Value-behavioral Transformations of Generation I: the American Model for Russia and the Rest of the World?
Table of contents
Share
QR
Metrics
Value-behavioral Transformations of Generation I: the American Model for Russia and the Rest of the World?
Annotation
PII
S268667300018421-3-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Vakhtang Surguladze 
Affiliation: Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
108-114
Abstract

Review of the Book by J.M. Twenge: iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy – and Completely Unprepared for Adulthood – and What That Means for the Rest of U.S. Moscow: RIPOL classik, 2019, 406 p.

The review notes that the nature of the sociocultural transformations of modern American society analyzed by an authoritative American psychologist due to the processes of digitalization, intensified as a result of the COVID-19 pandemic, is also relevant for other states and apparently has the character of a model common to post-industrial societies. The currently observed differences between motivation, social expectations, values and behavioral attitudes of representatives of generations X, Y, Z cause the need to rethink the state socioeconomic policy, as well as appropriate analysis and longterm forecasting of the consequences of the impact of digitalization and the development of network media on the sociopolitical and information security of society, as well as the level of consolidation of the national state.

Keywords
intergenerational value shifts, generations X, Y, Z, the concept of generation I (iGeners) by Jean Twenge, digitalization, models of socio-cultural transformations of post-industrial societies
Received
07.10.2021
Date of publication
01.02.2022
Number of purchasers
13
Views
1140
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Джин Твенге (Твендж) – известный американский психолог, профессор университета Сан-Диего, специалист в сфере исследований поведения молодёжи, межпоколенческих трансформаций ценностных ориентаций и установок. Широкую известность приобрела её совместная с Кейтом Кэмпбеллом монография, посвящённая воздействию на современное общество социальных медиа «Эпидемия нарциссизма» [Twenge J., Campbell K. 2009]. Русскоязычному читателю автор знакома по изданию работы «Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык» [Твендж Дж. 2018].
2 Описанные Дж. Твенге в исследовании «Поколение I: Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым – и абсолютно неготовым ко взрослой жизни» тенденции получили дополнительный импульс в результате ограничений, которым подверглось общество в условиях пандемии COVID-19. В связи с этим актуальность работы американского психолога только возросла, подтверждением чему служит переиздание книги под новым названием в 2021 году [Твенге Дж. 2021].
3

Ценной стороной рецензируемой монографии является тот факт, что сделанные в ней выводы относительно межпоколенческих поведенческих и ценностных сдвигов основываются на анализе массива больших данных, накопленных американской социологией и статистикой за последние десятилетия благодаря ряду лонгитюдных, охватывающих продолжительный отрезок времени исследовательских проектов, вовлекших сотни тысяч американцев разных поколений одного возраста, – школьников, учащихся колледжей и вузов с 1950-х годов до середины первой четверти XXI века*.

* Среди этих публикаций: Current Population Survey (1948–2016), Monitoring the Future (1976–2015) American Freshman Survey (1966–2015), Youth Risk Behavior Surveillance (1991–2015), General Social Survey (1972–2016), Uniform Crime Reports (1960–2015), National Crime Victimization Survey (1997–2013), National survey on Drug Use and Health (2004–2015), U.S. Current Population Survey (1972–2014), а также массивы статистических и социологических данных Центров по контролю и профилактике заболеваний США.
4 В качестве основы межпоколенческих различий Дж. Твенге выделяет временной промежуток рождений, представители которого отличаются социокультурными характеристикам, не похожими на другие возрастные группы: бэби-бумеры (1946–1964), поколение Х (1965–1979), миллениалы, или поколение Y (1980–1994). Следуя моде на изобретение авторских классификаций, Дж. Твенге определяет поколение центениалов (поколение Z) по аналогии с линейками продукции компании «Эпл» (Apple) - iPad, iPhone в качестве поколения I (ай) – айдженеров (iGeners, iGeneration), поскольку, по её мнению, ключевой особенностью людей, родившихся после 1995 г. является взросление в условиях цифровизации и распространённости социальных сетей.
5 Среди отличительных черт поколения айдженеров-центениалов американский психолог выделяет потребительское отношение к знанию, выражающееся в отсутствии пиетета к его духовно-нравственной, гуманистической составляющей, ощущения сакральности и самостоятельной ценности, которые во многом были свойственны предшествующим поколениям, однако утрачиваются в эпоху, когда образование перестаёт гарантировать высокий социальный статус и стабильную занятость.
6

7 Основной отличительной чертой современной американской молодёжи стало, по мнению Дж. Твенге, повышенное внимание к предельно широко интерпретируемой безопасности, которая кроме физической составляющей подразумевает и эмоциональную, и информационную сферы. Поколение социальных сетей и поисковых систем с таргетированной рекламой и кастомизированным, то есть «подогнанным» под интересы предпочтения и ожидания конкретного пользователя контентом, становится нетерпимым к любой критике, неприятной информации, реальности, нарушающей внутреннюю гармонию, боится и не желает выходить из зоны психологического комфорта.
8 К особенностям центениалов Дж. Твенге относит низкий уровень самооценки, повышенную тревожность, снижение социальных навыков и навыков межличностных коммуникаций. На фоне указанных социально-психологических и поведенческих трансформаций, согласно приводимым автором данным, развиваются нехарактерные для Соединённых Штатов поведенческие модели. Так, например, сокращается количество молодых людей, сдающих экзамены на получение водительских прав. Наблюдаются изменения ориентированной на владение личным автомобилем культуры, в рамках которой обладание правами выступало значимым маркером «взрослости» и социального статуса.
9 Дж. Твенге считает, что поколение айдженеров отличается возросшей инфантильностью и осознанным нежеланием взрослеть, существенным удлинением периода детства и юности. Феномен отложенного взросления и повышенной боязни любых проблем и неприятностей проявляется и в таких тенденциях, как заметное снижение числа подростковых беременностей, распространённости в молодёжной среде употребления алкоголя и курения, считавшихся в прошлом «модными» атрибутами взрослой жизни, к которой стремились молодые люди.
10 Другая фиксируемая Дж. Твенге тенденция из области повседневной жизни – отмирание привычки походов в кинотеатры, традиций собираться большими компаниями, результатом чего (ещё до начала пандемии COVID-19) стало банкротство и закрытие ряда сетей американских кинотеатров и крупных торговых центров. Поколение I замыкается в себе и предпочитает живому общению – социальные сети и знакомое окружение – родителей и самых близких родственников, которые, по мнению психолога, заменяют айдженерам друзей-сверстников.
11 Согласно приводимым Дж. Твенге данным, айдженерам присущи пессимизм, недоверие к социальным институтам, материализм, изживание идеализма, атеизм и ориентация на удовлетворение базовых потребностей на фоне неуверенности в будущем и отсутствия свойственных миллениалам (поколение Y) завышенных ожиданий от жизни. В социально-политической сфере представители нового поколения отличаются конформизмом, склонностью противостоять вызывающим неприятие институтам и тенденциям социально-экономического и политического развития не в форме открытого столкновения, а методами изменения системы изнутри в логике «малых дел». Выводы Дж. Твенге относительно коллективной психологии и мотивации поколения центениалов заставляют скорректировать точку зрения, согласно которой молодёжь априорно воспринимается в качестве «вечно бунтующей» и склонной к непокорности группы населения любого общества.
12 Констатируемое Дж. Твенге отсутствие среди молодёжи энтузиазма в познании мира, кроме подчёркиваемых психологом факторов цифровизации и иллюзии постоянной доступности знаний (собранных в Википедии), может быть связано с общим ощущением «катастрофизма», которое отмечал в своей работе «Как выглядит будущее?» британский социолог Джон Урри [Урри Дж. 2016], и обусловлено характерным для современного постиндустриального общества отсутствием желаемого образа будущего, наличие которого в теории считается неотъемлемой частью стратегического планирования, однако всё реже обсуждается и научно обосновывается. Объяснением же пессимистических настроений поколения центениалов может служить то обстоятельство, что период их детства и взросления пришёлся на социально нестабильное время после мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Свойственный поколению айдженеров пессимизм, отмечаемый американским психологом, можно объяснить и общим социально-политическим и идеологическим кризисом современных Соединённых Штатов, проявления которого демонстрировали многие американские авторы.
13 Симптоматичным в этом отношении было название книги Б. Обамы «Дерзость надежды: мысли о возрождении американской мечты» [Obama B. 2006]. Эта же неуверенность в обоснованности американского мессианизма и представлений об образцовом характере общества США сквозит и в последних работах Л. Якокки [Yacocca L. 2007], Зб. Бжезинского [Brzezinsky Zb. 2013] и П. Бьюкенена [Buchanan P. 2011].
14 Книга американского эксперта даёт обильный материал для построения моделей и траекторий трансформаций ценностных и поведенческих установок представителей поколения I в других стремительно цифровизирующихся обществах. Российские специалисты не обладают сопоставимыми с американскими объёмами накопленных статистических эмпирических данных, однако как здравый смысл, так и имеющиеся работы российских исследователей [Радаев В. 2020] подтверждают, что «американские» поколенческие тенденции проявляются и в других странах, в том числе и в России.
15 Выявленные Дж. Твенге социокультурные и психологические трансформации ставят перед правительствами современных цифровизирующихся государств задачи по адаптации социальной и информационной политики к новым условиям, к изучению этих тенденций и выработке мер по смягчению негативных проявлений, среди которых можно отметить явную информационную и социальную фрагментацию и дезинтеграцию общества. Молодое поколение аполитично, не читает общенациональных газет, не смотрит общенациональное телевидение, выпадая таким образом из общегосударственной информационной повестки дня, наличие которой традиционно считалось специалистами в области нациестроительства и политики идентичности важнейшим фактором консолидации национального государства. Дезинтеграция же в социальной сфере, среди прочих негативных последствий, приводит к проблемам в области трудовых и семейных отношений, снижению демографических показателей и другим негативным последствиям.
16 Работа Дж. Твенге подтверждает, что последствия цифровизации требуют стратегического анализа и прогнозирования возможных социальных и политических рисков, смягчение и предотвращение которых невозможно без внимательного изучения межпоколенческих различий и особенностей восприятия современного мира.

References

1. Bzhezinskij Z. 2014. Strategicheskij vzglyad: Amerika i global'nyj krizis / Per. s angl. M.N. Desyatovoj. M.: AST, 286 s.

2. B'yukenen P. 2016. Samoubijstvo sverkhderzhavy / Per. s angl. K.M. Korolyova. M.: AST, 640 s.

3. Obama B. 2008. Derzost' nadezhdy: Mysli o vozrozhdenii amerikanskoj mechty / Per. s angl. T. Kamyshnikovoj, A. Mitrofanova. SPb.: Azbuka-klassika, 412 s.

4. Radaev V. 2020. Millenialy: kak menyaetsya rossijskoe obschestvo. 2-e izd. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 224 s.

5. Tvenge Dzh. 2019. Pokolenie I. Pochemu pokolenie Interneta utratilo buntarskij dukh, stalo bolee tolerantnym, menee schastlivym i absolyutno ne gotovym ko vzrosloj zhizni / Per. s angl. A. Tolmachyova. M.: RIPOL klassik, 406 s.

6. Tvenge Dzh. 2021. Pokolenie ajfona. Kto oni? / Per. s angl. A. Tolmachyova. M.: RIPOL klassik, 2021. 406 s.

7. Tvendzh Dzh. 2018. Pokolenie selfi: kto takie millenialy i kak najti s nimi obschij yazyk / Per. s angl. E. Derevyanko. M.: Ehksmo, 336 s.

8. Urri Dzh. 2018. Kak vyglyadit buduschee? / Per. s angl. A. Matveenko. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANKhiGS, 316 s.

9. Yakokka L. 2008. Kuda podevalis' vse lidery? / Per. s angl. S.Eh. Borich. Minsk: Popurri, 320 s.

10. Twenge, J., Campbell, K. 2009. The Narcissism Epidemic: Living in the Age of Entitlement. New York: Simon & Schuster, 304 p.

Comments

No posts found

Write a review
Translate