Интенциональность в средневековой и барочной схоластике
Интенциональность в средневековой и барочной схоластике
Аннотация
Код статьи
S2072-07260000616-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
23-37
Аннотация
Статья представляет собой сжатый обзор интенциональной проблематики в схола­стике Средневековья и барокко. Она описывает современное состояние исследова­ний в этой области, предлагает периодизацию развития интенциональных идей и намечает характерные черты каждого из периодов. В XIII–XIV вв. терминология и понятийность интенциональности формировались в связи с потребностями три­нитарной теологии и теологии творения, лишь во вторую очередь спускаясь на фи­лософский уровень. Служебностью интенциональных разработок по отношению к теологии объясняется их «бездомность», отсутствие закрепленного за ними док­тринального места. Тем не менее уже в это время были сформулированы основные вопросы, которыми будет заниматься современная интенциональная философия. Крайне слабо изученный период от второй половины XIV в. до конца XVI в. отме­чен повышенным интересом к проблемам референции. Третий и наиболее зрелый этап схоластической интенциональности приходится на эпоху барроко: XVII – пер­вая пол. XVIII в. В этот период было сформулировано объемлющее понятие интен­циональной жизни, а интенциональная тематика в целом закрепилась в науке о душе, где постепенно приняла вид систематических интенциональных теорий. Интенциональный инструментарий в этот период находит себе активное примене­ние в теории познания и метафизике. В заключение статьи высказывается гипотеза о том, что именно барочные интенциональные концепции послужили источником или, по крайней мере, ближайшим аналогом интенциональных идей Брентано.
Ключевые слова
схоластика, интенциональность, интенциональный объект, интен­циональное отношение, интенциональный акт
Классификатор
Дата публикации
01.09.2020
Всего подписок
22
Всего просмотров
553
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Ambrosius Lezard de Belliquadro. Cursus philosophicus ex mira D. Thomae, T. IV. Taurini: Bartholomæi Zapatæ, 1664. 796 pp.
  2. Ashworth, E.J. “Chimeras and Imaginary Objects: A Study in the Post-Medieval Theory of Sig­nification”, Vivarium, 1977, Vol. XV, No. 1, pp. 57‒77.
  3. Ashworth, E.J. “Language and Logic”, The Cambridge Companion to Medieval Philosophy, ed. by A.S. McGrade. Cambridge: Cambridge University Press, 2003, pp. 73‒96.
  4. Augustinus. “De Trinitate”, Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, Т. 42, ed. J.-P. Migne. Paris: apud Garnier fratres, 1865, coll. 819‒1098.
  5. Caston, V. “Aristotle and the Problem of Intentionality”, Philosophy and Phenomenological Re­search, 1998, Vol. 58, pp. 249‒298.
  6. Caston, V. “Something and Nothing: The Stoics on Concepts and Universals”, Oxford Studies in Ancient Philosophy, 1999, Vol. 17, pp. 145‒213.
  7. Caston, V. “Connecting Traditions: Augustine and the Greeks on Intentionality”, Ancient and Medieval Theories of Intentionality, ed. by D. Perler. Leiden: Brill, 2001, pp. 23‒48.
  8. Caston, V. “Aristotle on Consciousness”, Mind, 2002, Vol. 111, pp. 751‒815.
  9. Caston, V. “Gorgias on Thought and its Objects”, Presocratic Philosophy: Essays in honour of Alexander Mourelatos, ed. by V. Caston and D.W. Graham. Aldershot: Ashgate, 2002, pp. 205‒232.
  10. Caston, V. “Intentionality in Ancient Philosophy”, The Stanford Encyclopedia of Philosophy, ed. by Ed.N. Zalta [https://plato.stanford.edu/entries/intentionality-ancient/, accessed on 11.04.2020].
  11. Cesalli, L. & Taieb, H. “Brentano and Medieval Ontology”, Phenomenological Studies – Re­vista Da Abordagem Gestáltica, 2018, Vol. 24, No. 3, pp. 417‒428.
  12. Compton Carleton, Th. Philosophia universa. Antverpiae: apud Iacovum Mevrsium, 1649. 621 pp.
  13. Cross, R. Duns Scotus’s Theory of Cognition. Oxford: Oxford University Press, 2014. 240 pp.
  14. Dionisius Blasco. Cursus philosophicus. Caesar-Augustae: apud Ioannem de Ybar, 1672. 726 pp.
  15. Duns Scotus. Opera omnia, Vol. III: Ordinatio I, Dist. 3. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Va­ticanis, 1954. 428 pp.
  16. Duns Scotus. Opera omnia, Vol. VI: Ordinatio I, Dist. 26‒48. Civitas Vaticana: Typis Polyglot­tis Vaticanis, 1963. 555 pp.
  17. Duns Scotus. Opera omnia, Vol. XVI: Lectura I. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis, 1960. 746 pp.
  18. Duns Scotus. Opera Philosophica, Vol. IV: Quaestiones super libros Metaphysicorum Aris­totelis, Libri VI–IX. St. Bonaventure, NY: The Franciscan Institute, 1997. 800 pp.
  19. Franciscus de Oviedo. Integer cursus philosophicus. Lugduni: Sumptibus Philippi Borde, Lau­rentii Arnaudet Claudii Rigaud, 1651. 928 pp.
  20. Friedman, R.L. Medieval Trinitarian Thought from Aquinas to Ockham. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 198 pp.
  21. Friedman, R.L. Intellectual Traditions at the Medieval University: The Use of Philosophical Psychology in Trinitarian Theology among the Franciscans and Dominicans, 1250‒1350, Vol. I–II. Leiden: Brill, 2012. 1006 pp.
  22. Giraldus Odonis, O.F.M. Opera Philosophica, Vol. II: De Intentionibus, ed. L.M. De Rijk. Lei­den: Brill, 2005. 898 pp.
  23. Henricus de Gandavo. Quodlibeta, cum commentariis Vitalis Zuccolii, Vol. I. Venice: Apud Ja­cobum de Franciscis, 1613. 944 pp.
  24. Hervaeus Natalis. Tractatus de secundis intentionibus. Parisii: Georg Mitelhus, 1489. 208 pp.
  25. Izquierdo, S. Pharus scientiarum. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat, et Mich. Lietard, 1659. 410 pp.
  26. Jacob P. “Intentionality”, The Stanford Encyclopedia of Philosophy, ed. by Ed.N. Zalta [https://​plato.stanford.edu/entries/intentionality/, accessed on 08.04.2020].
  27. Johannes a Sancto Thomae. Cursus Philosophicus Thomisticus, Vol. 2‒3. Coloniae Agrippinae: Sumptibus Constantini Münich, 1654. 672 pp.
  28. Juaniz de Echalaz, J. Philosophia, continens dialecticam, physicam, animasticam et metaphysi­cam. Lugduni: Sumptibus Phil. Borde, Laur. Arnaud et Cl. Rigaud,1654. 830 pp.
  29. King, P. “Duns Scotus on mental content”, Duns Scot à Paris 1302‒2002: actes du colloque de Paris, 2‒4 septembre 2002, ed. by O. Boulnois. Turnhout: Brepols, 2004, pp. 65‒88.
  30. Klima, G. (ed.). Intentionality, Cognition and Mental Representation in Medieval Philosophy. New York: Fordham University Press, 2015. 360 pp.
  31. Lacrosse, J. “Y a-t-il une intentionnalité plotinienne?”, Questions sur l’Intentionnalité, sous la dir. L. Couloubaritsis et A. Mazzù. Bruxelles: Ousia, 2008, pp. 31‒57.
  32. McDonnell, C. “Understanding and Assessing Brentano’s Thesis in Light of His Modification of the Scholastic Concept of Intentionality”, Brentano Studien. Internationales Jahrbuch der Franz Brentano Forschung, 2015, Vol. 13, pp. 153‒182.
  33. Novotný, D. Ens Rationis from Suarez to Caramuel: A Study in Scholasticism of the Baroque Era. New York: Fordham University Press, 2013. 296 pp.
  34. Paulus, J. Henri de Gand: essai sur les tendances de sa métaphysique. Paris: J. Vrin, 1938. 402 pp.
  35. Perler, D. (ed.) Ancient and Medieval Theories of Intentionality. Leiden: Brill, 2001. 347 pp.
  36. Perler, D. Theorien der Intentionalität im Mittelalter. Frankfurt am Main: Klostermann, 2002. 435 S.
  37. Petrus Lombardus. “Sententiarum Libri Quatuor”, Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, Т. 192, ed. J.-P. Migne. Paris: apud Garnier fratres, 1880, coll. 519‒964.
  38. Pini, G. “Can God Create My Thoughts? Scotus’s Case against the Causal Account of Inten­tionality”, Journal of the History of Philosophy, 2011, Vol. 49, pp. 39‒63.
  39. Ptolemaeus, J.B. Philosophia mentis et sensuum, secundum utramque Aristotelis methodum per­tractata, metaphysice et empirice. Romae: Sumptibus losephi Sangermani Corvi in Platea Pasquini (apud Petrum Oliverium), 1702. 839 pp.
  40. Read, S. “The objective being of Ockham’s ficta”, Philosophical Quarterly, 1997, Vol. 27 (106), pp. 14‒31.
  41. Solère, J.-L. “Tension et intention. Esquisse de l’histoire d’une notion”, Questions sur l’Inten­tionnalité, sous la dir. L. Couloubaritsis et A. Mazzù. Bruxelles: Ousia, 2008, pp. 59‒124.
  42. Taieb, H. “The ‘Intellected Thing’ (res intellecta) in Hervaeus Natalis”, Vivarium, 2015, Vol. 53, pp. 26‒44.
  43. Taieb, H. Relational Intentionality: Brentano and the Aristotelian Tradition. Dordrecht: Springer, 2018. 213 pp.
  44. Thomas Aquinas. Opera omnia, Vol. 45/1: Sentencia libri De anima. Rome; Paris: Commissio Leonina; Vrin, 1984. 294 pp.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести