Ценностно-поведенческие трансформации поколения I: американская модель для России и остального мира?
Ценностно-поведенческие трансформации поколения I: американская модель для России и остального мира?
Аннотация
Код статьи
S268667300018421-3-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сургуладзе Вахтанг Шотович 
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
108-114
Аннотация

Рецензируется монография Дж. М. Твенге «Поколение I: Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым – и абсолютно неготовым ко взрослой жизни». М.: РИПОЛ классик, 2019. 406 с.

В рецензии отмечается, что проведённый авторитетным американским психологом анализ обусловленных процессами цифровизации социокультурных трансформаций современного американского общества, усилившихся в результате пандемии COVID-19, актуален и для других государств и, по-видимому, носит характер общей для постинду-стриальных обществ модели. Наблюдаемые в настоящее время различия между мотивацией, социальными ожиданиями, ценностными и поведенческими установками представителей поколений X, Y, Z вызывают необходимость переосмысления государственной социально-экономической политики, изучения и долгосрочного прогнозирования последствий воздействия цифровизации и развития сетевых медиа на социально-политическую и информационную безопасность общества, а также уровень консолидации национального государства.

Ключевые слова
межпоколенческие ценностные сдвиги, поколения X, Y, Z, концепция поколения I (iGeners) Джин Твенге, цифровизация, модели социокультурной трансформации постин-дустриальных обществ
Классификатор
Получено
07.10.2021
Дата публикации
01.02.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
1138
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Джин Твенге (Твендж) – известный американский психолог, профессор университета Сан-Диего, специалист в сфере исследований поведения молодёжи, межпоколенческих трансформаций ценностных ориентаций и установок. Широкую известность приобрела её совместная с Кейтом Кэмпбеллом монография, посвящённая воздействию на современное общество социальных медиа «Эпидемия нарциссизма» [Twenge J., Campbell K. 2009]. Русскоязычному читателю автор знакома по изданию работы «Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык» [Твендж Дж. 2018].
2 Описанные Дж. Твенге в исследовании «Поколение I: Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым – и абсолютно неготовым ко взрослой жизни» тенденции получили дополнительный импульс в результате ограничений, которым подверглось общество в условиях пандемии COVID-19. В связи с этим актуальность работы американского психолога только возросла, подтверждением чему служит переиздание книги под новым названием в 2021 году [Твенге Дж. 2021].
3

Ценной стороной рецензируемой монографии является тот факт, что сделанные в ней выводы относительно межпоколенческих поведенческих и ценностных сдвигов основываются на анализе массива больших данных, накопленных американской социологией и статистикой за последние десятилетия благодаря ряду лонгитюдных, охватывающих продолжительный отрезок времени исследовательских проектов, вовлекших сотни тысяч американцев разных поколений одного возраста, – школьников, учащихся колледжей и вузов с 1950-х годов до середины первой четверти XXI века*.

* Среди этих публикаций: Current Population Survey (1948–2016), Monitoring the Future (1976–2015) American Freshman Survey (1966–2015), Youth Risk Behavior Surveillance (1991–2015), General Social Survey (1972–2016), Uniform Crime Reports (1960–2015), National Crime Victimization Survey (1997–2013), National survey on Drug Use and Health (2004–2015), U.S. Current Population Survey (1972–2014), а также массивы статистических и социологических данных Центров по контролю и профилактике заболеваний США.
4 В качестве основы межпоколенческих различий Дж. Твенге выделяет временной промежуток рождений, представители которого отличаются социокультурными характеристикам, не похожими на другие возрастные группы: бэби-бумеры (1946–1964), поколение Х (1965–1979), миллениалы, или поколение Y (1980–1994). Следуя моде на изобретение авторских классификаций, Дж. Твенге определяет поколение центениалов (поколение Z) по аналогии с линейками продукции компании «Эпл» (Apple) - iPad, iPhone в качестве поколения I (ай) – айдженеров (iGeners, iGeneration), поскольку, по её мнению, ключевой особенностью людей, родившихся после 1995 г. является взросление в условиях цифровизации и распространённости социальных сетей.
5 Среди отличительных черт поколения айдженеров-центениалов американский психолог выделяет потребительское отношение к знанию, выражающееся в отсутствии пиетета к его духовно-нравственной, гуманистической составляющей, ощущения сакральности и самостоятельной ценности, которые во многом были свойственны предшествующим поколениям, однако утрачиваются в эпоху, когда образование перестаёт гарантировать высокий социальный статус и стабильную занятость.
6

7 Основной отличительной чертой современной американской молодёжи стало, по мнению Дж. Твенге, повышенное внимание к предельно широко интерпретируемой безопасности, которая кроме физической составляющей подразумевает и эмоциональную, и информационную сферы. Поколение социальных сетей и поисковых систем с таргетированной рекламой и кастомизированным, то есть «подогнанным» под интересы предпочтения и ожидания конкретного пользователя контентом, становится нетерпимым к любой критике, неприятной информации, реальности, нарушающей внутреннюю гармонию, боится и не желает выходить из зоны психологического комфорта.
8 К особенностям центениалов Дж. Твенге относит низкий уровень самооценки, повышенную тревожность, снижение социальных навыков и навыков межличностных коммуникаций. На фоне указанных социально-психологических и поведенческих трансформаций, согласно приводимым автором данным, развиваются нехарактерные для Соединённых Штатов поведенческие модели. Так, например, сокращается количество молодых людей, сдающих экзамены на получение водительских прав. Наблюдаются изменения ориентированной на владение личным автомобилем культуры, в рамках которой обладание правами выступало значимым маркером «взрослости» и социального статуса.
9 Дж. Твенге считает, что поколение айдженеров отличается возросшей инфантильностью и осознанным нежеланием взрослеть, существенным удлинением периода детства и юности. Феномен отложенного взросления и повышенной боязни любых проблем и неприятностей проявляется и в таких тенденциях, как заметное снижение числа подростковых беременностей, распространённости в молодёжной среде употребления алкоголя и курения, считавшихся в прошлом «модными» атрибутами взрослой жизни, к которой стремились молодые люди.
10 Другая фиксируемая Дж. Твенге тенденция из области повседневной жизни – отмирание привычки походов в кинотеатры, традиций собираться большими компаниями, результатом чего (ещё до начала пандемии COVID-19) стало банкротство и закрытие ряда сетей американских кинотеатров и крупных торговых центров. Поколение I замыкается в себе и предпочитает живому общению – социальные сети и знакомое окружение – родителей и самых близких родственников, которые, по мнению психолога, заменяют айдженерам друзей-сверстников.
11 Согласно приводимым Дж. Твенге данным, айдженерам присущи пессимизм, недоверие к социальным институтам, материализм, изживание идеализма, атеизм и ориентация на удовлетворение базовых потребностей на фоне неуверенности в будущем и отсутствия свойственных миллениалам (поколение Y) завышенных ожиданий от жизни. В социально-политической сфере представители нового поколения отличаются конформизмом, склонностью противостоять вызывающим неприятие институтам и тенденциям социально-экономического и политического развития не в форме открытого столкновения, а методами изменения системы изнутри в логике «малых дел». Выводы Дж. Твенге относительно коллективной психологии и мотивации поколения центениалов заставляют скорректировать точку зрения, согласно которой молодёжь априорно воспринимается в качестве «вечно бунтующей» и склонной к непокорности группы населения любого общества.
12 Констатируемое Дж. Твенге отсутствие среди молодёжи энтузиазма в познании мира, кроме подчёркиваемых психологом факторов цифровизации и иллюзии постоянной доступности знаний (собранных в Википедии), может быть связано с общим ощущением «катастрофизма», которое отмечал в своей работе «Как выглядит будущее?» британский социолог Джон Урри [Урри Дж. 2016], и обусловлено характерным для современного постиндустриального общества отсутствием желаемого образа будущего, наличие которого в теории считается неотъемлемой частью стратегического планирования, однако всё реже обсуждается и научно обосновывается. Объяснением же пессимистических настроений поколения центениалов может служить то обстоятельство, что период их детства и взросления пришёлся на социально нестабильное время после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Свойственный поколению айдженеров пессимизм, отмечаемый американским психологом, можно объяснить и общим социально-политическим и идеологическим кризисом современных Соединённых Штатов, проявления которого демонстрировали многие американские авторы.
13 Симптоматичным в этом отношении было название книги Б. Обамы «Дерзость надежды: мысли о возрождении американской мечты» [Obama B. 2006]. Эта же неуверенность в обоснованности американского мессианизма и представлений об образцовом характере общества США сквозит и в последних работах Л. Якокки [Yacocca L. 2007], Зб. Бжезинского [Brzezinsky Zb. 2013] и П. Бьюкенена [Buchanan P. 2011].
14 Книга американского эксперта даёт обильный материал для построения моделей и траекторий трансформаций ценностных и поведенческих установок представителей поколения I в других стремительно цифровизирующихся обществах. Российские специалисты не обладают сопоставимыми с американскими объёмами накопленных статистических эмпирических данных, однако как здравый смысл, так и имеющиеся работы российских исследователей [Радаев В. 2020] подтверждают, что «американские» поколенческие тенденции проявляются и в других странах, в том числе и в России.
15 Выявленные Дж. Твенге социокультурные и психологические трансформации ставят перед правительствами современных цифровизирующихся государств задачи по адаптации социальной и информационной политики к новым условиям, к изучению этих тенденций и выработке мер по смягчению негативных проявлений, среди которых можно отметить явную информационную и социальную фрагментацию и дезинтеграцию общества. Молодое поколение аполитично, не читает общенациональных газет, не смотрит общенациональное телевидение, выпадая таким образом из общегосударственной информационной повестки дня, наличие которой традиционно считалось специалистами в области нациестроительства и политики идентичности важнейшим фактором консолидации национального государства. Дезинтеграция же в социальной сфере, среди прочих негативных последствий, приводит к проблемам в области трудовых и семейных отношений, снижению демографических показателей и другим негативным последствиям.
16 Работа Дж. Твенге подтверждает, что последствия цифровизации требуют стратегического анализа и прогнозирования возможных социальных и политических рисков, смягчение и предотвращение которых невозможно без внимательного изучения межпоколенческих различий и особенностей восприятия современного мира.

Библиография

1. Бжезинский З. 2014. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / Пер. с англ. М.Н. Десятовой. М.: АСТ, 286 с.

2. Бьюкенен П. 2016. Самоубийство сверхдержавы / Пер. с англ. К.М. Королёва. М.: АСТ, 640 с.

3. Обама Б. 2008. Дерзость надежды: Мысли о возрождении американской мечты / Пер. с англ. Т. Камышниковой, А. Митрофанова. СПб.: Азбука-классика, 412 с.

4. Радаев В. 2020. Миллениалы: как меняется российское общество. 2-е изд. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 224 с.

5. Твенге Дж. 2019. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни / Пер. с англ. А. Толмачёва. М.: РИПОЛ классик, 406 с.

6. Твенге Дж. 2021. Поколение айфона. Кто они? / Пер. с англ. А. Толмачёва. М.: РИПОЛ классик, 2021. 406 с.

7. Твендж Дж. 2018. Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / Пер. с англ. Е. Деревянко. М.: Эксмо, 336 с.

8. Урри Дж. 2018. Как выглядит будущее? / Пер. с англ. А. Матвеенко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 316 с.

9. Якокка Л. 2008. Куда подевались все лидеры? / Пер. с англ. С.Э. Борич. Минск: Попурри, 320 с.

10. Twenge, J., Campbell, K. 2009. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. New York: Simon & Schuster, 304 p.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести