Inside an old photos: Jericho finds in the photographs of the 1880s–1890s
Inside an old photos: Jericho finds in the photographs of the 1880s–1890s
Annotation
PII
S086960630014295-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Larisa Golofast 
Affiliation: Institute of Archaeology RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Petr Fedotov
Affiliation: State Museum of the History of Religion
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Edition
Pages
130-140
Abstract

The study analyzes the origin, the author (monk Timon), and the shooting date (probably, 1888–1892) of two well-known photographs depicting objects of metal, ceramics, and stone found in Jericho at the Joasaph (?) site (now the Russian Museum and Park Complex) in the 1880s. This identification made it possible to compare the items in the photographs with the collection obtained from the same site by the Russian-Palestinian expedition of the Institute of Archaeology RAS in the 2010s. Thus, the collection, especially in terms of bronze items of the 5th–7th centuries, was replenished significantly. It was also possible to identify most of the pottery items, including them in the typological groups developed by modern research for the technological and morphological characterization of pottery. This, in turn, lead to the conclusion that the collection was obtained exactly from the Joasaph site, where excavations revealed an area of pottery production. It includes kilns that operated successively and production facilities of other types (sedimentation tanks, water tanks, etc.).

Keywords
archeology of the Holy Land, Russian possessions in Palestine, archaeological photography, ceramics of the Byzantine and Umayyad periods
Received
20.03.2021
Date of publication
23.09.2021
Number of purchasers
6
Views
103
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 История раскопок на "русских участках" в Иерихоне неоднократно излагалась в последнее время, в том числе в связи с возобновлением там археологических работ в 2010-х гг. (Беляев, 2016. С. 47-82 и др.). В потоке этих публикаций постоянно мелькают две фотографии из "Палестинской коллекции" ГМИР (инвентарные номера П-1684 и П-1685; см.: сайт «Коллекция фотографий ИППО в ГМИР»; Федотов, 2015. С. 177-200). Украшают они в настоящее время, в сильно увеличенном виде, и экспозицию Музейно-паркового комплекса РФ в Иерихоне. Рис. 1 и 2.
2 К этим фотографиям не дают сколько-нибудь сложного комментария. Однако они его давно заслужили, хотя бы потому, что изображенные предметы обнаруживают корреляцию с находками Российско-Палестинской экспедиции ИА РАН 2010-х гг. на Иоасафовском участке (МПК РФ). Они настолько близки, что образуют единую «виртуальную коллекцию». Мы говорим не только о чрезвычайно многочисленных вообще керамических светильниках и мелких сосудах, их сходство легко объяснимо через частоту встречаемости. Но и на фото с металлическими изделиями представлены как будто специально подобранными друг к другу. Найденной нами бронзовой лампе отвечают высокие подставки (ее заостренные штыри прекрасно подойдут к ячейке в ее подставке. Образуют "пару" и кадильницы на бронзовых цепях (см.: Беляев, 2016. Рис. 112, табл. на с. 147-148). Вполне вероятно, что эти предметы принадлежали в свое время единому комплексу церковных сосудов VI-VII вв., часть которого была найдена при раскопках о. Иоасафа, а остатки собраны экспедицией ИА РАН в 2010 г. (характеристике металлических предметов будет посвящена отдельная статья). Интересно, что аналогичны и небольшие вытянутые капители с арабизированным орнаментом и выдолбленным плинтом: фрагмент изображен на снимке (рис. 2 - 20), похожий найден при работах 2019 г. на МПК (рис. 3 а), сохранный же прототип обеих обнаружен в коллекции о. Антонина (рис. 3 б).
3

Рис. 1. Металлические предметы на фотографии “Иерихон. Сад Палестинского общества. Вещи, найденные при раскопках” (ГМИР, № П-1684). Fig. 1. Metal objects in the photograph “Jericho. The garden of the Palestinian Society. Items found during excavations” (The State Museum of the History of Religions)

4 Когда и кем сделаны эти находки? Отцом Иоасафом при работах по закладке (1882 - начало 1884 г.) храма? Или Яковым Смирновым при раскопках экспедиции Н.П. Кондакова в 1891 г.? Они могли быть собраны на участке местными жителями, принесены из Русской Духовной миссии, да и просто куплены о. Антонином (Капустиным) или его преемниками. До конца обстоятельства фотосъёмки неизвестны, но мы постараемся прояснить ситуацию.
5 Оба снимка упомянуты в первом каталоге фотографий ИППО (см.: Юшманов, 1894) под названием «Иерихон. Сад Палестинского общества. Вещи, найденные при раскопках» (№№630-631 на странице 25). Автор снимков обозначен в каталоге как «Т» (в указателе фотографических собраний в конце каталога даётся расшифровка его имени – «Тимон, монах Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1884-1893 гг.»). Есть основания усомниться в точности сведений, указанных составителем каталога В.Д. Юшмановым, поскольку во втором каталоге фотографий ИППО (см.: Юшманов, 1900) под номером 3462 значится снимок Тимона под названием «Иерихон. Приют о. Антонина с севера». Однако, оформлен отпечаток в совершенно нетипичном для этого автора стиле: фотография наклеена на относительно небольшое зеленоватое паспарту, в верхней части изящным почерком (не рукой Тимона) сделана надпись «Иерихонский приют 29.IX.91». Аналогичным образом оформлена и фотография под номером 3825 (Церковь Вознесения на Елеонской горе), на которой, однако, имеется чёткая подпись фотоателье «Бонфис» на французском языке (вероятно, фотограф этой студии сделал и снимок Иерихонского приюта).
6 Чтобы развеять сомнения по поводу авторства снимков с археологическими находками (П-1684 и П-1685), мы внимательно их исследовали. Отпечатки наклеены на вполне типичные для данной коллекции паспарту (тонкий жёсткий покоробленный картон размером 33х40 см). По краям паспарту мы обнаруживаем тонкие проколы (по восемь отверстий в каждом). Видимо, эти снимки в каком-то виде экспонировались (по предварительным оценкам, общее количество предметов с проколотым паспарту в фотоколлекции ИППО исчисляется сотнями). На нижней части обоих паспарту имеются чёткие надписи чернилами с номером, названием, размерами и первой буквой фамилии фотографа. На паспарту к фотографии П-1684 значится - «630. Ериха (Иерихон). Сад Палестинского общества. Вещи, найденные при раскопках. (29х21, Т.»). Надпись к фотографии П-1685 отличается только номером («631») и размерами («26х21»). Чуть выше мы обнаруживаем затёртые надписи, можно даже разобрать несколько слов на паспарту фотографии П-1685 – «… найденные на Иерихонском месте…». (Чернильные надписи, сделанные на паспарту фотографии из коллекции ИППО, не уникальный случай - подобные надписи есть почти на всех паспарту с номерами 213-847 по каталогу В.Д. Юшманова).
7

Рис. 2. Керамические и каменные изделия на фотографии “Иерихон. Сад Палестинского общества. Вещи, найденные при раскопках” (ГМИР, № П-1685). На врезке – копия снимка с нумерацией (1–21) предметов. Fig. 2. Ceramic and stone objects in the photograph “Jericho. The garden of the Palestinian Society. Items found during excavations” (The State Museum of the History of Religions). The inset shows a copy of the photograph with the numbering (1–21) of objects

8 На паспарту наклеены альбуминовые отпечатки. Свойства этой тонкой и хрупкой бумаги позволяют увидеть надписи и клейма на её обороте – на отпечатках П-1684 и П-1685 их нет. В центре отпечатка П-1684 имеются глубокие царапины, сделанные каким-то заострённым предметом, немного повреждена эмаль. В целом, качество отпечатков неплохое, изображение относительно чёткое – очевидно, это работа квалифицированного фотографа. Пожалуй, наша главная зацепка – размер отпечатка.
9 Д.Д. Смышляев, уполномоченный Православного («императорским» оно станет чуть позже – в 1889 г.) палестинского общества в Иерусалиме в письме к секретарю ППО М.П. Степанову упоминал о планах съездить 23 марта 1888 года в Иерихон «для производства предположенных раскопок» вместе с архитектором (и по совместительству фотографом) Франгиа (АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 22. Л. 18об.). Однако, фотографии Франгиа (цианотипии синего цвета), хранящиеся в собрании ГМИР, совершенно не похожи на снимки П-1684 и П-1685.
10 Подтвердить имя автора снимков П-1684 и П-1685, мы сможем, сравнив размеры отпечатков разных фотографов. Практически у всех авторов, фотографии которых хранятся в коллекции ИППО, были стандартные размеры отпечатка (очевидно, это было связано с размерами негативов, которые они использовали). Мы можем сравнить типичные размеры отпечатков у фотографов, работавших в Иерихоне: Г. Филлипс – «16х21 см», «из коллекции Антонина» – «7х7 см» (видимо, это снимки фотографа РДМ Иосифа, или Семена Герасимовича Сердиса, механика РДМ и помощника о. Антонина в его археологических трудах, в Дневнике он именуется Симос, Симон, Sr Simo и просто Сим; известно, что он снимал в Иерихоне, по крайней мере, в феврале 1883 г.); фотоателье «Бонфис» – «22х28 см», И.Ф. Барщевский – «11х17, 17х23, 28х39», Л. Фиорилло – «21х26 см». Среди указанных выше фотографов, наиболее подходящий формат отпечатка мы встречаем у Фиорилло, однако, у этого автора нет ни одной фотографии превышающей 27 см по ширине или высоте. У известнейшего фотографа памятников русской старины И.Ф. Барщевского, проводившего фотосъемку раскопок в Иерихоне в 1891 г. также нет отпечатков нужного нам размера (кроме того, в его альбомах нет снимков, похожих на П-1684 и П-1685 - см.: Сирия и Палестина в фотографиях И.Ф. Барщевского, 2021. В печати). Отпечатки Тимона очень различаются, у него мы находим самые разные комбинации размеров – от «6х7 см» до «23х30 см» (достаточно часто встречается комбинация «21х26 см», несколько раз фигурируют снимки «21х29 см»). Судя по размерам снимков, фотографии с археологическими находками сделал именно Тимон (Трофим Дионисович Короткий).
11 Некоторые сведения о Тимоне, фотографе Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1884-1896 гг., можно обнаружить в архиве РДМ (См.: Святая земля, 2012. С. 238). На фотографиях Тимона, хранящихся в ГМИР, в основном, запечатлены различные строения, интерьеры церквей, виды местностей и группы русских паломников. Несколько раз встречаются и снимки археологических объектов - например, "порог Судных врат" около храма Гроба Господня. Десятки отпечатков Тимона имеют клейма с указанием даты снимка. Самая ранняя датированная фотография ("Закладка церкви Марии Магдалины в Гефсимании в 1885 году") сделана им вполне качественно. У Тимона есть отпечатки разного оттенка. Более светлые фотографии 1889 года похожи по тону на П-1684 и П-1685. Тимон был знаком с участниками экспедиции Н.П. Кондакова 1891 года (в фонде "Фототека" ГМИР есть фотография, на которой он запечатлён с участниками "археологического путешествия"), однако, среди архивных материалов мы не находим каких-либо сведений о его поездке в Иерихон в это время. Архимандрит Антонин (Капустин) многократно упоминает Тимона в своих дневниках. В конце марта 1892 года Антонин пишет, например, о поездке фотографа РДМ в Иерихон, после которой он получил от Тимона "7 стереоскопических, весьма удачных, снимков Иерихоно-Феоктистских" (Антонин. Дневник. Т. 34. 1892. С. 68, 70, 71). В собрании ГМИР есть стереофотографии, соответствующие описанию Антонина (П-1044-1047). Возможно, в ходе этой поездки Тимон сделал в Иерихоне и другие снимки.
12 Известно, что Тимон проводил регулярную фотосъёмку строительства Сергиевского подворья в Иерусалиме в 1887-1888 гг., которое велось под руководством Д.Д. Смышляева (на одном из снимков запечатлён и сам управляющий – см. П-2351). Д.Д. Смышляев в письме к М.П. Степанову от 12 апреля 1888 г. упоминает о планах провести фотосъёмку предметов, найденных в Иерихоне: «Древние вещи, бронзовые и глиняные, вырытые еще при Иоасафе, будут доставлены в Иерусалим, и так как они очень интересны, то я сделаю с них фотографии, которые и вышлю Вам» (АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 22. Л. 42). Очевидно, наиболее вероятным кандидатом для подобной фотосъёмки был бы хорошо известный Д.Д. Смышляеву фотограф Тимон.
13 Таким образом, дата съёмки Тимоном археологических находок в Иерихоне ограничена 1885-1894 гг., однако, наиболее вероятен период между 1888 и 1892 годами.
14

Рис. 3. Каменные капители исламского периода. 1 – наход- ка Российско-Палестинской экспедиции ИА РАН 2019 г.; 2 – Музей о. Антонина (Капустина). Fig. 3. Stone capitals of the Islamic period

15 Стоит отметить, что в каталоге В.Д. Юшманова также есть неточности, связанные с указанием точного места съёмки. Составитель каталога не был в Святой Земле, и неясно, насколько четко он отличал Иоасафовский участок от Антониновского; в момент подготовки каталога о. Антонин был уже, фактически, в предсмертном состоянии, и уточняющие комментарии можно было получить только у В.Н. Хитрово. Указание на «сад Палестинского общества» довольно конкретно – Иоасафовский участок, попав в распоряжении ИППО, использовался именно как сад, и раскопки на нем, действительно производились. Однако можно встретить упоминание древностей, находок и сада и применительно к участку о.Антонина: «…достаточно посетить сад русского приюта Миссии, в котором его знаменитый основатель, радевший о древностях Святой Земли, известный и высокопочитаемый о. архимандрит Антонин сохранно собрал все остатки и самые маленькие кусочки древности, чтобы убедиться в одном: почва Иерихона богата древностями и именно христианскими» (Кондаков, 1904. С. 136).
16 Нельзя быть уверенным, что все сфотографированные находки получены именно при раскопках о. Иоасафа, но вполне вероятно, что они взяты на его участке. Их, действительно, делали здесь постоянно, о чем в 1891 г. пишет Я.И. Смирнов: «В северной части сада в дверях четырехугольного здания найдены были садовником два бронзовых креста, хранящихся в иерусалимском подворье… в разных местах прежним владельцем найден был ряд глиняных и бронзовых вещей, хранящихся в иерусалимском подворье Общества», да и вообще весь участок был изрыт «прежним владельцем» (о. Иоасафом) в поисках клада (См.: Смирнов, 1904. С. 137-140). Видимо, большая часть вещей найдена именно им и при передаче (пожертвовании) участка ИППО попали в его владение. Гораздо менее вероятно, что о. Антонин просто купил их в Иерихоне, и с Иосафатовским участком они не связаны.
17 Поскольку вещи уже принадлежали «иерусалимскому подворью ИППО» (будущее Александровское), о чем пишет Я.И. Смирнов, они могли были сняты и в Русском Доме на раскопках (где жила экспедиция Кондакова), для съемки, возможно, не обязательно было ехать в Иерихон. Однако это вряд ли были находки Смирнова, который упоминает из вещей (кроме колонн, мозаик и т.п.) находки остатков стеклянных сосудов, медных монеток, а также обломок порфировой чаши с крестом. На снимках их нет.
18 Если съемка прошла в Русском доме (Иерусалимское подворье ИППО), то фото сделаны уже после завершения строительства (1891 г.). Вероятно, там сразу же было создано небольшое хранилище древностей для найденных колонн, капителей, фризов, плиты с надписью (они запечатлены на других фотографиях). Таким образом, съемку надо отнести к 1891-1894 гг. Но вот кем были переданы эти предметы, о.Иоасафом или о.Антонином, пока в точности не известно, хотя это могло бы решить вопрос о месте их находки: о.Иоасаф мог найти их только на собственном участке.
19 Металлические предметы мы видели в шкафах на Александровском подворье несколько лет назад, но сейчас их в общедоступных помещениях подворья нет. О судьбе керамических изделий нам ничего не известно. Если они попали, например, в состав коллекции о. Антонина (Капустина), то выделить их из общей массы – нелегкая задача, но по мере музейной обработки собрания Русской духовной миссии на Елеоне и Александровском подворье их, вероятно, удастся опознать и атрибутировать.
20 В данной статье мы сосредоточимся на анализе предметов, изготовленных из глины и, соответственно, на одной из двух фотографий. На ней помещены 19 керамических изделий. Общая композиция достаточно неловкая, но вещи расставлены так, чтобы не заслонять друг друга, в первые ряды выдвинуты мелкие и, видимо, более важные с точки зрения снимавшего. Далее следуют менее значимые. На задний план убраны крупные керамические и два каменных предмета. Мы попытаемся дать им современную характеристику, одновременно сопоставив с аналогичными предметами из раскопок 2010-х гг. (для удобства описания вещи на снимке мы перенумеровали).
21 К сожалению, даже по очень качественной фотографии трудно судить о цвете глины представленных сосудов или о морфологических деталях, поэтому в ряде случаев приходится ограничиваться предположениями об их принадлежности к той или иной группе.
22 Небольшие сосудики (рис. 2: 5-12, 14), скорее всего, принадлежат к группе, обычно называемой “Столовой византийской посудой” (Fine Byzantine Ware, далее FBW), хотя такое название кажется не очень правильным (Walmsley, Grey 2001, 149) - большую ее часть составляет раннеисламская продукция, до Х в. включительно (Magness 1993, 193). Например, в Пелле FBW найдена в контексте аббасидского времени (Walmsley 1986, fig. 9:11; Walmsley 1993, fig. 24:2); в Тверии – в слоях конца VIII и начала IX вв. и в скоплении керамики, открытом между византийской террасой и зданием X в. (Stacey 2004, 90).
23 Группа включает большое разнообразие форм, включая чашечки и чаши, банки, кувшины и кувшинчики, которые отличаются сильным обжигом и тонкими стенками. Черепок, цвет которого варьирует от почти коричневого до светло-красного, часто имеет серую сердцевину. Некоторые из представленных на фотографии сосудов имеют орнаментацию (косые насечки на плечиках, нанесенные мелким зубчатым штампом) и форму, уже известную по находкам на различных палестинских памятниках. Так, кувшинчики (рис. 2: 6-8) относятся к форме 2А по Дж. Магнесс, которая датирует их серединой VI – началом VIII в. (Magness 1993, 239-240). Такие сосуды известны по находкам в Khirbet edh-Dharih (Южная Иордания) (Waliszewski 2001, fig. 6, 1), Khirbet al-Karak (Delougaz, Haines 1960, pl. 56, 8), Khirbat el-Ni’ana (de Vincenz, Sion 2007, 30. Fig. 5, 14-16), Бет-Шане (Fitzgerald 1931, 37. Pl. XXXI, 6), Кесарии Маритиме (Johnson 1988, 141. Fig. 336-339), Иерусалиме (Magness 1993, 240) и т.д.
24 По форме один из представленных на фото сосудов (рис. 2: 5) точно совпадает с аналогичным из группы FBW, хранящихся в коллекции о. Антонина в монастыре Вознесения (Иерусалим). Помимо характерной для FBW глины, елеонский сосуд декорирован характерными для нее наклонными насечками, нанесенными мелким зубчатым штампом.
25 Существуют разные предположения по поводу места производства сосудов этой группы. По мнению выделившего группу М. Гихона, производилась такая посуда в районе пустыни Негев (Gichon 1974, 137–138); Дж. Магнесс считает, что она происходит из района Иерусалима (Magness 1993, 193). Однако, разнообразная глина, из которой сделаны сосуды рассматриваемой группы, свидетельствует о функционировании нескольких центров, что позволяет говорить о «семье» сосудов группы FBW, объединяющей посуду, сделанную в разных центрах и из разной глины. Подтверждает это предположение и довольно обширный набор сосудов этой группы в коллекции А. Капустина, в которой наряду с сосудами до сих пор неизвестных форм, но с несомненными характеристиками группы FBW, представлены сосуды известных форм, но отличающиеся характером обработки поверхности, качеством формовки, толщиной стенок и даже весом. Так, в коллекции имеются кувшинчики, по морфологическим признакам принадлежащие форме 2А, но как будто сделанные в подражание популярным в то время изящным кувшинчикам основной группы в мастерских, производивших более грубую посуду, мастерами, привыкшими к работе с более крупными и грубыми формами: оформление верхней части горла демонстрирует руку мастера, явно не привыкшую к формовке тонких деталей, характерных для истинных сосудов группы FBW, а ножка, судя по весу, не полая, как у сосудов основной группы, а сплошная; лишены они и характерной для сосудов группы FBW декорировки.
26 Предполагается, что небольшие глиняные кувшинчики этой группы наряду со светильниками с надписями (Magness 1993, 176; Magness 1996, 42–43), ампулами, стеклянными бутылочками и медальонами, служили эвлогиями (eulogiae), то есть благословениями, и содержали миро от мощей; масло от светильников, которые горели перед алтарями храмов; воду из святых источников и колодцев, связанных c loca sancta, где их в больших количествах получали паломники (Vincenz 2020, 119). Эти маленькие "фляжки" вешали на шею и носили как амулеты. Следует отметить, что форма одного из представленных на фотографии небольших сосудов (рис. 2: 12) очень схожа с формой ампул.
27 Нижнюю часть большого сосуда с коническим туловом и плоским дном (рис. 2: 16), скорее всего, можно отнести к разряду тарных сосудов (basins), использовавшихся в домашнем хозяйстве в различных целях. Такими сосудами пользовались уже в позднеримский и византийский периоды, но особенно популярны они стали в раннеарабское время (Feig 1985, 35). В керамическом комплексе Иерихона они составляют одну из самых многочисленных групп и сделаны, главным образом, из светлой глины (Golofast 2016, 360-373). Из такой же, светлой, глины выполнен и сосуд, попавший на фотографию.
28 Представленные на фотографии два типа крышек: колоколовидной формы и в форме блюдца с цилиндрической сплошной ручкой в центре составляют довольно большую группу в иерихонском керамическом комплексе и входят в ассортимент продукции иерихонской мастерской (Golofast 2016, fig. 56). Весьма вероятно, что и сфотографированные найдены именно в Иерихоне.
29 Крышки первого типа (рис. 2: 13) характерны для Трансиордании, главным образом, омейядского времени (Tell Hesban, Mt. Nebo, Pella, Amman) (Brown 1991, 226), хотя встречаются как в комплексах византийской эпохи (Fitzgerald 1931, 37. Pl. XXXI, 11), так в более поздних слоях (Arnon 2007, 80. Fig. 18, 10). Крышки в форме блюдца с выступом в центре (рис. 2: 17) бытовали довольно долго: появившись в позднеримский период, они стали довольно популярны в византийское время и сохраняли популярность при Омейядах (Magness 1993, 248). Находят крышки аналогичной формы и в комплексах эпохи крестоносцев (Stern, Tatcher 2009, 134). Кроме Палестины они известны по раскопкам в Сардах, Константинополе, Анемуриуме в комплексах VII в. (Rautman 1996, 73. Fig. 25, 3.16; Hayes 1968, 214, №№ 107; Williams 1977, 187. Fig. 3, 26). Этим же временем датируется кораблекрушение в Ясси Ада, среди материалов которого также найдены крышки рассматриваемого типа (Bass, Doorninck 1982, 175, №№ p. 41, 42).
30 На фотографии (рис. 2: 1) представлен довольно редкий тип светильников (тип 3 по Хадад-1997 (Hadad 1997, 168–169. Fig. 35; тип 33 по Хадад-2002 (Hadad 2002, 78, №337) ладьевидной формы с широкими плечиками, небольшим отверстием для фитиля и подковообразным отверстием для наливания масла. Соединение между нижней и верхней частями светильника покрыто широкой полосой глины, которая опоясывает светильник и переходит в небольшую ручку. Щиток украшен тремя рельефными точками и дугой, что напоминает очень схематичное изображение человеческого лица. Светильники этого типа довольно крупные, что хорошо видно на фотографии, где остальные светильники явно уступают ему по размеру, хотя и выдвинуты на первый план. Редкие экземпляры таких светильников происходят из раскопок в Бет Шане, два экземпляра хранятся в коллекции Шлоссингера (Иерусалим). Хадад относит их бытование к концу VI – середине VIII в. (Hadad 2002, 78).
31 Светильники с биконическим в сечении туловом и большим отверстием для наливания масла (рис. 2: 3), обрамленным двумя рельефными концентрическими окружностями, обычно называют светильниками с подсвечником (Candlestick Lamps) или в форме башмака (Slipper Lamps) (тип 28 по Хадад (Hadad 2002, 66, Nos. 287–198). Свое первое название они получили по схематичному изображению подсвечника-меноры в виде рельефных линий по обе стороны носика (иногда этот мотив интерпретируется как пальмовая ветвь или древо жизни: Loffreda 1989, 215–218). На некоторых экземплярах вместо подсвечника на носике помещено изображение креста, как на двух фрагментах из раскопок в МПК РФ в Иерихоне (Golofast 2016, fig. 71, 12; 72, 2). Второе название они получили благодаря своей напоминающей башмак форме.
32 Такие светильники были самым распространенным типом Палестины в византийский и омейядский периоды; особенно многочисленны их находки в Самарии, Иудее и районе Иерусалима (Magness 1993, 173–177). Дж. Магнесс считает, что производились они либо в самом Иерусалиме, либо в его окрестностях (Magness 1993, 176), что подтверждается открытием мастерской в Суба, где найдены формы для изготовления светильников рассматриваемого типа (Gibson, Dar and Clarke 2000, 29; Vincenz 2020, 112). Это оспаривается некоторыми исследователями, которые предполагают их производство в нескольких центрах (Costa da 2010, 78), в частности в Хирбат эль-Ньяна, откуда происходят 17 фрагментов форм для оттиска таких светильников (Sussman 2007, 67. Fig. 8).
33 Светильник миндалевидной формы, украшенный тонким геометрическим орнаментом в низком рельефе, с небольшой шпоровидной ручкой и небольшим круглым отверстием для наливания масла (рис. 2: 2) относится к широко распространенному не территории Палестины типу, датирующемуся XIII–XIV вв. (Relief-molded Slipper (Duck-Shaped) Lamps; Type 45 after Sh. Hadad) (Hadad 2002, 112; Avissar, Stern 2005, 128; Boas 2006a, 95. Fig. 19; Sussman 2007, 70. Fig. 9; Pringle 1984, fig. 5:9; Pringle 1986, 145. Fig. 47; Tushingham 1985, 147, 151. Fig. 34, 41; 37, 6, 13; 38, 14, 17; 43, 17; 45, 1, 3; Golofast 2016, 444, fig. 80, 11–13). Возможно, такие светильники бытовали и несколько позже. Формовали их путем оттискивания двух плоских кусков глины в рельефной форме (Avissar, Stern 2005, 126. Fig. 53, 2–4; Milwright 2008, 174). Судя по разнообразию глин, из которых они сделаны, а также значительному количеству находок, они были довольно дешевы и, возможно, производились странствующими ремесленниками (Milwright 2008, 175). Одна из мастерских открыта в Nebi Samwil, недалеко от Иерусалима, где найдены формы для оттиска таких светильников (Hadad 2002, 112). Точная копия светильника с фотографии хранится в Государственном Эрмитаже (происхождение неизвестно: Залесская 2006, 197, № 441). Не исключено, что оба светильника были оттиснуты в одной форме - ведь часть коллекции о. Антонина попала именно в Эрмитаж.
34 Таким образом, рассмотрение представленных на фотографии керамических изделий приводит нас к двум выводам. Во-первых, очевидно, что это находки хронологически достаточно однородны и восходят ко времени никак не ранее VI-VII вв., хотя один из предметов датируется XIII-XIV вв. Их вряд ли подбирали специально - скорее всего, они найдены в комплексах соответствующих периодов. Во-вторых, они отлично соотносятся с керамикой, найденной при наших раскопках в МПК РФ в слоях того же времени. Это позволяет довольно уверенно характеризовать отснятую керамическую коллекцию как собранную на том же месте (Иоасафовский участок, Сад ИППО, МПК РФ) в 1880-х - начале 1890-х гг.

References

1. Antonin. Dnevnik [Diary book]. T. 34. 1892. Gosudarstvennyy muzey istorii religii. Biblioteka [The State Museum of the History of Religion. Library], B. IV, № 853 (34).

2. Arkhiv vneshney politiki Rossiyskoy imperii [Archive of the Foreign Policy of the Russian Empire], F. RIPPO, Op. 873/1, D. 22.

3. Arnon Y.D., 2007. Excavations in Marcus Street, Ramla: Pottery, Oil Lamps and Carved Stone Vessels. Contract archaeology Reports, 2. Reports and Studies of the Recanati Institute for Maritime Studies Excavations. Haifa, pp. 38–99.

4. Avissar M., Stern E., 2005. Pottery of the Crusader, Ayyubid and Mamluk Periods in Israel. Jerusalem: Israel Antiquities Authority. 177 р. (Israel Antiquities Authority Reports, 26).

5. Bass G.F., Doorninck F.H. van, 1982. Yassi Ada, I. A Seventh-Century Byzantine Shipwreck. College Station: Texas A&M University Press. 98 р.

6. Belyaev L.A., 2016. Vizantiyskiy Ierikhon: raskopki spustya stoletie. Materialy Rossiysko-Palestinskoy arkheologicheskoy ekspeditsii 2010–2013 gg. [Byzantine Jericho: excavations one century later. Materials of the 2010–2013 Russian-Palestinian Archaeological Expedition]. Moscow: Indrik. 500 p.

7. Boas A., 2006. The Medieval Ceramics from Khirbat Ka’kul. ‘Atiqot, 54, pp. 75–104.

8. Brown R.M., 1991. Ceramics from the Kerak Plateau. Archaeological Survey of the Kerak Plateau. Atlanta, pp. 169–279.

9. Costa K. da, 2010. Economic Cycles in the Byzantine Levant: The Evidence from Lamps at Pella in Jordan. Levant, 42, 1, pp. 70–87

10. Delougaz P., Haines R.C., 1960. A Byzantine Church ar Khirbat al-Karak. Chicago: University of Chicago Press. 68 p. (Oriental Institute publications. University of Chicago, vol. 85).

11. Fedotov P.V., 2015. The Middle East in photos of the late 19th – early 20th century: A review of photos from the “Palestinian Collection” of the State Museum of the History of Religion. Ierusalimskiy pravoslavnyy seminar [Jerusalem Orthodox Seminar], 6, pp. 177–200. (In Russ.)

12. Feig N., 1985. Pottery, Glass, and Coins from Magen. Bulletin of the American Schools of Oriental Research, 258, pp. 33–40.

13. Fitzgerald G.M., 1931. Beth-Shan Excavations, 1921–23: the Arab and Byzantine Levels. Philadelphia: The University of Pennsylvania Museum of Archeology and Anthropology. 64 p.

14. Gibson S., Dar S., Clarke J., 2000. The Archaeological Setting and the Surrounding Landscape. Harper R.P., Pringle D. Belmont Castle: The Excavation of a Crusader Stronghold in the Kingdom of Jerusalem. Oxford: Oxford University Press, pp. 21–32. (British Academy Monographs in Archaeology, 10).

15. Gichon M., 1974. Fine Byzantine Wares from the South of Izrael. Palestine Exploration Quarterly, 106, pp. 119–139.

16. Golofast L.A., 2016. Pottery Assemblage and the Glass Finds. Belyaev L.A. Vizantiyskiy Ierikhon. Raskopki spustya stoletie [Byzantine Jericho: excavations one century later]. Moscow: Indrik, pp. 359–477.

17. Hadad Sh., 1997. Oil Lamps from the Third to the Eighth Century C. E. at Scythopolis-Bet Shean. Dumbarton Oaks Papers, 51, pp. 147–188.

18. Hadad Sh., 2002. Oil Lamps from the Hebrew University Excavations at Bet Shean. Jerusalem: The Institute of Archaeology of the Hebrew University in Jerusalem. 176 p. (Excavations at Bet Shean, 1) (Qedem Reports, 4).

19. Hayes J.W., 1968. A Seventh-century pottery group. Dumbarton Oaks Papers, 22, pp. 201–216.

20. Johnson B.L., 1988. The Pottery. Excavations in Jalame – Site of a Glass Factory in Late Roman Palestine. C.D. Weinberg, ed. Columbia: University of Missouri Press, pp. 137–226.

21. Kollektsiya fotografiy Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva v Gosudarstvennom muzee istorii religii (Elektronnyy resurs) [Collection of photographs of the Imperial Orthodox Palestine Society in the State Museum of the History of Religion (Electronic source)]. URL: http://palestina.indrik.ru/.

22. Kondakov N.P., 1904. Arkheologicheskoe puteshestvie po Sirii i Palestine [Archaeological journey around Syria and Palestine]. St. Petersburg: Imperatorskaya Akademiya nauk. 454 p.

23. Loffreda S., 1989. Lucerne bizantine in Terra Santa con iscrizioni in greco. Jerusalem. 244 p., 30 tabl. (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio Maior, 35).

24. Magness J., 1993. Jerusalem Ceramic Chronology circa 200–800 CE. Sheffield. 277 p.

25. Magness J., 1996. Blessing from Jerusalem: Evidence for Early Christian Pilgrimage. Eretz-Israel, 25. Jerusalem, pp. 37–45.

26. Milwright M., 2008. The Fortress of the Raven. Karak in the Middle Islamic Period (1100–1650). Leiden; Boston: Brill. 470 p.

27. Pringle D., 1984. Thirteenth-century Pottery from the Monastary of St. Mary of Carmel. Levant, 16, pp. 91–111.

28. Pringle D., 1986. The Red Tower (al-Burj al-Ahmar): Settlement in the Plain of Sharon at the Time of the Crusaders and Mamluks (A.D. 1099–1516). London: British School of Archaeology in Jerusalem. 206 p. (Monograph Series, 1).

29. Rautman M.L., 1996. Two Late Roman Wells at Sardis. Annual of the American Schools of Oriental Research, 53, pp. 37–84.

30. Siriya i Palestina v fotografiyakh I.F. Barshchevskogo (iz kollektsii Rossiyskoy natsional'noy biblioteki) [Syria and Palestine in photographs by I.F. Barshchevsky (from the collection of the Russian National Library)], 2. E.V. Barkhatova, ed., comp. Moscow: Indrik, 2021. 248 p. (In print).

31. Smirnov Ya.I., 1904. Archaeological surveys in Jericho at the site of the Palestinian Society conducted from 12 to 21 November, 1891 . Kondakov N.P. Arkheologicheskoe puteshestvie po Sirii i Palestine [Archaeological journey around Syria and Palestine]. St. Petersburg: Imperatorskaya Akademiya nauk, pp. 137–142. (In Russ.)

32. Stacey D., 2004. Excavations at Tiberias, 1973–1974. The Early Islamic Periods. Jerusalem: Israel Antiquities Authority. 259 p. (Israel Antiquities Authority Reports, 21).

33. Stern E.J., Tatcher A., 2009. The Early Islamic Crusader, and Mamluk Pottery. Getzov N. et al. Horbat ‘Uza. The 1991 excavations, II. The Late Periods. Jerusalem: Israel Antiquities Authority, pp. 118–175. (Israel Antiquities Authority Reports, 42).

34. Sussman V., 2007. The Clay Oil Lamps from Khirbat el-Niana. ‘Atiqot, 57, pp. 53–72.

35. Svyataya zemlya: istoriko-kul'turnyy illyustrirovannyy al'manakh [The Holy Land: historical and cultural illustrated almanac], 1. Moscow: Arkaim, 2012. 312 p.

36. Tushingham A.D., 1985. Excavations in Jerusalem. 1961–1967, vol. I. Toronto. 528 p.

37. Vincenz A. de, Sion O., 2007. Two Pottery Assemblage from Khirbat el-Ni’ana. ‘Atiqot, 57, pp. 21–52.

38. Vincenz A., 2020. Ceramic Vessels and Oil Lamps from the Burial Cave at 'En Lavan, Nahak Refa'im. ‘Atiqot, 98, pp. 103–122.

39. Waliszewski T., 2001. Céramique Byzantine et proto-islamique de Khirbet edh-Dharih (Jordanie due Sud). La céramique Byzantine et Proto-Islamique en Syrie-Jordanie (IVe–VIIIe siècles apr. J.-C.). E. Villeneuve, P.M. Watson, eds. Beyrouth: Institut français d'archéologie du Proche-Orient, pp. 95–106.

40. Walmsley A.G., 1986. The Abbasid Occupation in Area XXIX (Preliminary Report on the University of Sydney’s Seventh Season of Excavations at Pella in 1985). Annual of the Department of Antiquities of Jordan, 30, pp. 182–195.

41. Walmsley A.G., 1993. Tell al-Husn (Area XXXIV). Annual of the Department of Antiquities of Jordan, 37, pp. 198–218.

42. Walmsley A.G., Grey A.D., 2001. An Interim Report on the Pottery from Gharandal (Arindela), Jordan. Levant, 33, pp. 139–164.

43. Williams C., 1977. A Byzantine Well-deposit from Anemurium (Rough Cilicia). Anatolian Studies, 27, pp. 175–190.

44. Yushmanov V.D., 1894. Sobranie fotograficheskikh snimkov, prinadlezhashchikh Imperatorskomu Pravoslavnomu Palestinskomu obshchestvu [Collection of photographs belonging to the Imperial Orthodox Palestine Society]. St. Petersburg. 176 p. (Palestina i Sinay, part 1, iss. 3).

45. Yushmanov V.D., 1900. Sobranie fotograficheskikh snimkov, prinadlezhashchikh Imperatorskomu Pravoslavnomu Palestinskomu obshchestvu [Collection of photographs belonging to the Imperial Orthodox Palestinian Society]. St. Petersburg. 89 p. (Palestina i Sinay).

46. Zalesskaya V.N., 2006. Pamyatniki vizantiyskogo prikladnogo iskusstva IV–VII vv.: katalog kollektsii [Monuments of Byzantine applied art of the 4th–7th centuries: a catalog of the collection]. St. Petersburg: Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha. 272 p.

Comments

No posts found

Write a review

(additional_1.jpg) [Link]

(additional_2.jpg) [Link]

(additional_3.jpg) [Link]

(additional_4.jpg) [Link]

Translate