранней бронзы Центральной Азии выделяется ямно-афанасьевская изобразительная традиция; в петроглифах эпохи средней и поздней бронзы определены два хронологических пласта, соотнесенных с первой половиной - третьей четвертью II тыс. до н.э. и второй половиной II - первой половиной I тыс. до н.э., которые могут быть связаны с андроновской и карасукской традициями. Реконструируются следующие фрагменты ямно- афанасьевского изоряда:... => "солярный" или "птицеголовый" персонаж (первопредок - мужчина или возничий или женщина) => повозка на дисковых колесах (фургон или телега или двуколка) => бык (массивный или поджарый, на юге - верблюд) => птица (журавль) => крестообразные или фаллические знаки =>... Фрагменты андроновского изобразительного кода:... => "солнцеголовый" персонаж в канонизированных позах (или мужчина с подчеркнутым признаком пола и «хвостом, иногда с "шаром" на конце» => колесница (на колесах со спицами, запряженная конями в стандартной позиции спинами друг к другу, а сама повозка исключительно в позиции "вид сверху") => разные типы вооружения => лошадь с "челкой", детализированной гривой (хвостом) => тучные быки с выгнутыми вперед большими рогами => верблюды => солярная символика (крестообразные знаки) =>... Изобразительный код карасукской традиции имеет ряд принципиальных отличий. Нет канонизированных "солнцеголовых" персонажей, которые заменяются условным изображением человека и, вероятно, трансформируются в вид антропоморфных мегалитических сооружений - оленных камней, символизирующих колесничих. Фрагменты изобразительного кода:... => условное изображение человека, часто без половых различий и детализации=>предметы вооружения (на оленных камнях) => колесница с особой манерой изображения упряжных коней (или распряженная) => условное изображение лошади => олень с ветвистыми рогами => массивный бык => разнообразные знаки =>.

Ключевые слова
Ямно-афанасьевская изобразительная традиция, андроновская изобразительная традиция, карасукская изобразительная традиция, мегалитическая традиция, орнаментальная традиция, изобразительный ряд/код, стиль, петроглифы, коммуникации, миграции, повозки, колесницы
Классификатор
Дата публикации
01.07.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
574
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Акишев К.А., Акишев А.К. Проблема хронологии раннего этапа сакской культуры // Археологические памятники Казахстана / Ред. КА. Акишев. Алма-Ата: ИИАЭ АН КазССР, 1978. С. 38-63.
  2. Акишев К.А., Акишев А.К. Древнее золото Казахстана. Алма-Ата: Онер, 1983. 34 с.
  3. Бочкарев B.C. К вопросу о хронологическом соотношении Сейминского и Турбинского могильников // Проблемы археологии Поднепровья. Днепропетровск: ДГУ, 1986. Вып. 3. С. 107-109.
  4. Винник Д.Ф., Кузьмина Е.Е. Второй Каракольский клад // КСИА. 1981. Вып. 167. С. 48-53.
  5. Волков В.В. Оленные камни Монголии. М.: Научный мир, 2002. 248 с.
  6. Грушин С.П. Наконечники копий сейминско-турбинского типа Обь-Иртышского междуречья // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Матер. междунар. научн. конф., посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося росс, археолога М.П. Грязнова. Т. 2 / Ред. ВА. Алекшин, Е.В. Бобровская и др. СПб.: ИИМК РАН, 2012. С. 224-228.
  7. Епимахов А.В. "Горизонт колесничных культур" бронзового века: оценка эвристических возможностей // Известия Челябинского научного центра. Вып. 1 (39) / Ред. А. Таиров. 2008. С. 93-96.
  8. Епимахов А.В., Хэнке Б., Ренфрю К. РАдиоуглеродная хронология памятников бронзового века ЗауРАлья // РА. 2005. № 4. С. 92-102 (на англ. языке см: Antiquity. 2007. V. 81. Р. 353-367).
  9. Есин Ю.Н. Проблемы выделения изображений афанасьевской культуры в наскальном искусстве Минусинской котловины // Афанасьевский сборник / Ред. Н.Ф. Степанова, А.В. Поляков. Барнаул: Азбука, 2010. С. 53-73.
  10. Зданович Г.Б. Бронзовый век урало-казахстанских степей. Свердловск: Изд-во Уральского ГУ, 1988. 184 с.
  11. Кадырбаев М.К, Курманкулов Ж.К Культура древних скотоводов и металлургов Сары Арки (по материалам Северной Бетпак-Далы). Алматы: Гылым, 1992.247 с.
  12. Ковалев А.А. Древнейшие европейцы в сердце Азии: чемурчекский феномен как ключ к решению проблемы тохарской прародины // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Матер, междунар. научн. конф., поев. 110-летию со дня рождения выдающегося российского археолога М.П. Грязнова. Т. 2 / Ред. В.А. Алекшин, Е.В. Бобровская и др. СПб: ИИМК РАН, 2012. С. 49-56.
  13. Ковалева О.В. Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2011. 160 с.
  14. Ковтун И.В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии. Проблемы генезиса и хронологии иконографических комплексов северо-западного Саяно-Алтая. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2001. 184 с.
  15. Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск: Наука, 1988. 173 с.
  16. Кузьминых.В. Сейминско-турбинская проблема: новые материалы // КСИА. 2011. Вып. 225. С. 240-263.                  
  17. Кукушкин И.А. Металлические изделия РАннеандроновского могильника Ащису// РА. 2011. №2. С. 110-116.
  18. Курманкулов Ж.К, Ермолаева А.С. Археология эпохи бронзы в независимом Казахстане // Свидетели тысячелетий: археологическая наука Казахстана за 20 лет / Ред. Б.А. Байтанаев. Алматы: ИА МОН РК, 2011. С. 69-84.
  19. Лазаретов И.П. Окуневские могильники в долине р. Уйбат // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: ИИМК РАН, 1997. С. 137-146.
  20. Леонтьев Н.В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан: Кн. изд-во, 1980. С. 65-84.
  21. Логвин А.В., Шевнина И.В. Об одном синташтинском погребальном комплексе могильника Бестамак // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги и перспективы. Матер. междунар. научной конф., посвящ. 20-летию Независимости Республики Казахстан и 20-летию Института археологии им. А.Х. Маргулана. Т. 1 / Ред. Б.А. Байтанаев, А.З. Бейсенов. Алматы: ИА МОНРК, 2011. С. 349-360.
  22. Марьяшев А.Н. Наскальные изображения Казахстана: итоги 20-летнего изучения и проблемы // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги и перспективы. Матер. междунар. научной конф., посвящ. 20-летию Независимости Республики Казахстан и 20-летию Института археологии им. А.Х. Маргулана. Т. 1 / Ред. Б.А. Байтанаев, А.З. Бейсенов. Алматы: ИА МОНРК, 2011. С. 36-40.
  23. Марьяшев А.Н., Горячев А.А. Итоги изучения памятников эпохи бронзы Жетысу // Свидетели тысячелетий: археологическая наука Казахстана за 20 лет / Ред. Б.А. Байтанаев. Алматы: ИА МОН РК, 2011. С. 313- 337.
  24. Мерц В.К Наскальные рисунки края Кереку-Баян. Павлодар: Павлодарский ГУ, 2002. 114 с.
  25. Мерц В.К. Каменный жезл с антропоморфным изображением из Павлодарской области // VIII исторические чтения памяти М.П. Грязнова (к 110-летию со дня рождения). Сб. научн. трудов / Ред. НА. Томилов и др. Омск: ОГУ, 2012. С. 130-135.
  26. Мерц И.В. История изучения эпохи ранней бронзы Восточного и Северо-Восточного Казахстана// Хозяйственно-культурные традиции Алтая в эпоху бронзы / Ред. Н.Ф. Степанова и др. Барнаул: Азбука, 2010. С. 49-58.
  27. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука, 1989.384 с.
  28. Новоженов В.А. Петроглифы Сары Арки. Алматы: ИА HAH PK, 2002. 125 с.
  29. Новоженов В.А. Чудо коммуникации и древнейший колесный транспорт Евразии/ Ред. Е.Е. Кузьмина. М.: Таус, 2012а. 500 с.
  30. Новоженов В.А. Андроновская изобразительная традиция: конец мифа? (методологический аспект) // Археология и история Сары Арки / Ред. P.M. Жумашев. Караганда: КарГУ, 20126. С. 114-145.
  31. Новоженов В.А. Великая степь: человек в системе древних коммуникаций // Таинство этнической истории древнейших номадов степей Евразии / Ред. А.В. Епимахов; сост. В.А. Новоженов. Алматы: Науч.-реставр. лаборатория "Остров Крым", КазНИИ культуры, 2014а. С. 17-273.
  32. Новоженов В.А. К вопросу о происхождении А-образного типа двуколок Минусинской котловины // АЭАЕ. 20146. №2(58). С. 90-100.
  33. Подольский М.Л. Феномен и парадоксы Минусинской степи (смена культурных доминант) // Культурно-экологические области: взаимодействие традиций и культурогенез: сб. научн. статей. СПб.: ИИМК РАН, 2007. С. 113-128.
  34. Пяткин Б.Н., Миклашевич Е.А. Сейминско-турбинская изобразительная традиция: пластика и петроглифы // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР/ Ред. М.А. Дэвлет. М.: Наука, 1990. С. 146- 153.
  35. Резепкин А.Д. К интерпретации росписи из гробницы майкопской культуры близ ст. Новосвободная // КСИА. 1987. Вып. 192. С. 26-32.
  36. Рогожинский А.Е. Изобразительный ряд петроглифов эпохи бронзы святилища Тамгалы // История и археология Семиречья. Вып. 2 / Ред. А.Н. Марьяшев, Ю.А. Мотов. Алматы: ИА HAH PK, 2001. С. 7-44.
  37. Рогожинский А.Е. Наскальные изображения "солнцеголовых" из Тамгалы в контексте изобразительных традиций бронзового века Казахстана и Средней Азии // Материалы и исследования по археологии Кыргызстана. Вып. 4. Бишкек: ИИКН HAH KP, 2009. С. 53-65.
  38. Рогожинский А.Е. Образы и реалии древнеземледельческой цивилизации Средней Азии в наскальном искусстве эпохи бронзы Южного Казахстана и Семиречья // Наскальное искусство в современном обществе. Матер. междунар. научной конф. / Ред. О.С. Советова и др. Кемерово: САИПИ, 2011а. С. 87-99.
  39. Рогожинский А.Е. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. Алматы: Signet Print, 20116. 342 с.
  40. Савинов Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея: Археологические культуры и культурогенез. СПб.: СП6ГУ, 2002. 257 с.
  41. Самашев 3. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата: Гылым, 1992. 288 с.
  42. Самашев 3. Петроглифы Казахстана. Алматы: Онер, 2006. 200 с.
  43. Самашев 3. Наскальные изображения Жетысу Баянжу-рек. Астана: Филиал ИА МОН РК, 2012а. 240 с.
  44. Самашев 3. Изобразительная деятельность в бронзовом веке (к изучению проблемы в контексте культурогенеза) // Матер. республикан. научно-практич. конф. "IV Оразбаевские чтения" на тему "Проблемы и достижения отечественной археологии и этнологии в XXI столетии", приуроченной к 90-летию A.M. Оразбаева / Ред. А.Б. Калыш и др. Алматы: "Казак университетГ (КазНУ), 20126. С. 20-31.
  45. Самашев 3., Байтлеу Д., Кариев Е., Мургабаев С. Исследование археологического комплекса Баганалы в Шиелинском районе Кызылординской области // Археологические исследования степной Евразии. Сб. статей к 70-летию В.В. Евдокимова / Ред. В.Г. Ломан. Караганда: КарГУ, 2013. С. 71-88.
  46. Сарианиди В.И. Задолго до Заратуштры. Археологические доказательства протозороостризма в Бактрии и Маргиане. М.: Старый сад, 2010. 210 с.
  47. Сарианиди В.И., Дубова Н.А. Новые гробницы на территории царского некрополя Гонура (предварительное сообщение) // На пути открытия цивилизации. Труды Маргианской археологической экспедиции / Ред. Н.А. Дубова. СПб.: Наука, 2010. С. 210-256.
  48. Смирнов Н.Ю. На чем ездил аржанский "царь"? // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Матер. междунар. научн. конф., посвященной 110-летию со дня рождения выдающегося росс, археолога М.П. Грязнова. Т. 2 / Ред. В.А. Алекшин, Е.В.Бобровская и др. СПб.: ИИМК РАН, 2012. С. 424-431.
  49. Ткачев А. А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Тюмень: ТГНГУ, 2002.
  50. Филиппова Е.Е. Погребальные петроглифы Среднего Енисея и их место в идеологических представлениях карасукских племен // Археологический сборник. Погребальный обряд. Тр. ГИМ. Вып. 93. М.: ГИМ, 1997. С. 62-69.
  51. Ченченкова О.П. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла III-I тыс. до н.э. / Ред. Д.Г. Савинов. Екатеринбург: Тезис, 2004. 336 с.
  52. Черников С. С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. М.: Наука, 1960. 272 с. (МИА № 88).
  53. Черных Е.Н., Кузьминых С.В. Древняя металлургия Северной Евразии. М.: Наука, 1989. 320 с.
  54. Чечушков И.В. Колесничный комплекс эпохи поздней бронзы степной и лесостепной Евразии (от Днепра до Иртыша) //Автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.06. М.:ИА РАН, 2013.27 с.
  55. Чугунов К.В. Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан 2 (к хронологии аржано-маэмирского стиля) // Тропою тысячелетий. Сб. научн. тр., посв. юбилею М.А. Дэвлет/ Ред. О.С. Советова, Е.А. Миклашевич и др. Кемерово: КемГУ, 2008. С. 53-69.
  56. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии.М.: Наука, 1980а. 328 с.
  57. Шер Я.А. Ранний этап скифо-сибирского звериного стиля //Скифо-сибирское культурно-историческое единство / Ред. А.И. Мартынов, О.С. Советова, Е.А. Миклашевич и др. Кемерово: КемГУ, 1980б. С. 344-346.
  58. Шер Я.А. Стиль в первобытном искусстве // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. Матер.тематической научн. конф. СПб.: ИИМК РАН, 2004.С. 9-13.
  59. Шкода В.Г. Две каменные скульптуры палеометалла //Сборник ГЭ. СПб.: ГЭ, 1997. С. 48-51.
  60. Энеолит СССР / Ред. В.М. Массон, Н.Я. Мерперт. М.:Наука, 1982. 360 с. (Археология СССР).          
  61. Qi Xiaoshan, Wang Bо. The Ancient Culture in Xinjiang Along the Silk Road. Xinjiang: XUARICEA, 2008. 304 p.
  62. Shvets I.N. Studien zur Felsbildkunst Kasachstans. Materialien zur Archaeologie Kasachstans. Bd.1. Darmstadt/Mainz: Philipp von Zabern, 2012. 417 s.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести