The Impact of the US Sanctions on the Venezuelan Economy
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Impact of the US Sanctions on the Venezuelan Economy
Annotation
PII
S268667300018419-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Victor L. Semenov 
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
53-66
Abstract

Venezuela, which has the world's largest oil reserves, has long attracted the interest of its powerful northern neighbor. American corporations have held key positions in the country's oil sector for many years. In the new century, the government of U. Chavez began to pursue an anti-American political and economic course, which displeased Washington, and relations between the countries deteriorated. Nevertheless, the turnover of their mutual trade grew until 2013, when an economic crisis began in the country. It had fundamental causes. The forerunner of a prolonged economic collapse was the fall in the country's GDP (the only one in Latin America) for two consecutive years during the 2008-2010 global crisis. It became a moment of truth that made it possible to assess the destructiveness of the government's populist policies, which drained the main driver of the economy - the oil industry. Since 2007, a decline in oil production began, which continues to the present day. It was this that turned into a determining factor in the country's slide by 2013 into a long and deep recession. In the future, it was aggravated by the fall in oil prices on the world market, as well as tough economic sanctions by the United States, which further exacerbated the situation in the country by the time D. Biden assumed presidential powers. Since 2019, the government has begun to pursue a course towards economic liberalization, which has led to a number of positive changes in the economic sphere. There are favorable geopolitical prerequisites for improving the situation in the country, including the position of the United States. But for the full restoration of the national economy, additional adjustments in the internal policy of the government are required.

Keywords
American corporations, key positions, populist policies, driver of the economy, oil, prices, US sanсtions, deep recession, economic liberalization, countries - allies of Venezuela, adjustments in the internal policy
Received
16.08.2021
Date of publication
01.02.2022
Number of purchasers
13
Views
840
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В 80-е и 90-е годы прошлого столетия до занятия в конце 1998 г. поста президента Венесуэлы харизматичным лидером У. Чавесом Венесуэла проводила проамериканский политический и экономический курс. Страна имела к тому времени длительную историю взаимоотношений с американскими корпорациями, при этом наибольший опыт был накоплен в нефтяной промышленности. После национализации нефтяной промышленности Венесуэлы в 1976 г. иностранные фирмы, среди которых преобладали ТНК США, лишились права на разведку и разработку новых месторождений лёгкой и средней нефти. Их деятельность осуществлялась в рамках контрактов на услуги технологического, управленческого и сбытового характера, а также путём участия в разведке и разработке крупнейших в мире месторождений тяжёлой нефти.
3 Однако в связи с тем, что страна оказалось не в состоянии самостоятельно решить возникшие проблемы финансового и технологического характера, в 1996 г. было принято решение об открытии нефтяного сектора. Привлечение в него иностранных инвестиций стало одной из стратегических целей руководства страны. Были подписаны контракты об ассоциации в разведке и разработке новых месторождений лёгкой и средней нефти с восемью международными консорциумами на условиях раздела прибыли. Условия контрактов оценивались экспертами как очень благоприятные для Венесуэлы: доля государства в годовых поступлениях от каждого контракта составляла от 86 до 92%.
4 Для разработки тяжёлой нефти были заключены контракты стратегической ассоциации, в соответствии с которыми были созданы 4 совместные с ТНК предприятия, в которых доля венесуэльской государственной компании ПДВСА (Petroleos de Venezuela SA, PDVSA) колебалась от 30 до 49,9%. Доля американских нефтяных компаний в иностранных инвестициях в совместные предприятия на 31.12.2000 составляла 62,4% Булавин В.И., Семенов В.Л., 2002.
5 В новом веке, после встречи У. Чавеса с В. Путиным в 2000 г. на Генеральной Ассамблее ООН и, в особенности, после визита У. Чавеса в Москву в 2001 г. характер отношений между Каракасом и Вашингтоном стал быстро меняться.
6

УХУДШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С США

7 Первый серьёзный прецедент, осложнивший взаимоотношения Каракаса с Вашингтоном в новом веке, возник в 2004 г., когда правительство США по политическим мотивам запретило заключение со страной Карибского бассейна любых новых контрактов на поддержку стоявших на вооружении в Венесуэле истребителей F-16 1. Это, по своей сути, была первая американская санкция против Каракаса в текущем столетии. Важную роль в пользу упомянутого решения Вашингтона сыграло заключение Венесуэлой в 2001 г. соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Россией 2. В ответ на акцию США Венесуэла закупила к концу 2008 г. 24 российских истребителя Су-30МК2 3. В дальнейшем Россия превратилась в ведущего поставщика военно-технической продукции в эту страну, а общий объём всех контрактов на покупку оружия к середине 2013 г. составлял 11 млрд долларов 4.
8 Негативное влияние на отношения с США оказали и меры правительства У. Чавеса в нефтяной промышленности. В 2006 г. было объявлено о повышении подоходного налога с 34% до 50% для иностранных фирм, действовавших в рамках контракта на условиях раздела прибыли и стратегических ассоциаций. Кроме того, значительный резонанс в мире получил уход из Венесуэлы в 2007 г. американских компаний «ЭкссонМобил» (ExxonMobil) и «КонокоФиллипс» (ConocoPhillips), не согласных с условиями пересмотра заключённых в конце 1990х годов соглашений об условиях их партнёрства с ПДВСА. Он, в частности, предусматривал ограничение доли иностранных компаний в совместных с этой компанией предприятиях в нефтяном поясе Ориноко 40% и фиксировал минимальную долю ПДВСА на уровне в 60%, в то время как до 1 мая 2007 г. она колебалась от 30% до 49,9% Семенов В.Л., 2007. В связи с конфискацией своих активов две упомянутые компании обращались в международные арбитражи и добились компенсации на общую сумму, примерно, 3 млрд. долл. 5. Отметим, что ещё одна крупная американская корпорация, «Шеврон» (Chevron), имевшая совместно с «КонокоФиллипс» 70% акций в одном из проектов в нефтяном поясе Ориноко, согласилась на предложенные условия пересмотра соглашений.
9 Однако несмотря на изменения в пользу государства условий его партнёрства с иностранными нефтяными компаниями в 2007 г. в стране началось падение добычи нефти.
10

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО

11 После мирового кризиса 2008–2010 гг., когда произошло снижение ВВП страны в 2009 г. и в 2010 г. соответственно на 3,2% и 1,5% и двухлетнего восстановительного периода с 2013 г. вновь начался экономический спад. При этом цены на нефть составляли около 100 долл./барр., что свидетельствовало о фундаментальных его причинах.
12 Предпосылки к начавшемуся кризису были созданы бесхозяйственностью, неадекватной политикой правительства в течение предшествующего десятилетия, когда из нефтяной отрасли изымались средства в таких объёмах, что остающихся ресурсов не хватало для поддержания на уровне, соответствующем потребностям страны, разведки и разработки углеводородных месторождений. По этой причине с 2007 г. в производстве нефти начался спад. Кроме того, объёмы добычи нефти снижались из-за массовых увольнений специалистов-нефтяников и замены их военными. Этот фактор действовал и в дальнейшем. В 2017 г. из отрасли уволились 25 тыс. кадровых работников, которых заменили военные. Профессионалы уходили из-за быстрого снижения эффективности работы и ухудшения финансового состояния государственной нефтяной компании ПДВСА. Многих уволил генерал М. Кеведо, назначенный президентом компании 6.
13 Другой важной причиной, породившей длительный социально-экономический кризис в стране, был жёсткий контроль над ценами и валютным обменом. Этот фактор оказал особенно сильное негативное влияние на деятельность средних и крупных (местных и иностранных) предпринимателей, многие из которых понесли серьёзные убытки, а у значительного их числа активы были экспроприированы.
14 Наконец, третьим фактором, крайне усугубившим ситуацию в Венесуэле, стали американские санкции. Первые масштабные экономические санкции Вашингтон ввёл против страны в августе 2017 г., запретив венесуэльским физическим и юридическим лицам получать и рефинансировать кредиты на ссудном рынке США, что привело к удлинению сроков реализации на нём операций с участием венесуэльских партнёров и росту просроченных обязательств Венесуэлы. По данным Экономической комиссии ООН по Латинской Америке (ЭКЛАК) объём просроченных платежей по государственному внешнему долгу страны (в 2017 г. по нему был объявлен дефолт) к концу 2020 г. составил 27 млрд долларов 7.
15 Однако в январе 2019 г. США нанесли по экономике этой страны гораздо более сильный, беспрецедентный удар.
16

НОВЫЙ ЭТАП КРИЗИСА

17 США, которые, как и ряд других стран, ещё в мае 2018 г. заявили о нелегитимности прошедших тогда президентских выборов в Венесуэле, в январе 2019 г. признали президентом страны председателя Национальной Ассамблеи Х. Гуайдо и передали ему права на управление венесуэльскими активами в банках США. Если бы ПДВСА продолжила поставки нефти на свой нефтеперерабатывающий завод в штате Техас, то плата за неё поступала бы Х. Гуайдо. Таким образом Вашингтон закрыл для Венесуэлы её важнейший рынок для сбыта нефти и начал угрожать применением санкций к компаниям различных стран, сотрудничающих с Каракасом в сфере сбыта его основного экспортного продукта или поставляющих ему бензин и разбавители. Венесуэла, опираясь на союзников, вынуждена была принять срочные меры по переориентации её нефтяного экспорта.
18

Рисунок 1

Золотовалютные резервы и безработица в Венесуэле

19

20 Источник: IMF. World Economic outlook.Wash., за разные годы.
21 Существует несколько причин введения карательных мер Вашингтона именно в этот период. Это, прежде всего, потребность в достижении правительством Д.Трампа значимых результатов на внешнеполитической арене в канун президентских выборов в США. Введению нефтяного эмбарго США способствовали также вступление в борьбу за власть в Венесуэле Х. Гуайдо, признание его президентом страны многими десятками государств Латино-Карибской Америки (ЛКА), Северной Америки и Европы и обострение, в связи с этим, экономической и политической ситуации в Венесуэле. Смещение или ослабление благодаря акции США правительства Н. Мадуро увеличило бы возможности Вашингтона оказывать давление на Кубу и Никарагуа.
22 Чинимые США препятствия для сбыта венесуэльской нефти на мировом рынке превратились в важнейший фактор, провоцирующий дальнейшее ухудшение ситуации в стране.
23 Из-за санкций Вашингтона миллионы баррелей нефти, добытой в летние месяцы, застряли в конце 2020 г. в переполненных хранилищах и на танкерах в море.
24 В кризисном состоянии находятся и нефтеперерабатывающие заводы, рассчитанные на выпуск 600 тыс. барр./сутки, теперь производят от силы 30–40. Средняя добыча нефти период с января по октябрь 2020 г. составила 515 тыс. барр./сутки (рисунок 2), а в октябре – 367, что составляет около 20% показателей 2014 года 8.
25

Рисунок 2

Динамика ВВП и добыча нефти

26

27 Источник: IMF. World Economic outlook. Wash., October 2016, October 2020, April 2021. BP. Statistical Review of World Energy. London 2020.
28 Санкции США или угроза их применения затронули и крупнейшего партнёра государственной нефтяной компании ПДВСА – «Роснефть». В феврале и в марте 2020 г. они были наложены на два её дочерних предприятия, при этом на долю одного из них – «Роснефть трейдинг» (Rosneft Trading) приходилось более половины всего объёма венесуэльской нефти, сбываемой на мировых рынках 8. Это вынудило российского гиганта продать свои активы в Боливарианской Республике другой российской компании, принадлежащей правительству РФ.
29 Кроме того, по решению правительства США 1 декабря 2020 г. свернул свою производственную деятельность в Венесуэле американский нефтяной «мэйджор» «Шеврон» – партнёр ПДВСА по совместному предприятию Петропьяр (Petropiar), а также 4 международные нефтесервисные компании, которые и на протяжении 2020 г. играли важную роль в бурении скважин и добыче нефти, включая Халлибёртон (Hulliburton) 9.
30 Наибольший ущерб санкции Вашингтона против Венесуэлы в нефтяной сфере в 2019 г. нанесли внешней торговле страны (таблицы 1, 2) Экспорт Венесуэлы за 2019–2020 гг. снизился в 7,9 раза, в то время как за предыдущие 6 лет – в 2,5 раза. Импорт в 2019–2020 г. снизился в 1,9 раза, в то время как за предыдущие 6 лет – в 5,1 раза. То обстоятельство, что экспорт страны пострадал от санкций, введённых в 2019 г. в гораздо большей степени, чем импорт, связано с целью, которую ставили перед собой американские власти. Санкции были направлены на развал её экономики посредством закрытия американского и ограничения доступа к другим рынкам сбыта венесуэльской нефти, а также золота, и на сокращение поставок в Венесуэлу бензина и разбавителей, которые являлись важным компонентом её импорта, но существенно уступали по объёму (в 3–4 раза) экспорту сырой нефти. Большинство других статей импорта не подлежало ограничениям.
31

Таблица 1

Изменение страновой структуры экспорта Венесуэлы в 2018 и2020 г.

  2018 2020
Общий объём экспорта страны 37760,8 млн долл. Общий объём экспорта страны 4763,7 млн долл.
Место страны Страна % Страна %
1 США 35,8 Индия 49,0
2 Индия 19,7 Китай 11,2
3 Китай 18,6 США 3,8
4 Турция 2,7 Бразилия 1,6
5 Бразилия 0,5 Турция 1,3
6 Колумбия 0,4 Колумбия 0,6
7 Мексика 0,2 Аргентина 0,1
8 Аргентина 0,0 Россия 0
9 Россия 0,0 Мексика 0
  Прочие 22,1 Прочие 32,4
Всего - 100,0 - 100,0

Источник: International Trade Centre.

32 За 2019–2020 гг. общий товарооборот страны сократился в 4,5 раза, в то время как за предыдущие 6 лет – в 3,1 раза. С 2012 г. по 2020 г. товарооборот внешней торговли Венесуэлы упал в 14 раз, или на 143,1 млрд долларов.
33 США, которые в 2012–2018 гг. сохраняли место ведущего партнёра как по экспорту, так и по импорту Венесуэлы, в 2019–2020 гг. опустились на третье место по экспорту и по товарообороту в целом (после Индии и Китая), и на второе – по импорту (после Китая). Товарооборот между Венесуэлой и США упал за 2012–2020 гг. в 43,4 раза, или на 55,5 млрд долларов. Таким образом, падение товарооборота со США обусловило 38,8% падения всего товарооборота внешней торговли Венесуэлы за 8 лет.
34

Таблица 2

Изменение страновой структуры импорта Венесуэлы в 2018 и 2020 г.

  2018 2020
Общий объём импорта 11 658,4 млн долл. Общий объём импорта 6 256,0 млн долл.
Место страны Страна % Страна %
1 США 52,5 Китай 24,3
2 Китай 18,3 США 18,1
3 Бразилия 8,5 Бразилия 12,5
4 Колумбия 4,9 Индия 12,1
5 Аргентина 3,0 Мексика 4,1
6 Мексика 2,5 Турция 3,8
7 Россия 1,0 Колумбия 3,1
8 Индия 0,7 Россия 1,6
9 Турция 0,6 Аргентина 0,7
  Прочие 7,8 Прочие 19,7
Всего - 100,0 - 100,0

Источник: International Trade Centre

35

Таблица 3

Динамика товарооборота внешней торговли Венесуэлы в 2012-2020 гг.

  2012 2020
Общий объём товарооборота 154 108,1 млн долл. Общий объём товарооборота 11 019,7 млн долл.
Место cтраны Страна % Страна %
1 США 36.9 Индия 28,1
2 Китай 15.5 Китай 18,6
3 Индия 8,0 США 11,9
4 Бразилия 3,9 Бразилия 7,8
5 Колумбия 2,0 Турция 2,7
6 Мексика 1,5 Мексика 2,4
7 Аргентина 1,5 Колумбия 2,0
8 Россия 1,3 Россия 0,9
9 Турция 0,2 Аргентина 0,4
  Прочие 29,2 Прочие 25,2
  Всего 100,0 Всего 100,0

Источник: International Trade Centre.

36 В 2020 г. сальдо внешней торговли Венесуэлы, впервые за последние десятилетия, стало дефицитным, при этом доля нефти в экспорте в 2020 г. составила лишь 8,6%, при 94,9% в среднем в 2012-2019 гг. Вследствие санкций США экспорт нефти в 2020 г. перестал быть основой валютных поступлений в страну, и достиг своего дна. Практически исчерпано и пространство для дальнейшего падения ВВП страны (Рис.2) Об этом свидетельствуют и оценки наиболее авторитетных мировых источников экономической информации в 2021 г. (см. далее).
37 В связи с падением производства и низкими ценами на нефть произошло резкое падение доходов правительства – по оценке венесуэльской фирмы Ecoanalítica, в 2020 г. они составили лишь 4 млрд долл. при 32,8 млрд долл. в предыдущем. На этом фоне администрация Н. Мадуро подняла в июне 2020 г. традиционно субсидируемые цены на бензин до близкого к рыночному уровня в 2 долл. за галлон (3,8 литра) 10.
38 Резкое снижение поступлений правительства от продажи нефти ограничило и его возможности обеспечить адекватный уровень федеральных ресурсов, передаваемых местным органам власти. Поэтому многие органы власти на местах пытаются найти выход, увеличивая финансовую нагрузку на бизнес, в том числе привязывая уровень местных налогов и тарифы на местные услуги к доллару. Одним из следствий принимаемых ими решений стал быстрый рост задолженности предприятий перед местными властями. Но очевидно, что если нет ресурсов на эти цели у центрального и местных правительств, то весьма проблематично, что они найдутся у частного бизнеса. Как заявил президент Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций Венесуэлы (Fedecamaras) Рикардо Кузанно, «невозможно заставить несколько выживших компаний оплачивать всю бюрократию государства, муниципалитетов и регионов» 11.
39 Темпы снижения ВВП Венесуэлы в 2020 г. по данным ЭКЛАК составили 30% при 28% в 2019 г., а по данным МВФ – соответственно 30% и 35%. Минимальная заработная плата снизилась на 54%, а безработица составила 47% (35% в 2019 г.). В 2012–2019 гг. она непрерывно росла, в то время как ВВП и золотовалютные резервы страны неуклонно падали (рис. 1, 2) 6 7.
40

МЕРЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

41 Сильное внутреннее и внешнее давление, оказанное на правительство в апреле-мае 2019 г., когда была предпринята попытка сместить действующую власть, заставило руководство страны осуществить серьёзные коррективы в экономической политике.
42 С мая 2019 г. правительство взяло курс на либерализацию экономики, отменив жёсткий контроль над ценами и валютным обменом (в функционировании валютного рынка получили возможность участвовать частные банки) и разрешив использовать доллар во внутренней торговле.
43 Такая политика приносит определённые плоды. Благодаря либерализации цен стали лучше заполняться полки магазинов. Платежи в долларах на внутреннем рынке наряду с сокращением финансирования дефицита бюджета за счёт эмиссии необеспеченных денежных средств, а также рост обязательных резервов банков привели к существенному снижению инфляции в 2020 году. По данным Центрального банка Венесуэлы она упала с 9 585 до 1 813 7 (по данным МВФ – с 19 906 до 6 500) 10, оставаясь самой высокой в мире.
44 В то же время использование доллара во внутренней торговле в условиях значительных различий в доступе населения к иностранной валюте привело к росту неравенства.
45 Либерализация коснулась и нефтяную промышленность. Испытывающее дефицит в финансовых ресурсах и специалистах-нефтяниках правительство взяло курс на предоставление некоторым миноритарным партнёрам в совместных с ПДВСА предприятиях права осуществлять общее управление и контроль за их работой. Причем правительство обладает правом изменять структуру, собственность и руководство этих предприятий. Для реализации этих планов (а они уже начали внедряться на практике в совместных предприятиях с участием российских и китайских компаний) правительство будет заключать конфиденциальные соглашения с частными фирмами и иностранными государствами.
46

ПЕРСПЕКТИВЫ

47 Учитывая тяжесть экономической и социальной ситуации в стране и сохранение санкционного давления со стороны США, выход из затянувшегося кризиса, вероятнее всего, будет долгим и трудным. И Венесуэле не обойтись при этом без поддержки союзных стран, которыми в первую очередь являются Россия, Китай, Иран, Куба и Турция.
48 Россия во время визита в Каракас вице-премьера России Юрия Борисова 30 марта 2021 г. подписала с Венесуэлой двенадцать соглашений в финансовой, энергетической, торговой, военной, продовольственной, медицинской и других областях. Этим она продемонстрировала своё твёрдое намерение продолжать оказывать помощь в наращивания производства нефти на совместных предприятиях, в сбыте нефти и в поставках бензина и разбавителей, а также в восстановлении работы нефтеперерабатывающих заводов. Россия также может помочь Венесуэле в увеличении добычи газа, золота и редкоземельных элементов (в том числе колтана).
49 После заключения договора о стратегическом партнёрстве между Китаем (с которым у России давно налажены отношения стратегического партнёрства) и Ираном, успешно взаимодействующим с нашей страной в Венесуэле и в Сирии, складываются благоприятные возможности для совместного противодействия трёх стран давлению США на страну Карибского бассейна.
50 Сам факт заключения договора с Ираном, находящимся под санкциями США, свидетельствует о готовности Китая на оказание более решительного противодействия США.
51 Иран, в свою очередь, благодаря установлению стратегических отношений с азиатским гигантом несколько укрепил свои позиции в противодействии США, учитывая то, что Дж. Байден сейчас добивается возвращения к всеобъемлющему плану действий по ядерной программе Ирана, от которого отказался Д. Трамп.
52 Но Китай по-прежнему заинтересован и в поставках венесуэльской нефти, которые идут в счёт оплаты задолженности Каракаса перед Пекином, составившей на конец 2020 г. 19 млрд долл. 12. В августе 2019 г. китайская национальная нефтегазовая корпорация, СНПС (China National Petroleum Corporation, CNPC), отменила под давлением возможных санкций США отгрузку венесуэльской нефти, и её Китаю поставила «Роснефть», что стало ярким примером российско-китайского сотрудничества в сфере сбыта венесуэльских углеводородов.
53 Проявив решительность в закупках иранской нефти, Китай вполне может продемонстрировать твёрдость и в поставках её из Венесуэлы. Это облегчит задачи, стоящие перед Россией.
54 Иран, как и Россия, оказывает Венесуэле поддержку в поставках бензина, разбавителей и продовольствия. Кроме того, он оказывает помощь в восстановлении работы венесуэльских НПЗ. После ухода Роснефти из этой страны Иран активизировал свои усилия на этих направлениях.
55 Сотрудничество России, Китая и Ирана в противостоянии санкционному давлению США в новой геополитической ситуации могло бы помочь приостановить кризисные тенденции и приблизить начало восстановления венесуэльской экономики. Этому будет способствовать передача правительством контроля над деятельностью совместных с ПДВСА предприятий её российским и китайским партнёрам. В то же время благодаря заключению с ними конфиденциальных соглашений взаимодействие правительства с партнёрами становится менее прозрачным и отслеживаемым соответствующими службами США. В подготовленном законопроекте, который предстоит принять обновлённой Национальной Ассамблее, указывается, что этот документ направлен на уклонение от санкций 13.
56 Сейчас целый ряд стран, в частности, Венесуэла, Индия, Турция, Иран и Россия, успешно используют методы скрытной доставки нефти потребителям, что позволяет и увеличить объёмы её производства. Динамика производства и экспорта нефти Венесуэлой в 2021 г. свидетельствует о достижении правительством определённых успехов. С марта по май 2021 г. уровень производства нефти составлял 537,3 тыс. баррелей/сутки, в то времякак в период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г. – 487,7 тыс. баррелей/сутки 14. Экспорт нефти, который с января по октябрь 2020 г. составлял в среднем 515 тыс. баррелей/сутки 7 в период с февраля по апрель 2021 стабилизировался на уровне в 700 тыс. баррелей/ сутки 15.
57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

58 В результате проведения руководством Венесуэлы в течение длительного периода неадекватной, популистской политики, а в последние годы принятия правительством США беспрецедентных мер, направленных на дезорганизацию управления её экономикой, она в течение восьми лет находилась в состоянии непрерывного спада. При этом кризис, стимулируемый санкциями США, охватывал новые сегменты и сферы национального хозяйства, а условия жизни населения ухудшались. Сейчас экономика близка к достижению своего дна.
59 В то же время благодаря мерам правительства по либерализации экономики, поддержке союзных с Венесуэлой стран, которая в условиях более благоприятной геополитической ситуации и координации усилий дружественных стран, скорее всего, возрастёт, возникают предпосылки к прекращению спада и началу восстановления её национального хозяйства.
60 Этому будет способствовать поддержка России, в том числе реализация заключенных в 2021 г. 12 новых соглашений о сотрудничестве и рост решимости Китая к противостоянию США, а также укрепление позиций Ирана. Ослаблению венесуэльского кризиса может в определенной степени способствовать и некоторое смягчение политики США по отношению к Венесуэле, выражающееся в бóльшем учёте новой американской администрацией тяжести гуманитарной ситуации в ней и в готовности Вашингтона вести переговоры с Каракасом с привлечением его союзников, в том числе Кубы.
61 По мнению ряда наиболее авторитетных источников международной экономической информации, уже в 2021 г. возможно значительное замедление спада, которое может продолжиться в 2022 г. Но может и начаться подъём. Согласно оценке компании «ФокусЭкономикс» (FocusEconomics), полученной на основе опроса 21 банка и консалтинговой компании в 2021 г., ВВП Венесуэлы упадёт на 3,1%, а в следующем году вырастет на 2,7%. МВФ в эти годы прогнозирует сокращение соответственно на 10% и 5% 16.
62 Однако в любом случае полноценное восстановление её экономики маловероятно без подавления гиперинфляции. Но этого, как свидетельствует мировой опыт, можно достичь при наличии у страны значительных финансовых ресурсов, исчисляемых многими десятками миллиардов долларов, обычно предоставляемых международными финансовыми организациями во главе с МВФ, решения которого в значительной мере определяются позицией США и их союзников. Не вызывает сомнения, что фонд обусловит предоставление ресурсов существенными коррективами во внутренней политике правительства Венесуэлы, в том числе проведением новых выборов президента страны под международным контролем.

References

1. Wade Boese. Venezuela Arms Buys Irk U.S. Officials. Arms Control TODAY. Volume 51: June 2021. Available at: https://www.armscontrol.org/aca/1946 (accessed: 10.07.2021).

2. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii i Venesuehly. TASS. 16.12. 2014. Available at: https://tass.ru/info/1650124 (accessed: 14.06.2021).

3. Rossiya zavershila postavki istrebitelej Venesuehle. Pravda.ru. 03.10.2008. Available at: https://www.pravda.ru/news/world/286087-rossija_zavershila_postavki_istrebitelejj_venesuehle/ (accessed: 27.05.2021)

4. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federatsii i Pravitel'stvom Bolivarianskoj Respubliki Venesuehla o voenno-tekhnicheskom sotrudnichestve ot 14 maya 2001 g. Conventions. 7.05.2021. Available at: https://www.conventions.ru/view_base.php?id=23408 (accessed: 28.05.2021).

5. Ed Crooks. ConocoPhillips awarded $2.04bn over Venezuela nationalisation. Financial Times. 25.04.2018. Available at: https://www.ft.com/content/2947b36e-48b8-11e8-8ae9-4b5ddcca99b3 (accessed: 26.06.2021).

6. Deizy Buitrago, Alehandra Ulmer. Under military rule, Venezuela oil workers quit in a stampede. Reiters, 17.04.2018. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-oil- venezuela-oil-workers-quit-in-a-stampede-idUSKBN1HO0H9 (accessed: 30.05.2021).

7. CEPAL. Balance Preliminar de las Economías de América Latina y el Caribe 2020 Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/46501/31/BP2020_Venezuela_es.pdf (accessed: 15.03/2021)

8. Henry Foy, Neil Hume, David Steppard. Rosneft warns BP and Shell creating ‘existential crisis’ for oil supplies. Financial Times. 23.04.2020. Available at: https://www.ft.com/content/de553114-5585-4021-b5d5-c6d92ca8544c (accessed: 15.03.2021).

9. Rejal Vyas, Genette González. Oil Industry Is Fading Away in Land of the World’s Richest Reserves. Wall Street Journal. 4.09.202. Available at: https://www.wsj.com/articles/oil-industry-is-fading-away-in-land-of-the-worlds-richest-reserves-11599238961?mod=searchresults&page=1&pos=5 (accessed: 23.06.2021).

10. IMF. World Economic Outlook. October 2020. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2020/October (accessed: 14.03.2021).

11. Corina Pons, Mavela Arnas. In Venezuela's survival economy, local taxes become latest challenge for business. Reuters, 29.03.2021. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-taxes-idUSKBN2BL250 (accessed: 26.05.2021)

12. Mayela Armas, Corina Pons. Exclusive: Venezuela wins grace period on China oil-for-loan deals, sources say. Reuters. 12.08.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-china-exclusive-idUSKCN2581UN1115/ (accessed: 13.04.2021).

13. Mayela Armas, Corina Pons. Venezuela's Maduro drafts bill to expand powers for new oil deals. Reuters. 1.10.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/venezuela-oil-idUSL8N2GS5J8 (accessed: 3.04.2021).

14. Crude Oil Production in Venezuela increased to 582 BBL/D/1K in May from 452 BBL/D/1K in April of 2021. Trading economics, 15.06.2021. Available at: https://tradingeconomics.com/venezuela/crude-oil-production (accessed: 4.07.2021)

15. Average annual OPEC crude oil price. Available at: https://www.statista.com/statistics/262858/change-in-opec-crude-oil-prices-since-1960/#:~:text=The%20preliminary%20average%20annual%20OPEC,barrel%20as%20of%20October%202020 (accessed: 13.06.2021)

16. Vanessa Silva, Gideon Long. Has Venezuela’s economy bottomed out? Financial Times. 5.05 2021. Available at: https://www.ft.com/content/789bedb2-27c7-4b20-a30d-a5669ffc06ce (accessed: 14.05.2021).

17. Bulavin V.I., Semyonov V.L. Nedropol'zovanie v stranakh Amerikanskogo kontinenta. Analiticheskij tsentr «Ehkspert», yuridicheskaya firma «LeBof, Lam, Goin i MakRej», kompaniya «SRP ehkspertiza». Sbornik nauchnykh materialov. Moskva, noyabr' 2002, s. 112-113.

18. Semyonov V.L. Vremeni na razdum'ya uzhe net. Neft' i kapital. № 5 Maj 2007. s.63-66.

Comments

No posts found

Write a review
Translate