Данная статья посвящена популярному и актуальному криминальному поджанру полицейского процедурала на телевидении СШA. Автор исследует социальную составляющую полицейских драм, их роль и влияние полицейских драм на американское общество.
В отличие от классического детектива, эта угроза не ограничивается узким кругом подозреваемых, а потому легко нейтрализуется, но скрывается посреди целой популяции. Как бы то ни было, является ли героем/героиней судебно-медицинский патологоанатом или психолог, занимающийся составлением портрета преступника, процедурал заверяет зрителя в том, что анонимность города не предлагает укрытия от органов правопорядка, и организованные и слаженные полицейские действия обезвредят злоумышленников. [1]
Одновременно процедурал предупреждает свою аудиторию от совершения насильственных деяний, демонстрируя, как будет действовать полиция и судебная система в целом в случае его собственного акта социальной трансгрессии (преступления). Таким образом, процедурал превращается в одно из наиболее эффективных средств поддержания порядка в обществе, руководствующемся не моралью, но «страхом перед скандалом, страхом наказания, страхом перед собственной способностью совершения преступных и безнравственных проступков». [2]
Члены коллектива органов правопорядка являются носителями различных (ирландской, итальянской, еврейской, афроамериканской, латиноамериканской и т.д.) этнических, гендерных, сексуальных (геи и лесбиянки) идентичностей. Таким образом, полицейский участок в процедуралах выступает в качестве микрокосма мультикультурного американского общества.
Долгое время полицейские процедуралы являлись прямым отражением патриархальной идеологии, с которой устойчиво ассоциируются полицейские силы. Однако, начиная с середины 1990-х гг., в центре многих полицейских процедуралов оказываются истории женщин, пытающихся выжить в предоминантно мужском мире. Проложившим дорогу всем последующим женщинам во главе полицейских бригад принято рассматривать Джейн Теннисон – героиню телесериала «Главный подозреваемый»/Prime Suspect (1991-2006) Линды Ла Планте.
О серьезности намерений создателей шоу можно судить по следующей рекламной аннотации: «Каждый эпизод шоу посвящен отдельному аспекту культуры Лос-Анджелеса на стыке его взаимодействия с органами правопорядка в мегаполисе. Шоу поднимает сложные проблемы этических норм публичной политики, личностной целостности и глубокие вопросы добра и зла. Многочисленный актерский ансамбль исследует человеческое состояние, затрагивая индивидуальные верования, влияние традиционных религиозных убеждений на жизни и коммуны современного общества, а также распад и дисфункцию семейных систем, командной работы и ответственности управленческих органов». [3]
Главной особенностью телевизионной репрезентации профессии криминалиста является, пожалуй, достигнутое в ней гендерное равноправие. Более того, с некоторых пор, благодаря телепродукции, эта сфера деятельности в первую очередь стала ассоциироваться именно с женщинами. В этой связи едва ли должен вызывать удивление тот факт, что, согласно организации «Девушки, которые кодируют»/Girls Who Code, дающей компьютерные классы в школах, первым по популярности будущим профессиональным занятием среди юных соискательниц является отнюдь не прибыльная и модная информатика, а криминалистика. По собственному признанию девочек, своему выбору они обязаны именно «шоу, в которых крутая телка с отличной прической в медицинском халате использует свои научные познания и передовые технологии для раскрытия преступлений». [4] Таким образом, жизнь в который раз сымитировала искусство, и ранее преимущественно мужская профессия превратилась в превалирующе женскую.
Реальным прототипом Лайтмана (а также консультантом сериала) стал известный, хотя и до сих пор вызывающий полемику в научной среде, доктор философии и профессор психологии Пол Экман, именуемый «лучшим человеческим детектором лжи в мире» [5], благодаря своим работам, посвященным невербальной коммуникации (пресловутые «микровыражения», мимика и жесты). Экман (с соавторами) является создателем признанных методик FACS (система кодирования активности лицевых мышц) и JACFEE (оценка эмоциональных состояний по выражению лица на фотографиях).
Самое время обратиться к двум сериалам, ставшим главными поп-культурными феноменами последнего десятилетия - «C.S.I.: Место преступления»/CSI: Crime Scene Investigation» (2000-2015) и «Прослушка»/The Wire (2002-2008).
Полицейский процедурал «Прослушка»/The Wire (2002-2008) Дэвида Саймона относят к категории постмодернистских, так как в нем подвергаются деконструкции традиционные формулы, шаблоны и темы поджанра. Автор не скрывал, что задумывал свое детище в качестве «анти-процедурала» [6]. Разумеется, «Прослушка» никоим образом не похоронила поджанр процедурала – напротив, вдохнула в него свежее дыхание.
Несмотря на высокие оценки критиков и профессионалов, «Прослушка» не стала большим хитом в телерейтингах. Как не без горечи заметил критик Д.М. Тайри: «Прослушка» занимается тем, что сообщает Америке правдивые факты о ней, которые являлись бы невыносимыми, если бы Америка была заинтересована в том, чтобы их выслушивать». [7]
Тем не менее, шоу превратилось в одно из наиболее досконально анализируемых, особенно среди исследователей левой направленности, поскольку, по их мнению, олицетворяет «слабеющие системы и структуры постиндустриального Запада» [8].
Как пишет исследователь Барри Грант в «Энциклопедии Ширмера», «криминальные фильмы не просто отражают социальные проблемы, предлагая решения или в отчаянии махая на них рукой. Более чем любой другой популярный жанр, криминальное кино демонстрирует изобретательность, с которой кинематографисты обращают социальные тревоги – о преступниках, политических заговорах, ужасающей власти и возможной коррупции судебной системы, об опасностях, которые подстерегают тех, кто работает на нее, и тех, кто вступает с ней в конфликт – в массовое развлечение. Однако времена, когда криминальные фильмы «берутся за неразрешимые моральные дилеммы общественного соучастия и издержки правосудия и преподносят их как абсолютные дихотомии: невиновный и виновный, маскулинный и фемининный, законный и противозаконный» [9], все больше уходят в прошлое. Малый экран в этом смысле выступает куда более смелым первопроходцем, чем большой, поскольку телевизионный формат – с его растянутым во времени, ограниченным лишь рейтингами, повествованием, предназначенным для крайне разнообразной и эклектичной аудитории - всячески располагает к подобным творческим рискам и экспериментам. Таким образом, можно не сомневаться, что поджанр полицейского процедурала будет и далее пополняться новыми интересными образцами, предоставляя неиссякаемое поле для последующего анализа и исследования.
1. Potter, T., Marshall. C.W. The Wire: Urban Decay and American Television. Bloomsbury Publishing USA, 2010. 264 pp.
2. Turnbull, S. The Crime Drama. Edinburgh University Press, 2014. 192 pp.
Сообщения не найдены
Комментарии
Сообщения не найдены