Влияние санкций США на экономику Венесуэлы
Влияние санкций США на экономику Венесуэлы
Аннотация
Код статьи
S268667300018419-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Семенов Виктор Леонидович 
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
53-66
Аннотация

Венесуэла, располагающая крупнейшими в мире запасами нефти, давно привлекает интерес могущественного северного соседа. Американские корпорации долгое время занимали ключевые позиции в нефтяном секторе этой страны. В новом веке правительство У. Чавеса стало проводить антиамериканский политический и экономический курс, вызывавший недовольство Вашингтона, и отношения между странами ухудшились. Тем не менее оборот их взаимной торговли рос до 2013 г., когда в стране начался экономический кризис, имевший фундаментальные причины. Предвестником продолжительного экономического коллапса стало падение ВВП страны (единственной в Латинской Америке) в течение двух лет подряд во время мирового кризиса 2008–2010 гг. Он стал моментом истины, позволившим оценить губительность популистской политики правительства, обескровившей главный драйвер экономики – нефтяную промышленность. С 2007 г. началось падение производства нефти, продолжающееся до настоящего времени. Именно оно превратилось в определяющий фактор сползания страны к 2013 г. в длительную и глубокую рецессию. В дальнейшем её усугубили падение цен на нефть на мировом рынке, а также жёсткие экономические санкции США, которые ещё больше обострили ситуацию в стране к моменту обретения президентских полномочий Д. Байденом. С 2019 г. правительство стало проводить курс на либерализацию экономики, что привело к ряду позитивных изменений в хозяйственной сфере. К улучшению ситуации в стране имеются и благоприятные геополитические предпосылки, в том числе в позиции США. Но для полноценного восстановления национального хозяйства требуются, кроме того, и коррективы во внутренней политике правительства.

Ключевые слова
американские корпорации, ключевые позиции, популистская политика, драйвер экономики, нефть, цены, санкции США, глубокая рецессия, экономическая либерализация, страны – союзники Венесуэлы, коррективы во внутренней политике
Классификатор
Получено
16.08.2021
Дата публикации
01.02.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
838
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В 80-е и 90-е годы прошлого столетия до занятия в конце 1998 г. поста президента Венесуэлы харизматичным лидером У. Чавесом Венесуэла проводила проамериканский политический и экономический курс. Страна имела к тому времени длительную историю взаимоотношений с американскими корпорациями, при этом наибольший опыт был накоплен в нефтяной промышленности. После национализации нефтяной промышленности Венесуэлы в 1976 г. иностранные фирмы, среди которых преобладали ТНК США, лишились права на разведку и разработку новых месторождений лёгкой и средней нефти. Их деятельность осуществлялась в рамках контрактов на услуги технологического, управленческого и сбытового характера, а также путём участия в разведке и разработке крупнейших в мире месторождений тяжёлой нефти.
3 Однако в связи с тем, что страна оказалось не в состоянии самостоятельно решить возникшие проблемы финансового и технологического характера, в 1996 г. было принято решение об открытии нефтяного сектора. Привлечение в него иностранных инвестиций стало одной из стратегических целей руководства страны. Были подписаны контракты об ассоциации в разведке и разработке новых месторождений лёгкой и средней нефти с восемью международными консорциумами на условиях раздела прибыли. Условия контрактов оценивались экспертами как очень благоприятные для Венесуэлы: доля государства в годовых поступлениях от каждого контракта составляла от 86 до 92%.
4 Для разработки тяжёлой нефти были заключены контракты стратегической ассоциации, в соответствии с которыми были созданы 4 совместные с ТНК предприятия, в которых доля венесуэльской государственной компании ПДВСА (Petroleos de Venezuela SA, PDVSA) колебалась от 30 до 49,9%. Доля американских нефтяных компаний в иностранных инвестициях в совместные предприятия на 31.12.2000 составляла 62,4% Булавин В.И., Семенов В.Л., 2002.
5 В новом веке, после встречи У. Чавеса с В. Путиным в 2000 г. на Генеральной Ассамблее ООН и, в особенности, после визита У. Чавеса в Москву в 2001 г. характер отношений между Каракасом и Вашингтоном стал быстро меняться.
6

УХУДШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С США

7 Первый серьёзный прецедент, осложнивший взаимоотношения Каракаса с Вашингтоном в новом веке, возник в 2004 г., когда правительство США по политическим мотивам запретило заключение со страной Карибского бассейна любых новых контрактов на поддержку стоявших на вооружении в Венесуэле истребителей F-16 1. Это, по своей сути, была первая американская санкция против Каракаса в текущем столетии. Важную роль в пользу упомянутого решения Вашингтона сыграло заключение Венесуэлой в 2001 г. соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Россией 2. В ответ на акцию США Венесуэла закупила к концу 2008 г. 24 российских истребителя Су-30МК2 3. В дальнейшем Россия превратилась в ведущего поставщика военно-технической продукции в эту страну, а общий объём всех контрактов на покупку оружия к середине 2013 г. составлял 11 млрд долларов 4.
8 Негативное влияние на отношения с США оказали и меры правительства У. Чавеса в нефтяной промышленности. В 2006 г. было объявлено о повышении подоходного налога с 34% до 50% для иностранных фирм, действовавших в рамках контракта на условиях раздела прибыли и стратегических ассоциаций. Кроме того, значительный резонанс в мире получил уход из Венесуэлы в 2007 г. американских компаний «ЭкссонМобил» (ExxonMobil) и «КонокоФиллипс» (ConocoPhillips), не согласных с условиями пересмотра заключённых в конце 1990х годов соглашений об условиях их партнёрства с ПДВСА. Он, в частности, предусматривал ограничение доли иностранных компаний в совместных с этой компанией предприятиях в нефтяном поясе Ориноко 40% и фиксировал минимальную долю ПДВСА на уровне в 60%, в то время как до 1 мая 2007 г. она колебалась от 30% до 49,9% Семенов В.Л., 2007. В связи с конфискацией своих активов две упомянутые компании обращались в международные арбитражи и добились компенсации на общую сумму, примерно, 3 млрд. долл. 5. Отметим, что ещё одна крупная американская корпорация, «Шеврон» (Chevron), имевшая совместно с «КонокоФиллипс» 70% акций в одном из проектов в нефтяном поясе Ориноко, согласилась на предложенные условия пересмотра соглашений.
9 Однако несмотря на изменения в пользу государства условий его партнёрства с иностранными нефтяными компаниями в 2007 г. в стране началось падение добычи нефти.
10

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО

11 После мирового кризиса 2008–2010 гг., когда произошло снижение ВВП страны в 2009 г. и в 2010 г. соответственно на 3,2% и 1,5% и двухлетнего восстановительного периода с 2013 г. вновь начался экономический спад. При этом цены на нефть составляли около 100 долл./барр., что свидетельствовало о фундаментальных его причинах.
12 Предпосылки к начавшемуся кризису были созданы бесхозяйственностью, неадекватной политикой правительства в течение предшествующего десятилетия, когда из нефтяной отрасли изымались средства в таких объёмах, что остающихся ресурсов не хватало для поддержания на уровне, соответствующем потребностям страны, разведки и разработки углеводородных месторождений. По этой причине с 2007 г. в производстве нефти начался спад. Кроме того, объёмы добычи нефти снижались из-за массовых увольнений специалистов-нефтяников и замены их военными. Этот фактор действовал и в дальнейшем. В 2017 г. из отрасли уволились 25 тыс. кадровых работников, которых заменили военные. Профессионалы уходили из-за быстрого снижения эффективности работы и ухудшения финансового состояния государственной нефтяной компании ПДВСА. Многих уволил генерал М. Кеведо, назначенный президентом компании 6.
13 Другой важной причиной, породившей длительный социально-экономический кризис в стране, был жёсткий контроль над ценами и валютным обменом. Этот фактор оказал особенно сильное негативное влияние на деятельность средних и крупных (местных и иностранных) предпринимателей, многие из которых понесли серьёзные убытки, а у значительного их числа активы были экспроприированы.
14 Наконец, третьим фактором, крайне усугубившим ситуацию в Венесуэле, стали американские санкции. Первые масштабные экономические санкции Вашингтон ввёл против страны в августе 2017 г., запретив венесуэльским физическим и юридическим лицам получать и рефинансировать кредиты на ссудном рынке США, что привело к удлинению сроков реализации на нём операций с участием венесуэльских партнёров и росту просроченных обязательств Венесуэлы. По данным Экономической комиссии ООН по Латинской Америке (ЭКЛАК) объём просроченных платежей по государственному внешнему долгу страны (в 2017 г. по нему был объявлен дефолт) к концу 2020 г. составил 27 млрд долларов 7.
15 Однако в январе 2019 г. США нанесли по экономике этой страны гораздо более сильный, беспрецедентный удар.
16

НОВЫЙ ЭТАП КРИЗИСА

17 США, которые, как и ряд других стран, ещё в мае 2018 г. заявили о нелегитимности прошедших тогда президентских выборов в Венесуэле, в январе 2019 г. признали президентом страны председателя Национальной Ассамблеи Х. Гуайдо и передали ему права на управление венесуэльскими активами в банках США. Если бы ПДВСА продолжила поставки нефти на свой нефтеперерабатывающий завод в штате Техас, то плата за неё поступала бы Х. Гуайдо. Таким образом Вашингтон закрыл для Венесуэлы её важнейший рынок для сбыта нефти и начал угрожать применением санкций к компаниям различных стран, сотрудничающих с Каракасом в сфере сбыта его основного экспортного продукта или поставляющих ему бензин и разбавители. Венесуэла, опираясь на союзников, вынуждена была принять срочные меры по переориентации её нефтяного экспорта.
18

Рисунок 1

Золотовалютные резервы и безработица в Венесуэле

19

20 Источник: IMF. World Economic outlook.Wash., за разные годы.
21 Существует несколько причин введения карательных мер Вашингтона именно в этот период. Это, прежде всего, потребность в достижении правительством Д.Трампа значимых результатов на внешнеполитической арене в канун президентских выборов в США. Введению нефтяного эмбарго США способствовали также вступление в борьбу за власть в Венесуэле Х. Гуайдо, признание его президентом страны многими десятками государств Латино-Карибской Америки (ЛКА), Северной Америки и Европы и обострение, в связи с этим, экономической и политической ситуации в Венесуэле. Смещение или ослабление благодаря акции США правительства Н. Мадуро увеличило бы возможности Вашингтона оказывать давление на Кубу и Никарагуа.
22 Чинимые США препятствия для сбыта венесуэльской нефти на мировом рынке превратились в важнейший фактор, провоцирующий дальнейшее ухудшение ситуации в стране.
23 Из-за санкций Вашингтона миллионы баррелей нефти, добытой в летние месяцы, застряли в конце 2020 г. в переполненных хранилищах и на танкерах в море.
24 В кризисном состоянии находятся и нефтеперерабатывающие заводы, рассчитанные на выпуск 600 тыс. барр./сутки, теперь производят от силы 30–40. Средняя добыча нефти период с января по октябрь 2020 г. составила 515 тыс. барр./сутки (рисунок 2), а в октябре – 367, что составляет около 20% показателей 2014 года 8.
25

Рисунок 2

Динамика ВВП и добыча нефти

26

27 Источник: IMF. World Economic outlook. Wash., October 2016, October 2020, April 2021. BP. Statistical Review of World Energy. London 2020.
28 Санкции США или угроза их применения затронули и крупнейшего партнёра государственной нефтяной компании ПДВСА – «Роснефть». В феврале и в марте 2020 г. они были наложены на два её дочерних предприятия, при этом на долю одного из них – «Роснефть трейдинг» (Rosneft Trading) приходилось более половины всего объёма венесуэльской нефти, сбываемой на мировых рынках 8. Это вынудило российского гиганта продать свои активы в Боливарианской Республике другой российской компании, принадлежащей правительству РФ.
29 Кроме того, по решению правительства США 1 декабря 2020 г. свернул свою производственную деятельность в Венесуэле американский нефтяной «мэйджор» «Шеврон» – партнёр ПДВСА по совместному предприятию Петропьяр (Petropiar), а также 4 международные нефтесервисные компании, которые и на протяжении 2020 г. играли важную роль в бурении скважин и добыче нефти, включая Халлибёртон (Hulliburton) 9.
30 Наибольший ущерб санкции Вашингтона против Венесуэлы в нефтяной сфере в 2019 г. нанесли внешней торговле страны (таблицы 1, 2) Экспорт Венесуэлы за 2019–2020 гг. снизился в 7,9 раза, в то время как за предыдущие 6 лет – в 2,5 раза. Импорт в 2019–2020 г. снизился в 1,9 раза, в то время как за предыдущие 6 лет – в 5,1 раза. То обстоятельство, что экспорт страны пострадал от санкций, введённых в 2019 г. в гораздо большей степени, чем импорт, связано с целью, которую ставили перед собой американские власти. Санкции были направлены на развал её экономики посредством закрытия американского и ограничения доступа к другим рынкам сбыта венесуэльской нефти, а также золота, и на сокращение поставок в Венесуэлу бензина и разбавителей, которые являлись важным компонентом её импорта, но существенно уступали по объёму (в 3–4 раза) экспорту сырой нефти. Большинство других статей импорта не подлежало ограничениям.
31

Таблица 1

Изменение страновой структуры экспорта Венесуэлы в 2018 и2020 г.

  2018 2020
Общий объём экспорта страны 37760,8 млн долл. Общий объём экспорта страны 4763,7 млн долл.
Место страны Страна % Страна %
1 США 35,8 Индия 49,0
2 Индия 19,7 Китай 11,2
3 Китай 18,6 США 3,8
4 Турция 2,7 Бразилия 1,6
5 Бразилия 0,5 Турция 1,3
6 Колумбия 0,4 Колумбия 0,6
7 Мексика 0,2 Аргентина 0,1
8 Аргентина 0,0 Россия 0
9 Россия 0,0 Мексика 0
  Прочие 22,1 Прочие 32,4
Всего - 100,0 - 100,0

Источник: International Trade Centre.

32 За 2019–2020 гг. общий товарооборот страны сократился в 4,5 раза, в то время как за предыдущие 6 лет – в 3,1 раза. С 2012 г. по 2020 г. товарооборот внешней торговли Венесуэлы упал в 14 раз, или на 143,1 млрд долларов.
33 США, которые в 2012–2018 гг. сохраняли место ведущего партнёра как по экспорту, так и по импорту Венесуэлы, в 2019–2020 гг. опустились на третье место по экспорту и по товарообороту в целом (после Индии и Китая), и на второе – по импорту (после Китая). Товарооборот между Венесуэлой и США упал за 2012–2020 гг. в 43,4 раза, или на 55,5 млрд долларов. Таким образом, падение товарооборота со США обусловило 38,8% падения всего товарооборота внешней торговли Венесуэлы за 8 лет.
34

Таблица 2

Изменение страновой структуры импорта Венесуэлы в 2018 и 2020 г.

  2018 2020
Общий объём импорта 11 658,4 млн долл. Общий объём импорта 6 256,0 млн долл.
Место страны Страна % Страна %
1 США 52,5 Китай 24,3
2 Китай 18,3 США 18,1
3 Бразилия 8,5 Бразилия 12,5
4 Колумбия 4,9 Индия 12,1
5 Аргентина 3,0 Мексика 4,1
6 Мексика 2,5 Турция 3,8
7 Россия 1,0 Колумбия 3,1
8 Индия 0,7 Россия 1,6
9 Турция 0,6 Аргентина 0,7
  Прочие 7,8 Прочие 19,7
Всего - 100,0 - 100,0

Источник: International Trade Centre

35

Таблица 3

Динамика товарооборота внешней торговли Венесуэлы в 2012-2020 гг.

  2012 2020
Общий объём товарооборота 154 108,1 млн долл. Общий объём товарооборота 11 019,7 млн долл.
Место cтраны Страна % Страна %
1 США 36.9 Индия 28,1
2 Китай 15.5 Китай 18,6
3 Индия 8,0 США 11,9
4 Бразилия 3,9 Бразилия 7,8
5 Колумбия 2,0 Турция 2,7
6 Мексика 1,5 Мексика 2,4
7 Аргентина 1,5 Колумбия 2,0
8 Россия 1,3 Россия 0,9
9 Турция 0,2 Аргентина 0,4
  Прочие 29,2 Прочие 25,2
  Всего 100,0 Всего 100,0

Источник: International Trade Centre.

36 В 2020 г. сальдо внешней торговли Венесуэлы, впервые за последние десятилетия, стало дефицитным, при этом доля нефти в экспорте в 2020 г. составила лишь 8,6%, при 94,9% в среднем в 2012-2019 гг. Вследствие санкций США экспорт нефти в 2020 г. перестал быть основой валютных поступлений в страну, и достиг своего дна. Практически исчерпано и пространство для дальнейшего падения ВВП страны (Рис.2) Об этом свидетельствуют и оценки наиболее авторитетных мировых источников экономической информации в 2021 г. (см. далее).
37 В связи с падением производства и низкими ценами на нефть произошло резкое падение доходов правительства – по оценке венесуэльской фирмы Ecoanalítica, в 2020 г. они составили лишь 4 млрд долл. при 32,8 млрд долл. в предыдущем. На этом фоне администрация Н. Мадуро подняла в июне 2020 г. традиционно субсидируемые цены на бензин до близкого к рыночному уровня в 2 долл. за галлон (3,8 литра) 10.
38 Резкое снижение поступлений правительства от продажи нефти ограничило и его возможности обеспечить адекватный уровень федеральных ресурсов, передаваемых местным органам власти. Поэтому многие органы власти на местах пытаются найти выход, увеличивая финансовую нагрузку на бизнес, в том числе привязывая уровень местных налогов и тарифы на местные услуги к доллару. Одним из следствий принимаемых ими решений стал быстрый рост задолженности предприятий перед местными властями. Но очевидно, что если нет ресурсов на эти цели у центрального и местных правительств, то весьма проблематично, что они найдутся у частного бизнеса. Как заявил президент Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций Венесуэлы (Fedecamaras) Рикардо Кузанно, «невозможно заставить несколько выживших компаний оплачивать всю бюрократию государства, муниципалитетов и регионов» 11.
39 Темпы снижения ВВП Венесуэлы в 2020 г. по данным ЭКЛАК составили 30% при 28% в 2019 г., а по данным МВФ – соответственно 30% и 35%. Минимальная заработная плата снизилась на 54%, а безработица составила 47% (35% в 2019 г.). В 2012–2019 гг. она непрерывно росла, в то время как ВВП и золотовалютные резервы страны неуклонно падали (рис. 1, 2) 6 7.
40

МЕРЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

41 Сильное внутреннее и внешнее давление, оказанное на правительство в апреле-мае 2019 г., когда была предпринята попытка сместить действующую власть, заставило руководство страны осуществить серьёзные коррективы в экономической политике.
42 С мая 2019 г. правительство взяло курс на либерализацию экономики, отменив жёсткий контроль над ценами и валютным обменом (в функционировании валютного рынка получили возможность участвовать частные банки) и разрешив использовать доллар во внутренней торговле.
43 Такая политика приносит определённые плоды. Благодаря либерализации цен стали лучше заполняться полки магазинов. Платежи в долларах на внутреннем рынке наряду с сокращением финансирования дефицита бюджета за счёт эмиссии необеспеченных денежных средств, а также рост обязательных резервов банков привели к существенному снижению инфляции в 2020 году. По данным Центрального банка Венесуэлы она упала с 9 585 до 1 813 7 (по данным МВФ – с 19 906 до 6 500) 10, оставаясь самой высокой в мире.
44 В то же время использование доллара во внутренней торговле в условиях значительных различий в доступе населения к иностранной валюте привело к росту неравенства.
45 Либерализация коснулась и нефтяную промышленность. Испытывающее дефицит в финансовых ресурсах и специалистах-нефтяниках правительство взяло курс на предоставление некоторым миноритарным партнёрам в совместных с ПДВСА предприятиях права осуществлять общее управление и контроль за их работой. Причем правительство обладает правом изменять структуру, собственность и руководство этих предприятий. Для реализации этих планов (а они уже начали внедряться на практике в совместных предприятиях с участием российских и китайских компаний) правительство будет заключать конфиденциальные соглашения с частными фирмами и иностранными государствами.
46

ПЕРСПЕКТИВЫ

47 Учитывая тяжесть экономической и социальной ситуации в стране и сохранение санкционного давления со стороны США, выход из затянувшегося кризиса, вероятнее всего, будет долгим и трудным. И Венесуэле не обойтись при этом без поддержки союзных стран, которыми в первую очередь являются Россия, Китай, Иран, Куба и Турция.
48 Россия во время визита в Каракас вице-премьера России Юрия Борисова 30 марта 2021 г. подписала с Венесуэлой двенадцать соглашений в финансовой, энергетической, торговой, военной, продовольственной, медицинской и других областях. Этим она продемонстрировала своё твёрдое намерение продолжать оказывать помощь в наращивания производства нефти на совместных предприятиях, в сбыте нефти и в поставках бензина и разбавителей, а также в восстановлении работы нефтеперерабатывающих заводов. Россия также может помочь Венесуэле в увеличении добычи газа, золота и редкоземельных элементов (в том числе колтана).
49 После заключения договора о стратегическом партнёрстве между Китаем (с которым у России давно налажены отношения стратегического партнёрства) и Ираном, успешно взаимодействующим с нашей страной в Венесуэле и в Сирии, складываются благоприятные возможности для совместного противодействия трёх стран давлению США на страну Карибского бассейна.
50 Сам факт заключения договора с Ираном, находящимся под санкциями США, свидетельствует о готовности Китая на оказание более решительного противодействия США.
51 Иран, в свою очередь, благодаря установлению стратегических отношений с азиатским гигантом несколько укрепил свои позиции в противодействии США, учитывая то, что Дж. Байден сейчас добивается возвращения к всеобъемлющему плану действий по ядерной программе Ирана, от которого отказался Д. Трамп.
52 Но Китай по-прежнему заинтересован и в поставках венесуэльской нефти, которые идут в счёт оплаты задолженности Каракаса перед Пекином, составившей на конец 2020 г. 19 млрд долл. 12. В августе 2019 г. китайская национальная нефтегазовая корпорация, СНПС (China National Petroleum Corporation, CNPC), отменила под давлением возможных санкций США отгрузку венесуэльской нефти, и её Китаю поставила «Роснефть», что стало ярким примером российско-китайского сотрудничества в сфере сбыта венесуэльских углеводородов.
53 Проявив решительность в закупках иранской нефти, Китай вполне может продемонстрировать твёрдость и в поставках её из Венесуэлы. Это облегчит задачи, стоящие перед Россией.
54 Иран, как и Россия, оказывает Венесуэле поддержку в поставках бензина, разбавителей и продовольствия. Кроме того, он оказывает помощь в восстановлении работы венесуэльских НПЗ. После ухода Роснефти из этой страны Иран активизировал свои усилия на этих направлениях.
55 Сотрудничество России, Китая и Ирана в противостоянии санкционному давлению США в новой геополитической ситуации могло бы помочь приостановить кризисные тенденции и приблизить начало восстановления венесуэльской экономики. Этому будет способствовать передача правительством контроля над деятельностью совместных с ПДВСА предприятий её российским и китайским партнёрам. В то же время благодаря заключению с ними конфиденциальных соглашений взаимодействие правительства с партнёрами становится менее прозрачным и отслеживаемым соответствующими службами США. В подготовленном законопроекте, который предстоит принять обновлённой Национальной Ассамблее, указывается, что этот документ направлен на уклонение от санкций 13.
56 Сейчас целый ряд стран, в частности, Венесуэла, Индия, Турция, Иран и Россия, успешно используют методы скрытной доставки нефти потребителям, что позволяет и увеличить объёмы её производства. Динамика производства и экспорта нефти Венесуэлой в 2021 г. свидетельствует о достижении правительством определённых успехов. С марта по май 2021 г. уровень производства нефти составлял 537,3 тыс. баррелей/сутки, в то времякак в период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г. – 487,7 тыс. баррелей/сутки 14. Экспорт нефти, который с января по октябрь 2020 г. составлял в среднем 515 тыс. баррелей/сутки 7 в период с февраля по апрель 2021 стабилизировался на уровне в 700 тыс. баррелей/ сутки 15.
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

58 В результате проведения руководством Венесуэлы в течение длительного периода неадекватной, популистской политики, а в последние годы принятия правительством США беспрецедентных мер, направленных на дезорганизацию управления её экономикой, она в течение восьми лет находилась в состоянии непрерывного спада. При этом кризис, стимулируемый санкциями США, охватывал новые сегменты и сферы национального хозяйства, а условия жизни населения ухудшались. Сейчас экономика близка к достижению своего дна.
59 В то же время благодаря мерам правительства по либерализации экономики, поддержке союзных с Венесуэлой стран, которая в условиях более благоприятной геополитической ситуации и координации усилий дружественных стран, скорее всего, возрастёт, возникают предпосылки к прекращению спада и началу восстановления её национального хозяйства.
60 Этому будет способствовать поддержка России, в том числе реализация заключенных в 2021 г. 12 новых соглашений о сотрудничестве и рост решимости Китая к противостоянию США, а также укрепление позиций Ирана. Ослаблению венесуэльского кризиса может в определенной степени способствовать и некоторое смягчение политики США по отношению к Венесуэле, выражающееся в бóльшем учёте новой американской администрацией тяжести гуманитарной ситуации в ней и в готовности Вашингтона вести переговоры с Каракасом с привлечением его союзников, в том числе Кубы.
61 По мнению ряда наиболее авторитетных источников международной экономической информации, уже в 2021 г. возможно значительное замедление спада, которое может продолжиться в 2022 г. Но может и начаться подъём. Согласно оценке компании «ФокусЭкономикс» (FocusEconomics), полученной на основе опроса 21 банка и консалтинговой компании в 2021 г., ВВП Венесуэлы упадёт на 3,1%, а в следующем году вырастет на 2,7%. МВФ в эти годы прогнозирует сокращение соответственно на 10% и 5% 16.
62 Однако в любом случае полноценное восстановление её экономики маловероятно без подавления гиперинфляции. Но этого, как свидетельствует мировой опыт, можно достичь при наличии у страны значительных финансовых ресурсов, исчисляемых многими десятками миллиардов долларов, обычно предоставляемых международными финансовыми организациями во главе с МВФ, решения которого в значительной мере определяются позицией США и их союзников. Не вызывает сомнения, что фонд обусловит предоставление ресурсов существенными коррективами во внутренней политике правительства Венесуэлы, в том числе проведением новых выборов президента страны под международным контролем.

Библиография

1. Wade Boese. Venezuela Arms Buys Irk U.S. Officials. Arms Control TODAY. Volume 51: June 2021. Available at: https://www.armscontrol.org/aca/1946 (accessed: 10.07.2021).

2. Военно-техническое сотрудничество России и Венесуэлы. ТАСС. 16.12. 2014. Available at: https://tass.ru/info/1650124 (accessed: 14.06.2021).

3. Россия завершила поставки истребителей Венесуэле. Pravda.ru. 03.10.2008. Available at: https://www.pravda.ru/news/world/286087-rossija_zavershila_postavki_istrebitelejj_venesuehle/ (accessed: 27.05.2021)

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о военно-техническом сотрудничестве от 14 мая 2001 г. Conventions. 7.05.2021. Available at: https://www.conventions.ru/view_base.php?id=23408 (accessed: 28.05.2021).

5. Ed Crooks. ConocoPhillips awarded $2.04bn over Venezuela nationalisation. Financial Times. 25.04.2018. Available at: https://www.ft.com/content/2947b36e-48b8-11e8-8ae9-4b5ddcca99b3 (accessed: 26.06.2021).

6. Deizy Buitrago, Alehandra Ulmer. Under military rule, Venezuela oil workers quit in a stampede. Reiters, 17.04.2018. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-oil- venezuela-oil-workers-quit-in-a-stampede-idUSKBN1HO0H9 (accessed: 30.05.2021).

7. CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe 2020 Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/46501/31/BP2020_Venezuela_es.pdf (accessed: 15.03/2021)

8. Henry Foy, Neil Hume, David Steppard. Rosneft warns BP and Shell creating ‘existential crisis’ for oil supplies. Financial Times. 23.04.2020. Available at: https://www.ft.com/content/de553114-5585-4021-b5d5-c6d92ca8544c (accessed: 15.03.2021).

9. Rejal Vyas, Genette González. Oil Industry Is Fading Away in Land of the World’s Richest Reserves. Wall Street Journal. 4.09.202. Available at: https://www.wsj.com/articles/oil-industry-is-fading-away-in-land-of-the-worlds-richest-reserves-11599238961?mod=searchresults&page=1&pos=5 (accessed: 23.06.2021).

10. IMF. World Economic Outlook. October 2020. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2020/October (accessed: 14.03.2021).

11. Corina Pons, Mavela Arnas. In Venezuela's survival economy, local taxes become latest challenge for business. Reuters, 29.03.2021. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-taxes-idUSKBN2BL250 (accessed: 26.05.2021)

12. Mayela Armas, Corina Pons. Exclusive: Venezuela wins grace period on China oil-for-loan deals, sources say. Reuters. 12.08.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-china-exclusive-idUSKCN2581UN1115/ (accessed: 13.04.2021).

13. Mayela Armas, Corina Pons. Venezuela's Maduro drafts bill to expand powers for new oil deals. Reuters. 1.10.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/venezuela-oil-idUSL8N2GS5J8 (accessed: 3.04.2021).

14. Crude Oil Production in Venezuela increased to 582 BBL/D/1K in May from 452 BBL/D/1K in April of 2021. Trading economics, 15.06.2021. Available at: https://tradingeconomics.com/venezuela/crude-oil-production (accessed: 4.07.2021)

15. Average annual OPEC crude oil price. Available at: https://www.statista.com/statistics/262858/change-in-opec-crude-oil-prices-since-1960/#:~:text=The%20preliminary%20average%20annual%20OPEC,barrel%20as%20of%20October%202020 (accessed: 13.06.2021)

16. Vanessa Silva, Gideon Long. Has Venezuela’s economy bottomed out? Financial Times. 5.05 2021. Available at: https://www.ft.com/content/789bedb2-27c7-4b20-a30d-a5669ffc06ce (accessed: 14.05.2021).

17. Булавин В.И., Семёнов В.Л. Недропользование в странах Американского континента. Аналитический центр «Эксперт», юридическая фирма «ЛеБоф, Лам, Гоин и МакРей», компания «СРП экспертиза». Сборник научных материалов. Москва, ноябрь 2002, с. 112-113.

18. Семёнов В.Л. Времени на раздумья уже нет. Нефть и капитал. № 5 Май 2007. с.63-66.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести