Бюджетное наследие Б. Обамы
Бюджетное наследие Б. Обамы
Аннотация
Код статьи
S207054760013271-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кузнецова Галина Владимировна 
Должность: Доцент
Аффилиация: РЭУ имени Г.В. Плеханова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Новая книга ведущих исследователей американской экономики посвящена федеральному бюджету США в период президентства Б. Обамы, для которого был характерен беспрецедентный рост федеральных расходов и государственного долга. В фокусе внимания авторов - бюджетные приоритеты рассматриваемого периода, принципы стимулирования экономического роста, социальной защиты населения и последствия бюджетной политики для состояния бюджета. Каковы бы ни были первые шаги избранного 8 ноября 2016 г. президента Д. Трампа, они будут сделаны в условиях, доставшихся в наследство хронических бюджетных дефицитов и необходимости выплат процентов по государственному долгу.

Ключевые слова
федеральный бюджет, государственный долг, период президентства Обамы
Классификатор
Получено
17.08.2016
Дата публикации
01.12.2016
Всего подписок
1
Всего просмотров
911
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Книга ««Федеральный бюджет CША в период президентства Барака Обамы» [1], подготовленная ведущими отечественными специалистами в области мировой экономики и социально-экономического развития США, представлена экспертному сообществу и читающей публике крайне своевременно. Недавняя победа на президентских выборах оппонента демократов Д.Трампа невольно ставит по сомнение правильность проводимого предыдущим правительством страны на протяжении восьми лет курса. В этой связи объективный анализ приоритетов и результатов бюджетной политики США представляет собой и практический, и научный интерес.
2 В представленном исследовании дан глубокий анализ бюджетной политики Соединенных Штатов на разных этапах развития страны, проанализированы динамика и структура федерального бюджета в период президентства Б. Обамы, ее приоритеты в социальной сфере, влияние бюджетной политики на экономическое развитие США. Представлены ключевые направления использования бюджетного механизма в государственном регулировании социально - экономических процессов, рассмотрены барьеры, возникшие на пути его действия. Большой практический интерес вызывает проведенное авторами исследование роли бюджета в повышении инновационной активности предприятий. Важное место уделено вопросам, связанным с проблемами государственного долга США.
3 В разделе, посвященном структурным особенностям федерального бюджета в 2009–2016 гг., автор д.э.н. В.С. Васильев продолжил исследование состояния государственных финансов в разные периоды американской истории, в том числе в годы глобального кризиса и первые пост кризисные годы [2]. Автор приходит к выводу, что принятие и реализация Плана американского возрождения и реинвестиций в сочетании с другими программами фискального стимулирования экономического роста, направленными на «отскок от дна» лета 2009 г., предопределили базовый алгоритм фискальный политики США на весь период пребывания у власти администрации Обамы. Таким образом, задача достижения сбалансированности федерального бюджета де факто была снята с повестки дня даже в качестве желаемой отдаленной цели фискальной политики, и в американской экономике «в результате кризисных потрясений 2007–2009 гг. сформировалась устойчивая модель экономического роста и развития, основанная на стремительно растущей пирамиде государственного долга».
4 Одним из главных факторов влияния на состояние государственных финансов в годы президентства Б. Обамы, стала резко возросшая в начале этого периода потребность в социальной поддержке населения, помощь в трудоустройстве, что привело к дополнительным финансовым вливаниям в данной области. Кроме того, как отмечает автор раздела о проблемах и приоритетах политики в социальной сфере, д.э.н. Л.Ф. Лебедева, в начале второго десятилетия пенсионного возраста достигли старшие представители поколения бэби-бумеров, массовый выход которых на пенсию автоматически вызвал увеличение объема пенсионных выплат [3]. Автор раздела обращает внимание также на то, что реализация одного из ключевых приоритетов администрации Обамы в социальной сфере, а именно, закона 2010 г. «О правах пациентов и доступном медицинском обслуживании», также потребовала финансирования из бюджетных средств. Все эти обстоятельства в совокупности привели к увеличению доли социальной составляющей до отметки, превышающей в последние годы 70% всех расходов федерального бюджета.
5 В исследовании значительное место уделено теме финансирования НИОКР. Отмечается, что вопросы развития науки, поддержки инноваций занимают приоритетное место в политике США [4]. При этом расходы федерального бюджета на эти цели на фоне впечатляющих объемов финансирования социальных нужд выглядят, на первый взгляд, скромно – около 146 млрд. долл., по оценке на 2016 ф.г. Однако, как отмечают авторы, здесь речь идет лишь о прямых бюджетных ассигнованиях, и их уровень не должен вводить в заблуждение на этот счет. Развитие науки и поддержка инноваций на протяжении многих лет - в центре внимания в США. Об этом авторы рецензируемой книги писали и раньше, а в данной работе д.э.н. С.В. Емельянов раскрывает особенности используемых в США механизмов повышения инновационной активности бизнеса, акцентируя внимание на том, что основные усилия правительства сосредоточены на создании условий для обеспечения доступа к капиталу, развития бизнес-образования всех уровней и для всех возрастных групп, защиты прав интеллектуальной собственности. Отмечая, что финансирование НИОКР осуществляется в США преимущественно из частных источников, на которые в рассматриваемый период приходилось около 73% общего объема финансирования, автор особое внимание уделяет инструментам государственной поддержки и стимулирования инноваций в том числе в частном секторе и, прежде всего, малого бизнеса. Представляет интерес также обзор основных направлений финансирования исследований в рамках программ министерств и ведомств, среди которых в общей структуре федерального бюджета по масштабам поддержки гражданских исследований лидировали Министерство здравоохранения и социальных служб, Министерство энергетики, НАСА, Национальный научный фонд.
6 Тематику последствий дефицитного финансирования и беспрецедентного роста государственного долга развивают авторы к.э.н. П.А. Аксенов, и к.э.н. Е.В. Емельянов. [5] Они отмечает, что хотя по уровню государственного долга относительно ВВП Соединенные Штаты не относятся к числу лидеров среди развитых стран, но в рассматриваемый период его размер устойчиво превышал ВВП страны. Особое внимание в данном разделе уделено роли внешних источников в финансировании государственного долга, а также ведущим иностранным держателям казначейских облигаций – Китаю и Японии.
7 Исследование бюджетной политики США в период администрации Б. Обамы подготовлено на высоком профессиональном уровне с привлечением новейших информационно-аналитических источников. Оно ориентировано на экспертное сообщество, а также может служить информационной и аналитической базой для правительственных и законодательных кругов в их работе при выработке бюджетной политики России. Вместе с тем, книга легко читается и представляет интерес не только для исследователей, преподавателей, аспирантов, студентов, но также для широкого круга читателей.

Библиография

1. Федеральный бюджет CША в период президентства Барака Обамы/отв. ред. Л.Ф. Лебедева. – М. Издательство «Весь Мир», 2016.

2. Бюджетные приоритеты США: 2009–2012 гг. Васильев В.С., Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф. Москва, 2013.

3. Подробнее: Лебедева Л. Ф. Стратегии пенсионного обеспечения: американский выбор // Мировая экономика и международные отношения. –2016. Т.60. – № 8. – С. 44–52.

4. Емельянов С.В., Лебедева Л.Ф., Белинский А.Н. Приоритеты Научно-технологической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и бизнеса. М., ИСКРАН, 2009. 83 с.

5. См. также Аксенов П.А., Емельянов Е.В. Инвестиции пенсионных фондов в государственные ценные бумаги (опыт США). В сборнике: В сборнике: VIII международная научно-практическая конференция «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Материалы VIIIмеждународной научно-практической конференции: в 3 книгах. РЭУ им. Г.В. Плеханова. Книга 1. -М., Издательство РЭУ им. Г.В. Плеханова 2016. С. 103-106.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести