Аннотация
В настоящее время содержание – в сегменте правового регулирования – понятия “кандидат на должность судьи” государственного (в смысле – не третейского, спортивного и т.д.) суда сводится к перечислению анкетных и иных требований, цензовых ограничений и т.п. к должности судьи. Между тем очевидно, что по своим сущностным характеристикам кандидат на должность судьи должен представлять собой должностное лицо, готовящееся стать судьёй. Такое лицо должно обладать собственным правовым статусом, наделенным определенным набором прав, обязанностей и ответственности. Сама же процедура продвижения кандидата к занятию должности судьи и наделения его судейскими полномочиями, состоящая ныне из девяти этапов и длящаяся в среднем год, должна стать короче, эффективнее, содержательнее, не сводиться к простому ожиданию и получить самостоятельное законодательное закрепление. Цель данного исследования – выявление требований, параметров, условий, характеристик и т.д., которым должен соответствовать кандидат на должность судьи на финальной стадии продвижения его к судейской должности до назначения его на должность. Речь идет о специальных, профессиональных и иных проверках, испытаниях и т.п. кандидата: анкетных, образовательных, психофизиологических, морально-нравственно-этических и проч., прохождение которых должно свидетельствовать о полной готовности кандидата к эффективному отправлению им правосудия. Задачей исследования является создание модели правового института кандидата на судейскую должность, позволяющей закрепить её основные параметры и характеристики законодательно. Методологической основой выполнения данного исследования послужило использование диалектического метода познания и обусловленных им общенаучных методов: анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д. Решение поставленной задачи осуществлялось на основе частно-научных методов, характерных для современной юриспруденции: историко-сравнительного, что способствовало выявлению лакун в современном российском праве относительно статуса кандидата на должность судьи в противовес его наличию – в развернутом виде – в дореволюционной России; формально-логического, позволившего исследовать нормы законодательства о требованиях к должности судьи и выявить их особенности, недостатки и пробельности как в правовом регулировании, так и в практическом правоприменении; формально-юридического, посредством которого выявлено несовершенство правового закрепления требований к кандидатам на судейские должности, препятствующих их занятию достойными этого профессионалами; системно-структурного анализа, позволившего рассмотреть правовое регулирование отбора кандидатов на должности судей и наделения их судейскими полномочиями в общей системе правовых норм, и т.д. Результатами данного исследования являются сформулированные предложения о законодательном закреплении статусных характеристик и иных требований вкупе с конкурсно сопоставимыми пожеланиями к кандидату на должность судьи. Устранение неоправданных барьеров и ограничений, а также формирование научно выверенных требований и конкурсно сопоставимых пожеланий, закрепленных законодательно, обеспечит качественное укрепление судейского корпуса России и воспрепятствует проникновению в него лиц, недостойных – по объективным основаниям – судейской мантии.
Ключевые слова
судья, судейский корпус, кандидат на должность судьи, наделение судейскими полномочиями
Комментарии
Сообщения не найдены